город Иркутск |
|
6 июля 2020 г. |
Дело N А19-21241/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2019 года по делу N А19-21241/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Реф-Транс" (ОГРН: 1173850003062, ИНН: 3810067979, г. Иркутск, далее - ООО "Реф-Транс", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН: 1073808028194, ИНН: 3808170859, г. Иркутск, далее - Министерство, ответчик) о взыскании 3 112 020 рублей невозвращенного задатка, 27 198 рублей 20 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.07.2019 по 22.08.2019.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к ООО "Реф-Транс" со встречным иском об обязании заключить договор купли-продажи лесных насаждений от 12.07.2019 N 14/19А по аукционной единице N 1, имеющей местонахождение: Иркутская область, Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество, Киренская дача, квартал 372 (выделы 2,3,4,8) на площади 19,0 га с ликвидационным запасом 4 368 куб. м.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2020 года, иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 329, 380, 381, 395, 429, 445, 448, 1102, 1107, главу 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 77, 78, 79 Лесного кодекса Российской Федерации.
Министерство, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске ООО "Реф-Транс" и удовлетворении встречного иска Министерства.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права: статьей 445, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 77, 79 Лесного кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Министерства, факт подписания им протокола свидетельствует о заключении предварительного договора, а факт неподписания ООО "Реф-Транс" протокола результатов аукциона и ненаправления протокола в адрес участника аукциона не лишает Министерство права требовать заключения договора купли-продажи в судебном порядке.
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие правовых оснований для возврата внесенного ООО "Реф-Транс" задатка ввиду уклонения истца от подписания договора.
ООО "Реф-Транс" в отзыве на кассационную жалобу возразило против ее доводов и заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, Министерство ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом первоначального иска по настоящему делу является требование о возвращении задатка в связи с незаключением договора, встречного иска - обязание заключить договор купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 названного Кодекса, установлено, что договоры купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона.
В соответствии с нормами пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Задаток является одним из способов обеспечения исполнения обязательства (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 381 Гражданского кодекса Российской Федерации, при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству 02.07.2019 проведен аукцион на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства. Согласно извещению о проведении аукциона для участия в аукционе заявитель должен внести задаток, в размере 100% от начальной цены по аукционной единице. По первой аукционной единице (местонахождение: Иркутская область, Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество, Киренская дача, квартал 372 (выделы 2, 3, 4, 8) на площади 19,0 га) начальная цена лота установлена 3 112 020 рублей, задаток составил 3 112 020 рублей. По платежному поручению от 25.06.2019 N 119 общество перечислило на расчетный счет Министерства 3 112 020 рублей задатка за аукционную единицу N 1 по Киренскому лесничеству.
Аукцион по аукционной единице N 1 признан не состоявшимся в связи с тем, что для участия в аукционе подана одна заявка - заявка ООО "Реф-Транс". Единственный участник аукциона - ООО "Реф-Транс" на аукцион не явился и был обязан подписать договор купли-продажи лесных насаждений в срок до 12.07.2019. Эти обстоятельства нашли отражение в протоколе результатов аукциона лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, от 02.07.2019 N 5.
02.07.2019 протокол результатов аукциона опубликован на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru/.
12.07.2019 представитель ООО "Реф-Транс", прибывший для подписания договора в Киренское лесничество по Иркутской области, которому не был представлен договор для подписания, обратился к организатору аукциона с заявлением о заключении договора купли-продажи. Затем общество направило в адрес Министерства и территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству заявление от 19.07.2019 N 050, которое министерством получило 22.07.2019, и 19.07.2019 телеграмму с просьбой заключить договору купли-продажи лесных насаждений. Повторное заявление от 23.07.2019 N 051 с требованием заключить договор купли-продажи лесных насаждений министерством получило об общества 25.07.2019. Вновь 24.07.2019 общество направило министерству телеграмму о необходимости заключить договор купли-продажи лесных насаждений.
Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству составило адресованное обществу и его представителю извещение от 22.07.2019 N 1487-17/19 о необходимости прибыть в Киренское лесничество 25.07.20196 для подписания договора. О дате и времени явки для подписания договора купли-продажи лестных насаждений представитель общества был информирован телефонограммой 22.07.2019 (N 1/19) в 17 час. 40 мин.
В связи с бездействием Министерства по подписанию договора, общество в претензии от 05.08.2019 N 052 потребовало от него возвратить денежную сумму задатка.
В ответ на заявление от 19.07.2019 N 050 и претензию от 05.08.2019 N 052 Министерство письмом от 23.08.2019 N 02-91-9891/19 известило общество о подписании им договора купли-продажи лесных насаждений N 14/19А и о направлении данного договора в адрес общества (уведомление от 30.07.2019 N 1598-17/19) и предложило явиться в территориальное управление для подписания договора и приемки лесных насаждений, отказало обществу в возврате задатка.
Невозвращение Министерством ООО "Реф-Транс" суммы задатка для участия в аукционе стало основанием обращения общества в арбитражный суд с иском.
Министерство обратилось в суд к обществу со встречным требованием о понуждении к заключению договора, ссылаясь на уклонение общества от подписания договора купли-продаж лесных насаждений.
Правильно применив к правоотношениям сторон статьи 329, 380, 381, 395, 429, 445, 448, 1102, 1107, главу 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 77, 78, 79 Лесного кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факты перечисления ООО "Реф-Транс" Министерству задатка для участия в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, уклонения Министерства от заключения договора и невозвращения им задатка ООО "Реф-Транс", судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об обязанности Министерства возвратить сумму задатка, а также уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами и об отсутствии оснований для понуждения ООО "Реф-Транс" к заключению договора.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для возврата внесенного ООО "Реф-Транс" задатка ввиду уклонения истца от подписания договора не подтверждается материалами дела.
Частью 11 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается подписание договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемых по результатам аукциона, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов.
С учетом того, что по протоколу организатора аукциона N 5 от 02.07.2019 аукцион признан не состоявшимся, обществу и Министерству надлежало подписать договор купли-продажи лесных насаждений в период с 12.07.2019 по 22.07.2019 (02.07.2019 + 10 дней по части 11 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации и 02.07.2019 + 20 дней по части 7 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции установлено, что ООО "Реф-Транс" совершило необходимые действия по заключению договора купли-продажи лесных насаждений, что подтверждается заявлениями и телеграммами, направленными обществом Министерству и организатору торгов в установленный законом срок (заявления от 19.07.2019 N 050, от 23.07.2019 N 051 телеграммы от 19.07.2019, от 24.07.2019). Тогда как Министерство со своей стороны не обеспечило подписание договора в установленные сроки. О времени и месте подписания договора 25.07.2019 (за пределами установленного законом для подписания договора 20-дневного срока после проведения аукциона), представителю общества было сообщено телефонограммой в 17 час. 40 мин. крайнего дня срока - 22.07.2019.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерным выводам о том, что ООО "Реф-Транс" нельзя признать уклонившимся от подписания договора и об отсутствии оснований для обязания его к заключению договора.
Поскольку договор с единственным участником аукциона не был заключен не по вине ООО "Реф-Транс", суды также пришли к верному выводу о том, что у Министерства отсутствуют основания для удержания денежной суммы задатка и она подлежит выплате обществу на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также, что в силу пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации истец имеет право на получение от ответчика процентов за пользование чужими средствами за неисполнение обязанности по возврату денежной суммы задатка, исчисленных в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы Министерства о том, что факт подписания им протокола свидетельствует о заключении предварительного договора, а факт неподписания ООО "Реф-Транс" протокола результатов аукциона и ненаправления протокола в адрес участника аукциона не лишает Министерство права требовать заключения договора купли-продажи в судебном порядке, не принимаются во внимание Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа как необоснованный.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что протокол результатов аукциона подписан Министерством (территориальным управлением) в одностороннем порядке, для подписания данный протокол, как и договор купли-продажи лесных насаждений, представителю ООО "Реф-Транс", прибывшему 12.07.2019 в территориальное управление с целью заключения договора купли-продажи лесных насаждений, не представлены, а равно в адрес общества не направлены.
В соответствии с пунктом 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Согласно положениями статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона в день проведения аукциона. Организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола о результатах аукциона направляет указанный протокол победителю аукциона, остальным участникам аукциона (части 4, 5 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, в отсутствие подписанного в двустороннем порядке протокола результатов аукциона и в условиях признания торгов несостоявшимися, суды правомерно не усмотрели оснований для квалификации спорных правоотношений, как регулируемых положениями статей 429, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации именно на организатора аукциона возложена обязанность по направлению участникам аукциона протокола результатов аукциона, а также предоставления проекта договора с определенными по результатам торгов условиями, лицу, признанному победителем торгов либо единственному участнику данных торгов, при этом материалы дела не содержат надлежащих, относимых допустимых и достаточных доказательств, подтверждающий факт исполнения Министерством указанной обязанности.
Ссылка Министерства о направлении в адрес ООО "Реф-Транс" уведомлений о необходимости подписания договора судами первой и апелляционной инстанций правомерно не принята во внимание, поскольку материалы дела не содержат соответствующих сведений, факт получения извещений, в том числе извещения от 15.07.2019 N 1424-17/19 истцом оспорен, в подтверждение чего представлен протокол осмотра доказательств от 25.10.2019 серия 38 АА N 3056096, удостоверенный нотариусом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2019 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2020 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2019 года по делу N А19-21241/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениями статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона в день проведения аукциона. Организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола о результатах аукциона направляет указанный протокол победителю аукциона, остальным участникам аукциона (части 4, 5 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, в отсутствие подписанного в двустороннем порядке протокола результатов аукциона и в условиях признания торгов несостоявшимися, суды правомерно не усмотрели оснований для квалификации спорных правоотношений, как регулируемых положениями статей 429, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации именно на организатора аукциона возложена обязанность по направлению участникам аукциона протокола результатов аукциона, а также предоставления проекта договора с определенными по результатам торгов условиями, лицу, признанному победителем торгов либо единственному участнику данных торгов, при этом материалы дела не содержат надлежащих, относимых допустимых и достаточных доказательств, подтверждающий факт исполнения Министерством указанной обязанности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2020 г. N Ф02-2320/20 по делу N А19-21241/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7732/19
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2320/20
13.02.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7732/19
12.11.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21241/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21241/19