г. Красноярск |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А74-9004/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" марта 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия):
Орлова Е.А., представителя по доверенности от 16.07.2019 N 56,
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "АЭРОСИТИ-2000"):
Комарова М.С., представителя по доверенности от 01.08.2019, Чеботарева В.А., представителя по доверенности от 01.12.2019,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "06" декабря 2019 года по делу N А74-9004/2019,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (ИНН 1901114911, ОГРН 1131901004025, далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществу с ограниченной ответственностью "АЭРОСИТИ-2000" (ИНН 7730118512, ОГРН 1027739386993, далее - ответчик, общество) о прекращении деятельности регионального оператора с требованиями: расторгнуть соглашение от 19.07.2018 N 4 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия и обязать ответчика исполнять обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориальной зоне N 4 Республики Хакасия (г.Саяногорск, рп.Черемушки, рп.Майна), Алтайский район: с.Новомихайловка, с.Очуры, д.Монастырка, все населенные пункты Бейского района) до дня, определенного соглашением, заключенным Минприроды Хакасии с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с действующим законодательством.
Определениями к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Экоресурс", общество с ограниченной ответственностью "Чистый город", общество с ограниченной ответственностью "ХакасГрадСтрой".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить. Оспаривая принятый судебный акт, министерств, ссылается на то, что лишение статуса регионального оператора предусмотрено в качестве одного из оснований для расторжения соглашения и по смыслу пункта 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) основания для лишения статуса регионального оператора одновременно являются основаниями для досрочного расторжения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами; соглашение не является гражданско-правовым договором и к нему не применима статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по мнению заявителя судом первой инстанции дана неверная оценка обстоятельствам нарушения обществом обязанностей регионального оператора.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он выражает свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В судебном заседании представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчика изложили возражения на апелляционную жалобу, просили суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно, статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится путем использования системы видеоконференц-связи.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
19.07.2018 Минприроды Хакасии (уполномоченный орган) и ООО "АЭРОСИТИ-2000" (региональный оператор) по итогам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия
территориальной зоны N 4 (лот N 1, протокол N 3 от 16 июля 2018 г.) заключили соглашение N 4 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными
отходами (соглашение от 19.07.2018) в целях организации обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территориальной зоне N 4 (пункт 1.1 соглашения).
Описание территориальной зоны N 4 Республики Хакасия приведено в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Хакасия; в территориальную зону N 4 Республики Хакасия Территориальной схемы входят населенные пункты: г. Саяногорск, рп. Майна, рп. Черемушки, Алтайский район: с. Новомихайловка (Новомихайловский сельсовет), с. Очуры, д. Монастырка (Очурский сельсовет), все населенные пункты Бейского района.
В соответствии с пунктами 1.3., 3.1. соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами; в течение 1 месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, собственникам жилых домов, собственникам и законным владельцам зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект договора. Региональный оператор обеспечивает сбор и транспортирование ТКО в соответствии с направлениями транспортирования, определенными территориальной схемой.
В разделе 4 соглашения предусмотрены права и обязанности регионального оператора. Согласно пункту 4.1 соглашения, в обязанности регионального оператора входит: обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации обезвреживания, захоронения (ТКО); реализация территориальной схемы и региональной программы в области обращения с отходами; заключение и исполнение договоров с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по переработке, обезвреживанию и захоронению ТКО; заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО; обеспечение установления и соблюдения графиков сбора ТКО в соответствии с нормами экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в соответствии с определенным Территориальной схемой контейнерным или бесконтейнерным способом сбора твердых коммунальных отходов на территории зоны деятельности регионального оператора. Количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, составляет не более 10 % в год.
Согласно пункту 4.1 соглашения, в обязанности регионального оператора входит рассмотрение претензий, жалоб потребителей услуг в сфере обращения с отходами, и принятие по ним решений в пределах своей компетенции в течение 3-х рабочих дней.
Пунктами 1.2., 6.1. соглашения определено, что статус регионального оператора ответчику присвоен на 10 лет; соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение десяти лет: с 19.07.2018 по 18.07.2028.
Согласно разделу 7 схемы потоков отходов Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами Республики Хакасия, в территориальной зоне N 4 (таблица 7.4.), установленное направление для размещения отходов, образованных на территории г. Саяногорска, пгт. Майна, пгт. Черемушки - в пгт.
Усть-Абакан, отходов, образованных на территории населенных пунктов Бейского района - в г. Черногорск.
На основании пункта 4.1 соглашения региональный оператор по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия ООО "АЭРОСИТИ-2000" 20.12.2018 заключил с оператором ООО "Экоресурс" договор на оказание услуг по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия N 60/Т на срок с 01.01.2019 по 31.12.2019. По договору оператор ООО "Экоресурс" обязался оказывать услуги по сбору и транспортированию ТКО в границах, указанных в приложении N 1 к договору с указанием объектов накопления ТКО; в приложениях N 3, N 4, N 6 к договору определен перечень транспортных средств, осуществляющих транспортирование отходов; согласованы места приема и передачи ТКО, маршруты транспортирования ТКО в соответствии с территориальной схемой; согласованы графики транспортирования ТКО из управляющих компаний и организаций по г.Саяногорску, рп. Майна, рп. Черемушки.
28.12.2018 ответчик ООО "АЭРОСИТИ-2000" заключил с оператором ООО "Чистый город" договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия от N 09/Т на срок с 01.01.2019 по 28.02.2019. По договору оператор обязался оказывать услуги по сбору и транспортированию ТКО в границах, указанных в приложении N 1 к договору в г. Саяногорск. В приложениях N 3 и N 4 к договору определены перечень транспортных средств, осуществляющих транспортирование отходов, графики двусменной работы спецмашин по 9 маршрутам.
17.12.2018 ООО "АЭРОСИТИ-2000" заключило с оператором ООО "ХакасГрадСтрой" договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия от N 04/Т на срок до 31.12.2019. По договору оператор обязался оказывать услуги по транспортированию ТКО на условиях, определенных в приложении N 8 к договору в зоне деятельности; в приложениях N 3, N 4, N 6 определены перечень транспортных средств, осуществляющих транспортирование отходов, согласованы места приема и передачи ТКО в с. Аскиз и в с.Бея; согласован график вывоза ТКО.
01.01.2019 ООО "АЭРОСИТИ-2000" заключил договор N 01/17 на оказание услуг по приему и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов на полигоне с исполнителем ООО "Утилизация твердых бытовых отходов" (ООО "УТБО"), по которому исполнитель обязался осуществлять размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов на полигоне в п. Усть-Абакан в соответствии с графиком работы полигона. 01.01.2019 ООО "АЭРОСИТИ-2000" заключил договор N 03/17 на оказание услуг по приему и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов на полигоне с исполнителем МП "Благоустройство", по которому исполнитель обязался осуществлять размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов на полигоне в г. Черногорске в соответствии с графиком работы полигона.
На основании пункта 8.1. соглашения исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, уполномоченный в области обращения с отходами, осуществляет контроль за исполнением региональным оператором возложенных на него обязанностей, условий данного соглашения путем: мониторинга и анализа полученной от регионального оператора отчетности, а также информации о деятельности регионального оператора, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления Республики Хакасия, юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями; путем проведения проверок, в том числе внеплановых, выполнения соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 05.04.2019 N 010-243-пр "О проведении внеплановой проверки соблюдения условий соглашения ООО "АЭРОСИТИ-2000" в отношении ответчика проведена внеплановая проверка информации, указанной в представлении прокурора об устранении
нарушений федерального законодательства в сфере отходов производства и потребления от 29.03.2019 N 7-10-2019.
По результатам внеплановой проверки составлено заключение от 12.04.2019, в котором зафиксированы следующие результаты: Подтверждение информации о том, что ТКО из МО г. Саяногорск транспортируются на полигон ООО "УТБО" не в полном объеме. Направление ООО "АЭРОСИТИ-2000" претензии в адрес ООО "ЭКОРЕСУРС" и ООО "Чистый город" о необходимости транспортирования отходов в соответствии с территориальной схемой и договорными отношениями. Актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору и (или) жалоб на не осуществление им деятельности по транспортированию ТКО в каких-либо населенных пунктах, не поступало. Поступающие обращения касались в целом недовольством населения по поводу проводимой реформы, размером установленного тарифа. Направление в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасии сведений о нарушении требований части 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (о соблюдении схемы потоков ТКО) ООО "Экоресурс" и ООО "Чистый город".
По результатам проверки Минприроды РХ направило в адрес ООО "АЭРОСИТИ-2000" претензию от 18.04.20219 с требованиями устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства в части соблюдения схемы потоков при транспортировании ТКО из МО г. Саяногорск и не допускать их впредь.
ООО "АЭРОСИТИ-2000" письмом от 13.06.2019 в ответ на претензию, поступившую 05.06.2019, сообщило Минприроды РХ, что транспортирование ТКО из территориальной зоны N 4 до объектов обработки и утилизации производится в строгом соответствии со схемой потоков отходов; региональный оператор направил оператору ООО "Экоресурс" уведомление о недопустимости нарушения схемы потоков отходов и ликвидации места несанкционированного размещения отходов на территории МО г. Саяногорск. По всем выявленным нарушениям будут приняты меры для устранения нарушений в кратчайшие сроки.
Постановлением от 07.05.2019 N Т-009-п-077-19 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия - главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Хакасия Соловьевой А.Л. директор филиала ООО "АЭРОСИТИ-2000" в Республике Хакасия Кыров В.В. признан виновным в совершении административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия произвело анализ осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия за период с 01.01.2019 по 26.07.2019 по предоставленной отчетности за 1 и 2 квартал 2019 года.
В заключении Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 26.07.2019 указаны выявленные следующие нарушения: Анализ отчетов, предусмотренных приложением 1 отчетности регионального оператора, выявил, что ООО "АЭРОСИТИ-2000" осуществляет вывоз ТКО не со всех мест накопления ТКО, предусмотренных ТСОО. В частности, деятельность по обращению с ТКО не осуществляется в следующих населенных пунктах, в которых имеются площадки накопления по территориальной зоне N 4: МО Алтайский район (Новомихайловский с/с Очурский с/с); МО Бейский район (Большемонокский с/с, Бондаревский с/с, Кирбинский с/с, Куйбышевский с/с, Новоенисейский с/с, Новотроицкий с/с, Сабинский с/с, Табатский
с/с). В отчетности регионального оператора по всем территориальным зонам в приложении 1 таблицы 1 и в приложении 2 заполнены не все графы, предусмотренные установленными формами. В приложении 2 таблицы 1 и 2 в графе 1 не выделены отдельными строками населенные пункты, входящие в состав городских округов МО г. Черногорск и МО г. Саяногорск. По данным таблицы 2 приложения 2 отчетности регионального оператора, установлены нарушения схемы потоков при транспортировании отходов по территориальной зоне N 4: ТКО из населенных пунктов МО Бейский район направлены на полигон, эксплуатируемый ООО "УТБО" пгг. Усть-Абакан, а по схеме потоков должны быть направлены на полигон, эксплуатируемый МП "Благоустройство" г. Черногорск. В отчете о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов с указанием собственников земельных участков и объемах ТКО, обращение с которыми организовал региональный оператор на территориальной зоне N 1, 2 и 4 Республики Хакасия за II квартал 2019 года, предусмотренном Приложением 3 отчетности регионального оператора, сведения представлены только по 5 местам несанкционированного размещения отходов из 26 мест, указанных в таблице 4.4 раздела 4 ТСОО, что является нарушением исполнения обязанности регионального оператора, предусмотренной подпунктом "з" пункта 12 Правил проведения конкурсного отбора и пункта 4.1 соглашений.
На основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 16.05.2019 N 209-в "О проведении внеплановой, выездной проверки" и приказа от 22.05.2019 N 220-в в отношении ООО "Экоресурс" проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки составлен акт от 21.06.2019 N РТ-209-в.
На основании акта проверки от 21.06.2019 Управлением Росприроднадзора по Республике Хакасия составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2019 N 209-в171-19 в отношении ООО "Экоресурс" о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2. КоАП РФ. По итогам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении Саяногорским городским судом вынесено постановление от 15.08.2019 по делу об административном правонарушении N 5-163/2019, которым ООО "ЭКОРЕСУРС" признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В заключении Минприроды РХ по контролю за деятельность регионального оператора от 01.11.2019 отмечается нарушение схемы потоков отходов в том, что график вывоза ТКО в г. Саяногорске по маршрутам N 7 и N 8 в вечернее время отводит для разгрузки 30 минут, в то время как для транспортировки ТКО на расстояние более 100 км до полигона ООО "УТБО" необходимо гораздо больше 30 минут. Администрация МО г. Саяногорск неоднократно направляет в адрес регионального оператора и Минприроды РХ претензии по некачественному оказанию услуги по обращению с ТКО на его территории. Поступают жалобы на несоблюдение потоков транспортирования ТКО.
Минприроды РХ письмом от 15.11.2019 N 010-6404-СГ направило ответчику требование о расторжении соглашения N 4 от 19.07.2019 в связи с нарушениями подпунктов "в" и "д" пункта 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку общество требование о расторжении соглашения добровольно не исполнило, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения иска о расторжении соглашения от 19.07.2018 и прекращения деятельности регионального оператора в связи с недоказанностью истцом неисполнения соглашения ответчиком и совершения им грубых и виновных нарушений схемы потоков отходов по территориальной зоне N 4.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, на основании, следующего.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами; проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами.
В силу статьи 6 Закона об отходах к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся не только разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, но и принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением.
Согласно статье 15(2) Закона Республики Хакасия от 11.03.2008 N 03-ЗРХ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Содержание и порядок заключения соглашения между органом исполнительной власти Республики Хакасия и региональным оператором, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются Правительством Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.08.2017 N 446 утверждены Содержание соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также Порядок заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Закон Республики Хакасия от 11.03.2008 N 03-ЗРХ и Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.08.2017 N 446 не содержат специальных правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с отходами в Республике Хакасия, не предусматривают правил расторжения соглашения между органом исполнительной власти Республики Хакасия и региональным оператором и порядка прекращения деятельности регионального оператора.
Заключенное Минприроды РХ и ООО "АЭРОСИТИ-2000" в соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах соглашение N 4 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.07.2018 не относится к гражданско - правовым договорам (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации), так как не содержит условий об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей его сторон.
Судом апелляционной инстанции установлено, что данное соглашение не порождает между истцом и ответчиком каких-либо имущественных отношений. Из анализа его норм следует, что стороны находятся в отношениях власти-подчинения, где истец, как уполномоченный орган выступает от имени государства, а ответчик, как подчиненное ему лицо.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом анализа условий данного соглашения, а также отсутствия нормативно установленных правил расторжения соглашения с региональным оператором пришел к верному выводу о том, что к отношениям сторон не подлежит применению статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающая право стороны гражданско-правового договора требовать в суде расторжения договора в связи с существенным нарушением договора другой стороной.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учел, что соглашением от 19.07.2018 не предусмотрено право какой-либо стороны на односторонний отказ от исполнения соглашения и порядок расторжения соглашения.
Возражая против отказа в удовлетворении заявленных требований, истец указывает на то, что лишение статуса регионального оператора и расторжение соглашения между сторонами это суть одно и то же. Лишение статуса регионального оператора является одним из оснований для расторжения соглашения.
Вместе с тем, из уточненного искового заявления следует, что требование о о лишении ответчика статуса регионального оператора по обращения с отходами как таковое не заявлялось; целью предъявления данного иска является не лишение ответчика статуса регионального оператора по обращению с отходами в Республике Хакасия, а прекращение деятельности регионального оператора ООО "АЭРОСИТИ-2000" в одной из 5 зон - в территориальной зоне N 4 Республики Хакасия в связи с нарушениями утвержденной схемы потоков отходов, негативно воздействующими на окружающую среду на данной территории.
Суд апелляционной инстанции установил, что истец не представил в материалы дела доказательства того, что ответчик был лишен статуса регионального оператора в установленном законом административном порядке.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Поскольку требования заявленные истцом до окончания рассмотрения дела не изменены, суд первой инстанции правомерно рассмотрел требования так, как они заявлены, оценка обстоятельств, относящихся к процедуре возможного лишения ответчика статуса регионального оператора, обоснованно не включена судом в предмет доказывания по делу.
Давая оценку обстоятельствам нарушения ответчиком условий соглашения, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях (бездействии) общества отсутствуют умышленное и виновное поведение.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции, на основании следующего.
Как следует из пункта 9.6. соглашения от 19.07.2018 основанием для его прекращения указано решения суда.
Согласно пунктам 4, 5, 8(1) Правил N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из представленных в дело документов усматривается, что в целях оказания услуг по обращению с отходами ответчик заключил необходимые договоры с операторами ООО "Экоресурс", ООО "Чистый город", ООО "ХакасГрадСтрой", операторами по размещению отходов ООО "УТБО", МП "Благоустройство" для обеспечения сбора, транспортировки и передачи на размещение (захоронение) ТКО с территориальной зоны N 4.
В договорах с операторами ООО "Экоресурс", ООО "Чистый город", ООО "ХакасГрадСтрой" определены места приема и передачи ТКО, предусмотрены маршруты транспортирования ТКО в соответствии с территориальной схемой, графики транспортирования ТКО. Графики сбора ТКО доведены по сведения потребителей через средства массовой информации. Графики сбора и транспортирования ТКО из управляющих компаний и организаций г.Саяногорска опубликованы в газете "Саянские ведомости".
В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах ответчик обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками отходов, которые являются публичными. Ответчик заключил с обратившимися к нему потребителями услуг ООО "Управляющая компания "Восход", ООО "Управляющая компания "Регион 19" договоры с условиями, соответствующими типовому договору, предусмотренному Правилами N 1156.
В соответствии с представленными в дело протоколами общих собраний собственников многоквартирных домов в г. Саяногорске собственники приняли решения о заключении прямых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. В связи с этим ООО "АЭРОСИТИ-2000" и ООО "Экоресурс" согласованы графики сбора ТКО по г. Саяногорску и рп. Черемушки по всем многоквартирным домам по дням недели и часам.
В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона об отходах и в соответствии с пунктом 4.1 соглашения ответчик - региональный оператор обязан соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия.
Схема потока отходов включает три подраздела: Расстояния транспортировки от объектов образования отходов до объектов обработки, размещения по муниципальным образованиям. Зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО по населенным пунктам, входящим в состав муниципальных образований. Направление потоков отходов с территории муниципальных образований и населенных пунктов к местам размещения отходов в городах Черногорск, Сорск, Абаза, поселков Усть-Абакан и Аскиз.
В суде первой инстанции в материалы дела представлены письма от 20.11.2018 в адрес глав Бейского, Алтайского районов с информацией о начале оказания услуг по обращению с отходами и просьбой представить сведения о создании мест накопления ТКО с целью их оборудования.
Ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств подтверждающих обращение потребителей в муниципальных поселениях Бейского, Алтайского районов к ответчику по вопросам оказания услуг сбора и транспортирования ТКО и отказ регионального оператора от оказания услуг, как и не представлено доказательств обращения к региональному оператору по поводу заключения договоров потребителей Новомихайловского и Очурского сельских поселений, поселений Бейского района, как и отказов в заключении договоров или невыполнения заявок на оказание услуг. Также не представлены жалобы потребителей услуг этих районов на бездействие регионального оператора.
В заключении Минприроды РХ от 12.04.2019 по результатам проверки регионального оператора указано, что актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору и (или) жалоб на не осуществление им деятельности по транспортированию ТКО в каких-либо населенных пунктах не поступало.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с отходами является публичным, Правилами N 1156 региональный оператор по обращению с отходами не наделен правом понуждения к заключению договоров на оказание своих услуг, то суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии умышленных и виновных нарушений ответчиком схемы потоков отходов в отсутствии договоров с потребителями.
Суд первой инстанции признал не доказанным нарушение ответчиком пункта 4.1. соглашения.
В подтверждение нарушения истцом представлены акты, составленные гражданами, претензии граждан о работе мусорных машин в г. Саяногорске, обращения собственников квартир в управляющие компании по поводу нарушения графика вывоза ТКО, претензии Администрации г.Саяногорска о нарушении оператором ООО "Экоресурс" графика сбора ТКО со ссылкой на жалобы граждан - потребителей, а также письма управляющих компаний г. Саяногорска от 01.07.2019, от 05.07.2019, от 07.10.2019 в адрес государственных органов Республики Хакасия по поводу нарушения графика сбора ТКО.
Вместе с тем, согласно абзацу 10 пункта 4.1 соглашения от 19.07.2018, допускаются нарушения графика сбора ТКО не более 10 % в год. Истец не представил доказательств системного учета случаев нарушения графиков сбора ТКО в г.Саяногорске по МКД и обоснованного расчета, подтверждающих превышение в истекшем периоде 2019 года количества допущенных нарушений графиков свыше 10%, допускаемых соглашением сторон.
В суде первой инстанции ответчик пояснил суду, что в г. Саяногорске в нарушение требований законодательства не приняты решения о создании мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования и не определена схема размещения площадок, что затрудняет сбор и транспортирование ТКО. Данный факт подтверждается решением Саяногорского городского суда от 02.10.2019.
Доказанный факт отсутствия мест накопления ТКО на специальных площадках в г. Саяногорске свидетельствует о нарушениях в г. Саяногорске статьи 8 Закона об отходах, пунктов 9, 10 Правил N 1156, допущенных другими лицами и не зависящих от ответчика.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что факт отсутствия схем размещения и оборудованных мест (площадок) сбора и накопления ТКО подтверждает наличие объективных обстоятельств, затрудняющих выполнение ответчиком и оператором ООО "Экоресурс" соглашения N 4 от 19.07.2018 и вызывающих жалобы населения г. Саяногорска.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что акты нарушения договоров с потребителя составлены с нарушениями установленного порядка фиксации нарушений по договору и не доказывают нарушения ответчиком схемы потоков отходов.
Согласно пункту 16 типового договора на оказание услуг по обращению ТКО (приложение к Правилам N 1156), в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении и вручает его представителю регионального оператора; при неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
В данное дело не представлены акты, составленные с участием регионального оператора или в присутствии 2 незаинтересованных лиц, в связи с чем в них не зафиксированы время, место, причины нарушения, объяснения регионального оператора. В актах не указаны сведения о потребителе услуг, объекте, на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия, правомочие на объект, которым обладает сторона, направившая акт, сведения о нарушении соответствующих пунктов договора.
В подтверждение нарушений ответчиком схемы потоков отходов при транспортировании ТКО из муниципального образования город Саяногорска, в который входят рп. Черемушки и рп. Майна, а также необеспечения вывоза всего объема отходов из г.Саяногорска на полигон ООО "УТБО", истцом представлен акт проверки Управления Росприроднадзора по РХ от 21.06.2019 в отношении оператора ООО "Экоресурс". По данным акта проверки ООО "Экоресурс" на основе анализа маршрутных журналов автомобилей - мусоровозов установлено, что ООО "Экоресурс" собранные ТКО размещал на территории земельного участка, расположенного по адресу: г. Саяногорск, ул. Индустриальная, 59, который передан в аренду ООО "Экоресурс". В акте проверки действия ООО "Экоресурс" квалифицированы как нарушение схемы потоков ТКО и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
По данным акта проверки от 21.06.2019 Управлением Росприроднадзора по Республике Хакасия составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2019 N 209-в171-19 в отношении ООО "ЭКОРЕСУРС" о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2. КоАП РФ.
На основании указанного протокола об административном правонарушении Саяногорским городским судом вынесено постановление от 15.08.2019 по делу об административном правонарушении N 5-163/2019, по которому ООО "ЭКОРЕСУРС" признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Оспаривая данный факт, ответчик представил решение Саяногорского городского суда от 29.07.2018, которым удовлетворен иск прокурора г. Саяногорска к ИП Власову С.В., являющемуся директором ООО "Экоресурс", на Власова С.В. возложена обязанность очистить от отходов земельный участок, расположенный по адресу: г.Саяногорск, ул. Индустриальная, 59 в срок до 30.11.2018 и обустроить на земельном участке площадку в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Требования регионального оператора и решение Саяногорского городского суда от 27.09.2018 были исполнены в сентябре 2019 года, в подтверждение чего ответчик представил в дело акт осмотра участка по ул. Индустриальная, 59 в г. Саяногорске от 30.09.2019, составленный судебным приставом-исполнителем Саяногорского подразделения УФССП по РХ, подтверждающий очистку земельного участка от отходов.
Истец представил в дело заявления граждан и ТСЖ "Клубничная поляна" из г.Саяногорска с видеозаписями, подтверждающие складирование отходов по адресу: г.Саяногорск, ул. Индустриальная, 59, вывоз отходов мусоровозами ООО "Экоресурс" в августе, сентябре и в октябре 2019 года.
Суд первой инстанции установил, что ответчик не выполнил требования пункта 16
Правил N 1156 в июне 2019 года.
Впоследствии при получении сведений о повторениях нарушений в сентябре и в ноябре 2019 года ответчиком приняты действенные меры к прекращению нарушений и освобождению участка от отходов. Ответчик представил в дело акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 08.11.2019, составленный государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по Республике Хакасия Енисейского Межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования, подтверждающий освобождение от отходов участка по адресу: г.Саяногорск, ул.Индустриальная, 59. К акту представлены соответствующие фотографии.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановлением от 15.08.2019 Саяногорского городского суда установлен факт совершения административного правонарушения оператором ООО "Экоресурс" - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, следовательно, нарушение схемы потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, размещения при размещении отходов в несанкционированном месте в г. Саяногорске инициировано и совершено не ответчиком, а другим лицом - ООО "Экоресурс".
Участие в правонарушении ответчика ни городским судом, ни проверкой Управления Росприроднадзора по РХ не установлено. Исходя из этого, не имеется оснований для вывода о наличии вины ответчика в случаях нарушений схемы потоков отходов, установленных актом проверки Управления Росприроднадзора по РХ от 21.06.2019. Истец не представил доказательств того, что вмененное ООО "Экоресурс" административное правонарушение совершено с ведома, с согласия или по указанию ответчика.
Кроме того, акт от 08.11.2019 доказывает, что нарушение схемы потоков отходов в г. Саяногорске прекращено.
На основании изложенного выше, суд апелляционной инстанции приходи к выводу о том, что умышленное и виновное нарушение ответчиком схемы потоков отходов в данном деле не доказано.
Основными причинами допущенных нарушений схемы потоков отходов в г.Саяногорске суд первой инстанции признал нарушения статьи 8 Закона об отходах, пункта 10 Правил N 1156, в результате которых не созданы места накопления твердых коммунальных отходов, а также недобросовестные действия оператора ООО "Экоресурс", не сообщившего региональному оператору о проблеме со сбором и транспортировкой ТКО в МО г. Саяногорск, не принявшего меры к исполнению договорных обязательств без нарушений и не отказавшегося от исполнения договора с ответчиком в связи с обстоятельствами, затруднившими его исполнение.
Истец указал о нарушении ответчиком схемы потоков отходов тем, что по данным отчетности регионального оператора за 1 и 2 квартал 2019 года имеются значительные несоответствия между объемами ТКО собранными и переданными на объект размещения в п. Усть-Абакан.
Как следует из заключения Минприроды РХ от 26.07.2019 по отчетам за услуги по сбору и транспортированию ТКО на территории г. Саяногорск, рп. Черемушки и рп.Майна за февраль 2019 года оператором ООО "Экоресурс" собрано 3698,533 куб.м. ТКО, на полигон ООО "УТБО" передано 162 куб.м. ТКО. Собранные отходы оператором ООО "Чистый город" в г. Саяногорске в феврале 2019 года составили 6379,4 куб.м., в то же время согласно реестру талонов по приемке ТКО на полигон ООО "УТБО" от ООО "Чистый город" за февраль 2019 года поступило 936 куб.м.
Ответчик, возражая, указывает, что все собранные объемы ТКО по территориальной зоне N 4 и по МО г.Саяногорск размещаются на полигоне ООО "УТБО" в п. Усть - Абакан в соответствии со схемой потоков отходов. Представил письмо - справку оператора ООО "УТБО" от 29.10.2019 о том, что ООО "Экоресурс" было транспортировано ТКО в жестком кузове в уплотненном виде по талонам ООО "АЭРОСИТИ-2000" в период с 01.01.2019 по 31.08.2019 15 648 куб.м.
С учетом положений пункта 4.2. соглашения от 19.07.2018, статьи 24.10 Закона об отходах, пунктов 5, 6, 7, 9 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данные положения предусматривают применение в учете обращения ТКО различных методов учета: при сборе, транспортировании - в единицах объема, при размещении (захоронении) - в единицах массы.
При этом пунктом 4 Правил N 505 предусмотрено, что в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых
коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников ТКО, к массе таких отходов, переданных на объекты обработки и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 505 региональный оператор по обращению с ТКО представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с ТКО, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением.
Истец ничем не опроверг возражения ответчика о том, что при анализе его отчетов в заключении Минприроды РХ от 26.07.2019 не учтен пункт 4 Правил N 505 и не произведено сопоставление объема принятых ТКО и массы ТКО, переданных на захоронение в ООО "УТБО". Ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции, не представлен соответствующий анализ и расчет с обоснованием выводов, изложенных в заключении Минприроды РХ от 26.07.2019, как и не представлено доказательств того, что ТКО, собранные в МО г. Саяногорск, транспортируются и размещаются в месте, не предусмотренном схемой потоков отходов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не подтвержден факт нарушения ответчиком схемы потоков отходов тем, что имеются значительные несоответствия между объемами ТКО собранными и переданными на объекты размещения в п. Усть-Абакан.
Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП директора филиала ООО "АЭРОСИТИ-2000" в Республике Хакасия Кырова В.В. не может быть квалифицирован как нарушение схемы потоков отходов, так как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления не всегда связано с нарушением схемы потоков, нарушением соглашения.
При изложенных обстоятельствах, требования истца не подлежат удовлетворению.
В апелляционной жалобе истцом не приведено доводов и доказательств, опровергающих правильность принятого судом первой инстанции решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основания его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "06" декабря 2019 года по делу N А74-9004/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9004/2019
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
Ответчик: ООО "АЭРОСИТИ-2000"
Третье лицо: ООО "ХАКАСГРАДСТРОЙ", ООО "Чистый город", ООО "Экоресурс", ООО ФИЛИАЛ "АЭРОСИТИ-2000" В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ