г. Чита |
|
12 марта 2020 г. |
дело N А19-17309/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Каминского В.Л., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Рябковым А.А., после перерыва - секретарем Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2019 года по делу N А19-17309/2019 по иску федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (ОГРН 1023801756120, ИНН 3812014066, адрес: 664074, Иркутская область, город Иркутск, улица Лермонтова, дом 83) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, адрес: 664025, Иркутская область, город Иркутск, улица Российская, 17) о признании права оперативного управления отсутствующим,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН 1187746579690, ИНН 9710062939, место нахождения: 125009, город Москва, улица Тверская, дом 11, строение 1,4),
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (далее - университет, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае (далее - управление, ответчик) с требованиями о признании отсутствующим права оперативного управления университета на объекты недвижимого имущества, а именно: столярная мастерская, инв. номер: 0000051038, кадастровый номер: 38:36:000033:12699, нежилое, 1-этажное, деревянное здание без подвала с пристроем, общей площадью 44,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83-а, 1988 года постройки, и склад ГСМ, инв. номер: 0000051035, кадастровый номер: 38:36:000029, нежилое 1-этажное здание, со стенами из асбестоцементных листов, площадью 31,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83-а, 1988 года постройки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.09.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу. Просил судебный акт по делу отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы управление сослалось на то, что истец нарушил действовавший порядок списания федерального имущества, установленный постановлением 10 Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Истец в отзыве на доводы жалобы возражал, указал, что решение судом принято по фактическим обстоятельствам дела, при правильном применении норм материального права. Полагал решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве на апелляционные жалобы полагало решение суда законным и обоснованным, просило судебный акт по делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области заявил о замене на него ответчика в связи реорганизацией представил выписки из ЕГРЮЛ, приказ Росимущества от 28.05.2019 N 128, Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
В связи с заменой в составе суда на судью Юдина С.И. судьи Макарцева А.В., с участием которого рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 27.02.2019 начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 27.02.2020, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 05.03.2020. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
В связи с заменой в составе суда на судью Скажутину Е.Н. судьи Юдина С.И., с участием которого рассматривалось дело, судебное разбирательство в заседании 05.03.2019 начато сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и третье лицо, извещенные о начавшемся судебном процессе, однако в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала судебному разбирательству.
Рассмотрев заявление о процессуальной замене ответчика, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из анализа приведенной нормы следует, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Согласно сведениям представленных в материалы дела документов в подтверждение реорганизации ответчика, усматривается, что с 17.01.2020 юридическое лицо Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме разделения на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области перешли функции по управлению федеральным имуществом на территории Иркутской области.
Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации под реорганизацией понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
В соответствии с положениями статей 58, 59 Гражданского кодекса РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом, который, в свою очередь, должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые обязательства.
При изложенных обстоятельствах реорганизации ответчика имелось основание для его процессуальной замены на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - управление, ответчик).
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы и возражений истца, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, и суд первой инстанции установил, Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое, 1-этажное, без подземных этажей, общей площадью 44,4 кв. м здание, под инв. номером: 41256, кадастровым номером: 38:36:000033:12699, лит. В, по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83А (свидетельство о государственной регистрации права от 27.03.2015 л.д.45) и нежилое, одноэтажное, без подземных этажей здание склада ГСМ, площадью 31,2 кв. м, под инв. номером: 0000051035, кадастровым номером: 38:36:000029, по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83А, (свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2015).
Указанные объекты недвижимости за университетом зарегистрировано право оперативного управления, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 02.10.2006 38-АГ 396908 и 38-АГ 398199 (т. 1 л.д. 46, 71).
В акте о результатах инвентаризации от 10.01.2018 N 3 зафиксировано, что здания столярной мастерской и склада ГСМ разрушены ввиду ветхости, по факту отсутствуют, подлежат списанию (т. 1 л.д. 14).
Приказом ректора ФГБУ ВО "Иркутский национальный исследовательский технический университет" от 12.02.2019 N 65-П создана комиссия для выяснения обстоятельств, связанных с учетом объектов недвижимости по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83а и проведения служебного расследования. В процессе проверки установлено, что указанные объекты строились силами работников университета, по существу были временными постройками и использовались университетом только до 2000 года, не имели фундамента, возводились из подручных строительных материалов (брус, доски, фанера); в период строительства жилых комплексов "Изумрудный город" и "Флагман", расположенных на земельном участке ИРНИТУ с кадастровым номером 38:36:000033:187, здания столярной мастерской и склада ГСМ разрушены, причины разрушения установить не представилось возможным. По результатам проверки в акте от 15.02.2019 комиссия предложила списать и прекратить право оперативного управления университета на здания столярной мастерской и склада ГСМ (т. 1 л.д. 16-17).
На заседании постоянной действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" на праве оперативного управления решено списать объекты недвижимости: столярную мастерскую и склад ГСМ, составить акт о списании, документы направить в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Решение оформлено протоколом от 18.02.2019 N 2 (т. 1 л.д. 21-24).
В письмом от 19.03.2019 N 11-813/19 университет обратился к руководителю Сибирского ТУ Минобрнауки с предложением о списании указанных объектов (т. 1 л.д.18-20). Сибирское Территориальное управление (Сибирское ТУ Минобрнауки) в письме от 12.04.2019 N СТУ-03-08/1919 отказало в согласовании решении о списании спорных объектов недвижимого имущества по мотиву несоблюдения университетом установленного порядка списания федерального имущества (т. 1 л.д. 25-26).
Ссылаясь на то, что спорные объекты в настоящее время разрушены и разобраны до основания, проведены мероприятия по освидетельствованию объектов недвижимости, экспертом проведено обследование и даны заключения, в свою очередь в реестре федерального имущества имеется запись о праве оперативного управления университета на несуществующие объекты недвижимого имущества, что нарушает права и законные интересы университета, тот обратился в арбитражный суд с иском в настоящем деле.
Предметом спорта стали требования истца к ответчику о признании прекращенным права оперативного управления истца на указанные объекты недвижимости.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 12, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447, и Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834, учел разъяснения в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Суд исходил из обоснованности по праву требований, поскольку спорное недвижимое имущество перестало существовать в качестве объекта права.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права. Выводы арбитражного суда, на которых основано решение, сделаны в результате надлежащей оценки доказательств в деле с соблюдением требований, установленных в главе 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в том числе и недвижимую, в силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации является гибель или уничтожение этого имущества.
Право собственности, равно как и иные вещные права, в том числе право оперативного управления, опосредует юридическую связь лица с принадлежащим ему имуществом (вещью) и его наличие неразрывно связано с фактом существования этого имущества. В этой связи в случае прекращения существования соответствующего имущества (вещи) вещное право на него также прекращается.
В данном случае представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что закрепленное за университетом на праве оперативного управления на здания столярной мастерской и склада ГСМ прекратило свое существование в связи с разрушением. По указанной причине суд правомерно пришел к выводу о прекращении права оперативного управления университета на эти здания.
Довод ответчика о нарушении истцом порядка списания федерального имущества рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Порядок списания федерального имущества установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" и от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
В частности, пунктом 3 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834, предусмотрено, что решение о списании федерального имущества принимается в случае, если федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Согласно пункту 4 этого Положения решение о списании федерального имущества в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, принимается бюджетными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений.
В силу пункта 13 Положения после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
В рассмотренном случае, как установил суд, в целях соблюдения установленного порядка университет обращался к уполномоченному лицу с просьбой о согласовании списания спорных объектов, и ему в том было отказано.
В этой связи, принимая во внимание факт прекращения существования зданий столярной мастерской и склада ГСМ и связанное с этим фактом прекращение права оперативного управления университета на них, а также учитывая невозможность реализации истцом установленного порядка списания федерального имущества, суд правомерно пришел к выводу об обоснованности требований истца.
По изложенным причинам доводы жалобы не могли повлиять на решение суда первой инстанции.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
в деле N А19-17309/2019 произвести процессуальную замену ответчика на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2019 года по делу N А19-17309/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17309/2019
Истец: Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет"
Ответчик: Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ