город Иркутск |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А19-6063/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Киселёвой О.Г. (доверенность от 09.01.2020), министерства финансов Иркутской области Клеофастова Б.П. (доверенность от 24.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2019 года по делу N А19-6063/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745, г. Москва; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство финансов) о взыскании за счет казны Иркутской области 18 039 780 рублей 07 копеек убытков.
Определением суда от 29 мая 2019 года министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН: 1083808000671, ИНН: 3808171820, г. Иркутск; далее - министерство жилищной политики) привлечено к участию в деле в качестве соответчика, администрация муниципального образования "Кутулик" (далее - администрация), служба по тарифам Иркутской области (далее - служба по тарифам) привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2020 года, заявленные исковые требования удовлетворены за счет Иркутской области в лице министерства жилищной политики за счет казны Иркутской области.
Не согласившись с решением и постановлением, министерство жилищной политики и министерство финансов обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора и представленным в материалы дела доказательствам.
Доводы заявителей кассационных жалоб сводятся к тому, что правовые основания для удовлетворения требований учреждения отсутствуют в связи с недоказанностью истцом состава правонарушения, необходимого для взыскания убытков, в том числе самого факта несения убытков и их размера.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель истца доводы заявителей жалоб отклонил, сославшись на их несостоятельность.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационных жалоб правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Предметом спора в рамках настоящего дела являются требования о возмещении убытков, возникших за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 у поставщика коммунального ресурса (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод) для нужд населения, проживающего в жилом фонде Вооруженных сил Российской Федерации (г. Иркутск-45).
Обосновывая свое право требования, истец указывает, что при начислении потребителям платы за коммунальные услуги, учреждение, руководствуясь установленными тарифными нормативами, применяло предельные значения изменения данной платы, в результате чего у него возник недополученный доход за поставленные ресурсы.
Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что в силу статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки подлежат взысканию за счет Иркутской области в лице министерства жилищной политики как главного распорядителя бюджетных средств субъекта по предоставлению субсидий в сфере коммунальных услуг.
Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Установив факт поставки истцом потребителям коммунальных услуг в спорный период времени по льготным тарифам, суды пришли к выводу о доказанности учреждением факта несения убытков при осуществлении регулируемой деятельности.
Расчет недополученных доходов истца проверен судами, признан арифметически правильным.
Нарушений требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами при оценке доказательств, представленных в подтверждение размера недополученных доходов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах и учитывая, что министерство жилищной политики отказало учреждению в предоставлении субсидии (решение от 13.11.2017 N 183), вывод судов об обоснованности заявленного учреждением требования является правомерным.
Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Возражения ответчиков о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами не могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб не рассматривается, поскольку министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, министерство финансов Иркутской области освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2019 года по делу N А19-6063/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2020 г. N Ф02-1192/20 по делу N А19-6063/2019