город Иркутск |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А78-11639/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИП Кублякова Н.Г." на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 ноября 2019 года по делу N А78-11639/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИП Кублякова Н.Г." (ОГРН 1067536017768, ИНН 7536068444, г. Чита; далее - ООО "ИП Кублякова Н.Г.", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - Служба, административный орган) от 22.08.2019 N 389-Н-А/П-19 о назначении административного наказания.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "ИП Кублякова Н.Г." обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 1.6, 4.5, 14.16, 28.1, 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 1, 2, 8.3, 10, 16, 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), статей 16, 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не дали оценку доводам общества о вынесении Службой постановления о привлечении к административной ответственности и его получении обществом по истечении одного года после совершения правонарушения, то есть за пределами срока давности привлечения к ответственности; Служба нарушила требования Федерального закона N 294-ФЗ; результаты проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с обществом не являются основанием для возбуждения дела о привлечении к административной ответственности, а могут являться лишь основанием для проведения внеплановой проверки; Служба самостоятельно в отсутствие задания руководителя на основании приказа провела мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований розничной продажи алкогольной продукции посредством анализа информации о деятельности общества, предоставляемой в орган государственного контроля; акт проверки не составлялся, что является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок; протокол об административном правонарушении мог быть составлен только в рамках мероприятий государственного контроля, и только после составления акта проверки; Службой не представлены доказательства факта розничной продажи алкогольной продукции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 53, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без вызова сторон и проведения судебного заседания.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 4 статьи 229, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество имеет лицензию N 75РПА0001852 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, сроком действия до 14.05.2019, по месту нахождения обособленных подразделений, в том числе по адресу: г. Чита, ул. Токмакова, д. 26 (магазин).
Службой на основании приказа от 12.09.2018 N 66/дк были проведены мероприятия по анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований розничной продажи алкогольной продукции 1 сентября 2018 года, установленных федеральным и региональным законодательством, организациями на территории Забайкальского края.
В ходе проведенных контрольных мероприятий было установлено, что согласно данным, сформированным в системе ЕГАИС "Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции" по чекам за период с 01.09.2018 по 01.09.2018 по указанному времени за каждые сутки с 00:00 по 23:59" установлено, что 01.09.2018 в период с 09 часов 18 минут до 20 часов 32 минуты местного времени в магазине, расположенном по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Токмакова, д. 26, в котором деятельность по розничной продаже алкогольной продукции осуществляет ООО "ИП Кублякова Н.Г." в День знаний (01 сентября 2018 года) осуществлялась продажа алкогольной продукции в количестве 40 бутылок.
По данному факту Службой 24.06.2019 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 389-Н-А/П-19.
Постановлением РСТ Забайкальского края от 22.08.2019 N 389-Н-А/П-19 ООО "ИП Кублякова Н.Г." признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Забайкальского края с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона о госрегулировании производства алкогольной продукции.
Пунктом 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Забайкальского края установлены статьей 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 N 616-ЗЗК "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на территории Забайкальского края". Пунктом 2 части 1 статьи 3 названного Закона установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в праздничные дни, в том числе День знаний (1 сентября).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды двух инстанций обоснованно признали доказанным административным органом факт осуществления обществом продажи алкогольной продукции с нарушением особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 24.06.2019 N 389-Н-А/П-19, протоколами запроса из ЕГАИС, журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 01.09.2018 по 01.09.2018.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности Службой факта продажи алкогольной продукции, о том, что оспариваемое постановление Службы вынесено с нарушением требований Федерального закона N 294-ФЗ, поскольку результаты проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с обществом не являются основанием для привлечения к административной ответственности, а могут являться лишь основанием для проведения внеплановой проверки, которая не была проведена, протокол об административном правонарушении мог быть составлен только в рамках мероприятий государственного контроля, и только после составления акта проверки, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены, как основанные на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 171-ФЗ, Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 N 196, Служба является уполномоченным органом по проведению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе контроля за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов.
Статьей 23.1 названного Закона к государственному надзору за соблюдением обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесена деятельность указанного уполномоченного органа государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении организациями своей деятельности.
Согласно статье 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации отнесено к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами.
При этом в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ).
В рассматриваемом случае Службой в ходе мероприятий по анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований розничной продажи алкогольной продукции без взаимодействия с юридическим лицом были непосредственно обнаружены данные, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не может быть принята во внимание и ссылка общества на вынесение Службой постановления о привлечении к административной ответственности и его получение обществом по истечении одного года после совершения правонарушения, что свидетельствует о нарушении срока давности привлечения к ответственности.
В соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (часть 1). В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2).
Вместе с тем, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в абзаце 3 пункта 4 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также рассмотрение дела об административном правонарушении с несоблюдением установленного частью 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока (при условии соблюдения срока давности привлечения к ответственности) не относится к существенным нарушениям при производстве по делу об административном правонарушении; данный срок пресекательным не является.
В рассматриваемом случае, как установлено судами и следует из материалов дела, протокол составлен и постановление об административном правонарушении вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, безусловно влекущих отмену судебных актов, не установлено.
Таким образом, в рассматриваемом случае не установлены существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем предусмотренные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 ноября 2019 года по делу N А78-11639/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (часть 1). В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2).
Вместе с тем, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в абзаце 3 пункта 4 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также рассмотрение дела об административном правонарушении с несоблюдением установленного частью 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока (при условии соблюдения срока давности привлечения к ответственности) не относится к существенным нарушениям при производстве по делу об административном правонарушении; данный срок пресекательным не является."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2020 г. N Ф02-2404/20 по делу N А78-11639/2019