город Иркутск |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А19-17309/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Бандурова Д.Н., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2019 года по делу N А19-17309/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный технический университет" (далее - университет) обратилось в арбитражный суд к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - Территориальное управление) о признании отсутствующим права оперативного управления университета на здания столярной мастерской с кадастровым номером 38:36:000033:12699, площадью 44,4 кв.м. и склада ГСМ с кадастровым номером 38:36:000029:4130, площадью 31,2 кв.м., расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83а.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2020 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Территориальное Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В кассационной жалобе приведены доводы о нарушении истцом порядка списания федерального имущества.
В отзыве на кассационную жалобу министерство, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником зданий столярной мастерской с кадастровым номером 38:36:000033:12699, площадью 44,4 кв.м. и склада ГСМ с кадастровым номером 38:36:000029:4130, площадью 31,2 кв.м., расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83 а.
В отношении указанных зданий за университетом зарегистрировано право оперативного управления, что подтверждается представленными свидетельствами и выписками из реестра федерального имущества.
По результатам проведенных мероприятий по инвентаризации объектов недвижимости, расположенных на территории университета, комиссией был составлен акт N 3 от 10.01.2018, согласно которому здания столярной мастерской и склад ГСМ разрушены ввиду ветхости, фактически отсутствуют.
Актом от 15.02.2019 и протоколом от 18.02.2019 комиссией университета принято решение о списании данных объектов и прекращении права оперативного управления на них.
В целях согласования списания названных объектов университет обратился к министерству с письмом от 19.03.2019.
Письмом от 12.04.2019 министерство отказало университету в согласовании списания объектов.
Соответствующие данные о неудовлетворительном техническом состоянии спорных зданий содержатся также в представленных в дело заключениях экспертов.
Ссылаясь на то, что вышеуказанные объекты недвижимости, закрепленные за университетом на праве оперативного управления, прекратили свое существование ввиду их разрушения, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор, суды, руководствуясь положениями статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и, установив, что спорные объекты недвижимости фактически перестали существовать в качестве объектов права, пришли к выводу о прекращении права оперативного управления университета на них.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в числе прочего, является гибель или уничтожение этого имущества.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 4372/10, в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности. Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество.
Фактическое отсутствие (разрушение) зданий столярной мастерской и склада ГСМ подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспаривается.
Порядок списания федерального имущества установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" и от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Пунктом 3 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834, предусмотрено, что решение о списании федерального имущества принимается в случае, если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения решение о списании федерального имущества принимается в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений.
В силу пункта 13 Положения после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
В целях соблюдения установленного порядка университет обращался к министерству с просьбой о согласовании списания названных выше объектов недвижимости, в удовлетворении которой было отказано.
Критерий достоверности и актуальности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе закреплен Положением об учете федерального имущества, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды, установив, что закрепленные за университетом на праве оперативного управления здания столярной мастерской и склада, прекратили свое существование в связи со сносом, принимая во внимание невозможность реализации установленного порядка списания федерального имущества, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя о нарушении истцом порядка списания федерального имущества не имеют правового значения для рассматриваемого спора, а также не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2019 года по делу N А19-17309/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834, предусмотрено, что решение о списании федерального имущества принимается в случае, если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.
...
В силу пункта 13 Положения после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
...
Критерий достоверности и актуальности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе закреплен Положением об учете федерального имущества, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2020 г. N Ф02-2079/20 по делу N А19-17309/2019