город Иркутск |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А74-9004/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаровой А.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" Топоевой Ж.Д. (доверенность от 27.03.2020, паспорт, диплом), Дегтярева Н.В. (доверенность от 01.06.2020, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия кассационную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 декабря 2019 года по делу N А74-9004/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (ОГРН: 1131901004025, ИНН: 1901114911, г. Абакан; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (ОГРН: 1027739386993, ИНН: 7730118512, г. Москва; далее - общество) о расторжении соглашения от 19.07.2018 N 4, обязании ответчика исполнять обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориальной зоне N 4 Республики Хакасия до дня, определенного соглашением, заключенным истцом с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экоресурс", общество с ограниченной ответственностью "Чистый город", общество с ограниченной ответственностью "ХакасГрадСтрой".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что целью иска является как прекращение деятельности ответчика путем расторжения соглашения от 19.07.2018 N 4 (на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации) так и лишение общества статуса регионального оператора (как следствие расторжения соглашения). В кассационной жалобе министерство указывает на доказанность материалами дела фактов нарушений ответчиком условий соглашения при организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (нарушена схема потоков отходов, несоблюден порядок сбора и транспортировки отходов, не осуществлен контроль за подконтрольным оператором ООО "Экоресурс", имеется значительное несоответствие между массой собранных отходов и переданных на полигон для захоронения, наличие у ответчика кредиторской задолженности перед операторами свыше 1/12 объема среднегодовой валовой выручки).
Общество доводы заявителя кассационной жалобы отклонило, сославшись на их несостоятельность (письменный отзыв от 19.06.2020).
В судебном заседании представители ответчика поддержали возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Истец и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права, установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Предметом спора является расторжение соглашения от 19.07.2018 N 4 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориальной зоне N 4 Республики Хакасия (и прекращение деятельности регионального оператора как следствие расторжения соглашения). Основанием - осуществление региональным оператором контролируемой деятельности с нарушениями условий соглашения.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установив, что согласно пункту 9.6 соглашения от 19.07.2018 действие соглашения прекращается, в том числе, в случае вступления в законную силу решения суда, суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели по существу доводы истца о допущении ответчиком нарушений в ходе организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Рассмотрев доводы истца и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о соблюдении обществом требований соглашения от 19.07.2018 N 4, а также требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Территориальной схемы обращения с отходами (раздел 7 "Схема потоков отходов"), утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 06.03.2018 N 010-254-пр, Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Поскольку не было установлено грубых нарушений (невыполнения) ответчиком условий соглашения, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Доводы министерства о доказанности фактов нарушений ответчиком условий соглашения при организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами не нашли своего подтверждения материалами дела.
Не подтверждается материалами дела и довод заявителя кассационной жалобы, касающийся нерассмотрения судами его требований о лишении общества статуса регионального оператора.
Как усматривается из материалов дела (иска от 09.08.2019 и пояснений к нему от 30.08.2019, 20.09.2019, 15.10.2019, 18.11.2019, 21.11.2019), самостоятельное требование о лишении ответчика статуса регионального оператора по обращению с отходами истцом не заявлялось. Ссылка на пункт 40 Правил N 1156, в котором федеральный законодатель установил основания лишения лица статуса регионального оператора по обращению с отходами, указана министерством лишь в качестве правового основания иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 декабря 2019 года по делу N А74-9004/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Рассмотрев доводы истца и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о соблюдении обществом требований соглашения от 19.07.2018 N 4, а также требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Территориальной схемы обращения с отходами (раздел 7 "Схема потоков отходов"), утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 06.03.2018 N 010-254-пр, Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июня 2020 г. N Ф02-2167/20 по делу N А74-9004/2019