город Иркутск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А78-11816/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Новогородского И.Б.,
рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 декабря 2019 года по делу N А78-11816/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569; далее - пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к краевому государственному специализированному автономному учреждению "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (ОГРН 1127536006069, ИНН 7536129898; далее - учреждение) о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 календарный год по требованию от 28 января 2019 года N 207S01190001144 в размере 53 500 рублей.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2020 года по тому же делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. В рассматриваемом случае учреждение нарушило требования пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, предоставив сведения по форме СЗВ-СТАЖ (тип "исходящая") в отношении 107 застрахованных лиц 27.03.2018 за отчетный период "календарный год" 2017 года. Процедура привлечения страхователя к ответственности за данное правонарушение соблюдена. В данном случае у пенсионного фонда отсутствуют и не могут быть уважительными причины пропуска срока на обращение в суд. При этом сам страхователь признает факт непредставления в установленный срок спорных сведений и просит снизить финансовые санкции до 3 000 рублей.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса.
Лица, участвующие в деле, извещены о принятии кассационной жалобы к производству и о порядке ее рассмотрения по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 4 статьи 229, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов настоящего дела, учреждение 27.03.2018 представило в территориальный орган пенсионного фонда сведения о страховом стаже застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 календарный год на 107 застрахованных лиц.
Фондом составлен акт N 207S18180002731 от 07.11.2018 и принято решение N 207S19180003523 от 19.12.2018 о привлечении учреждения к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 53 500 рублей.
Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01190001144 от 28.01.2019 страхователю предложено уплатить штраф в сумме 53 500 руб. в срок до 19.02. 2019.
В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
07 августа 2019 года Арбитражным судом Забайкальского края по делу N А78-9383/2019 вынесен судебный приказ о взыскании с учреждения финансовых санкций по требованию N 207S01190001144 от 28.01.2019.
В связи с поступлением от учреждения возражений судебный приказ по делу N А78-9383/2019 был отменен, о чем 21 августа 2019 года Арбитражным судом Забайкальского края вынесено соответствующее определение.
26.09.2019 года пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из пропуска пенсионным фондом совокупного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, с учетом установленных по данному делу конкретных обстоятельств, сделали правильный вывод об отсутствии основания для удовлетворения заявленного требования.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона.
Согласно части 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок и сроки взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа с организаций и индивидуальных предпринимателей определен статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 11 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
На основании части 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Предельный срок взыскания финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц в случае отложения) + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018
Судами установлено, что сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 календарный год представлены учреждением 27.03.2018 (при установленном сроке представления не позднее 01.01.2018).
С указанной даты представления сведений пенсионного фонд обязан был проверить соблюдение учреждением установленного Законом N 27-ФЗ срока для представления сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 календарный год.
Согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации акт проверки должен был быть составлен фондом не позднее трех месяцев с момента подачи страхователем сведений о застрахованных лицах, тогда как фактически акт составлен 07.11.2018, то есть с нарушением трехмесячного срока, предусмотренного законодательством, что повлекло за собой соответствующее смещение сроков.
При этом из материалов дела не усматривается, что имело место продление срока для вынесения решения.
По сведениям из электронного сервиса "Картотека арбитражных дел" с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию N 207S01190001144 от 28.01.2019 пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Забайкальского края только 30.07.2019 - по истечении более двух месяцев от совокупного срока.
В связи с этим суды, учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, пришли к выводу о пропуске фондом срока на обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции (дата обращения в суд - 26.09.2019).
Пропуск срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, при отсутствии ходатайства о восстановлении срока на обращение с заявлением в суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
Доводы подателя жалобы о том, что срок на обращение в суд с заявлением фондом не пропущен, подлежит отклонению, как основанный на неправильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка пенсионного фонда на то обстоятельство, что страхователь признает факт непредставления в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и просит снизить финансовые санкции до 3 000 рублей, была рассмотрена и обоснованно отклонена судами, поскольку согласно положениям статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от занятой страхователем позиции суд проверяет наличие оснований для взыскания, в том числе, соблюдение сроков взыскания.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем они в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 05 декабря 2019 года по делу N А78-11816/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предельный срок взыскания финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц в случае отложения) + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018
...
С указанной даты представления сведений пенсионного фонд обязан был проверить соблюдение учреждением установленного Законом N 27-ФЗ срока для представления сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 календарный год.
Согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации акт проверки должен был быть составлен фондом не позднее трех месяцев с момента подачи страхователем сведений о застрахованных лицах, тогда как фактически акт составлен 07.11.2018, то есть с нарушением трехмесячного срока, предусмотренного законодательством, что повлекло за собой соответствующее смещение сроков."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2020 г. N Ф02-2380/20 по делу N А78-11816/2019