город Иркутск |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А10-6036/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 ноября 2019 года по делу N А10-6036/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Закаменский район" (далее - Администрация МО "Закаменский район", администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Министерству финансов Республики Бурятия (далее - министерство финансов, министерство) о признании недействительным приказа от 28.09.2018 N 366 "О приостановлении, сокращении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджету муниципального образования в Республике Бурятия" (далее - Приказ N 365).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Минстрой), Счетная палата Республики Бурятия (далее - Счетная палата), Администрация муниципального образования городское поселение "город Закаменск" (далее - администрация МО "город Закаменск").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2020 года, требования Администрации МО "Закаменский район" удовлетворены частично, признан недействительным пункт 1 Приказа N 365, как несоответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что при рассмотрении дела не учтено отсутствие в материалах дела доказательств невозможности осуществления администрацией по объективным причинам учета выработки тепловой энергии на основании массовых расходомеров (счетчиков) жидкого топлива. Следовательно, вывод о нарушении министерством положений бюджетного законодательства неправомерен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судом округа заседания по рассмотрению кассационной жалобы извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичное извещение - т.1 л.д.146-149, т. 2 л.д. 18, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, Государственной программой Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424 (далее - Государственная программа N 424), в рамках реализации мероприятия "Создание условий для текущего функционирования объектов жизнеобеспечения" подпрограммы 2 "Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия" предусмотрено предоставление компенсации разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию.
Субсидии на компенсации разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, предусмотрены МО "Закаменский район" в 2016 году - 21 383 400 рублей, в 2017 году - 26 350 400 рублей.
В целях обеспечения надежной и устойчивой работы муниципальных котельных, использующих в качестве топлива мазут, постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.12.2013 N 698, утвержден Порядок предоставления субсидий на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию (далее - Порядок N 698).
15.12.2016 между Минстроем и Администрацией МО "Закаменский район" заключено соглашение N 090-06/с-2016/м о предоставлении субсидии из республиканского бюджета МО "Закаменский район" на софинансирование компенсации разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, в 2016 году (далее - Соглашение от 15.12.2016) в размере 21 383 400 рублей.
Минстрой на основании Соглашения от 15.12.2016 перечислил субсидию платежным поручением от 22.12.2016 N 93906. Администрация МО "Закаменский район" перечислила полученную субсидию в 2016 году по целевому назначению в адрес общества с ограниченной ответственностью "Закаменск ЖКХ". Неиспользованная часть субсидии в сумме 781 844 рублей 51 копейки возвращена в республиканский бюджет в 2017 году.
Также Минстроем и Администрацией МО "Закаменский район" заключено соглашение от 29.03.2017 N 020-06/с-2017/м (в редакции дополнительного соглашения от 20.12.2017) о предоставлении субсидии из республиканского бюджета МО "Закаменский район" на софинансирование компенсации разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, в 2017 году (далее - Соглашение от 29.03.2017) в размере 26 350 400 рублей.
Минстрой перечислил субсидию администрации платежными поручениями от 02.05.2017 N 38611, от 20.12.2017 N 113717. Администрация МО "Закаменский район" перечислила полученную субсидию в 2017 году по целевому назначению в адрес общества с ограниченной ответственностью "Закаменск ЖКХ".
В соответствии с планом работы Счетной палаты на 2018 год проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2016 и 2017 годах бюджету МО "Закаменский район" в форме субсидии, включая обоснованность размера предоставленной субсидии ООО "Закаменск ЖКХ"; осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии Минстроем.
29.08.2018 по результатам проверки в отношении администрации и Минстроя соответственно составлены акты проверки N 1 и N 2.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 2 Порядка N 698 при отсутствии переданных полномочий Администрации МО "Закаменский район" от Администрации МО "город Закаменск" в сфере теплоснабжения (за исключением объектов бюджетной сферы и населения) и вследствие отсутствия одновременного учета выработки тепловой энергии и массовых расходомеров (счетчиков) жидкого топлива МО "Закаменский район" в 2016 году излишне предоставлена субсидия за 2016-2017 годы в общей сумме 14 650 649 рублей 46 копеек.
Результаты проверки, указанные в отчете аудитора Счетной палаты N 25-09-01/18, приняты протоколом заседания указанного органа от 29.06.2018 N 19.
Счетной палатой в отношении Минстроя вынесено представление от 11.07.2018 N 35 о необходимости принятия мер по возврату необоснованно выданной администрации субсидии в сумме 14 650 649 рублей 46 копеек, министерству финансов направлено уведомление от 30.08.2018 N 47-09-07-И827/18 о применении бюджетных мер принуждения в отношении Администрации МО "Закаменский район".
Министерство финансов Приказом N 365, изданным во исполнение указанного выше уведомления, с 01.10.2018 приостановило предоставление Минстроем бюджету МО "Закаменский район" субсидии на компенсацию разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, на сумму 11 488 659 рублей 2 копеек (пункт 1).
Также с 01.10.2018 сокращено предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов бюджету МО "Закаменский район" на сумму 3 161 990 рублей 44 копеек (пункт 2 Приказа N 365).
Администрация МО "Закаменский район", посчитав, что приказ N 365 нарушает ее права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилась в суд с заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что соответствующие полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения в полном объеме были переданы администрации в установленном законодательством порядке. Порядок N 698 не предусматривает расчет спорной субсидии с использованием показателей отпуска тепловой энергии.
Отказывая в удовлетворении требований в отношении пункта 2 Приказа N 365, суд исходил из того, что сумма 3 161 990 рублей 44 копеек является установленным по результатам проверки остатком средств субсидии, который перечислен администрацией в республиканский бюджет в июле 2018 года и возвращен в октябре того же года, то есть остался в бюджете муниципального образования.
Суд округа считает обжалуемые судебные акты законными, обоснованными и подлежащими оставлению без изменения на основании следующего.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты при правильном применении судами следующего правового регулирования: соглашения "О передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района" от 29.12.2005, решения Совета депутатов МО городское поселение "город Закаменск" от 27.12.2005 N 24 и решения Совета депутатов МО "Закаменский район" от 23.12.2005 N 125; подпункта 2 пункта 2 статьи 78, статей 86 и 166, пункта 1 статьи 265, пункта 1 статьи 306.1, пункта 5 статьи 306.2, статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации; пункта 4 части 1 статьи 14, части 2 статьи 15.1, пункта 4.2 части 1 статьи 17, части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пункта 1 статьи 9, статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"; Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"; пункта 1 части 1 статьи 6, части 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075; Закона Республики Бурятия "О Счетной палате Республики Бурятия" от 05.05.2011 N 2087-IV; Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 N 896-III "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия"; Государственной программы N 424; Порядка N 698.
Судами достоверно установлено, что МО "Закаменский район" в установленном порядке переданы полномочия в сфере теплоснабжения на территории городского поселения, в связи с которыми предоставлена сумма субсидии, указанная в пункте 1 Приказа N 365.
Также судами исследованы условия предоставления субсидии и установлено, что размер выдаваемой на основании Порядка N 698 субсидии в целях компенсации разницы между фактическим удельным расходом топлива и нормативным, учтенным в тарифе на тепловую энергию, не поставлен в зависимость от показателей фактического отпуска тепловой энергии, в том числе по видам потребителей (организациям, финансируемым из бюджета, населению, прочим предприятиям). Расчет необоснованно полученных сумм субсидии, произведенный по результатам проверки исходя из выработанной тепловой энергии по видам потребителей на основании форм ТЕП-1 "Сведения о снабжении теплоэнергией", не может быть признан достоверным, поскольку указанные в этих формах показатели определены на источнике тепловой энергии (котельной), а не в точках поставки тепловой энергии конкретным потребителям.
Данные выводы сделаны при правильном применении норм права и соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам, в кассационной жалобе не оспариваются. Положения главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств судами не нарушены.
Позиция министерства финансов относительно необходимости исследования возможности осуществления администрацией учета выработки тепловой энергии на основании массовых расходомеров (счетчиков) жидкого топлива не может быть признана обоснованной, поскольку правовое и документальное обоснование необходимости организации учета на основании таких приборов лицами, участвующими в деле, при рассмотрении дела не приводилось. Риски такого процессуального бездействия, исходя распределения обязанности по доказыванию, в рассматриваемом случае относятся на государственные органы - министерство финансов и Счетную палату (часть 2 статьи 9, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Более того, выводы судов в настоящем деле согласуются с выводами, изложенными во вступивших в законную силу судебных актах по делу N А10-4748/2018, по спору, рассмотренному с участием Минстроя, Счетной палаты, администрации МО "город Закаменск" и администрации МО "Закаменский район" о проверке законности представления от 11.07.2018 N 35.
При этом указанное выше представление и рассматриваемое в настоящем деле уведомление от 30.08.2018 N 47-09-07-И827/18, на основании которого издан приказ N 365, содержат одинаковые мотивы необходимости принятия мер по возврату субсидии на сумму 11 488 659 рублей 2 копеек и принятия бюджетных мер принуждения.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод судов об отсутствии, исходя из доводов и возражений лиц, участвующих в деле, а также имеющихся в деле доказательств, оснований для принятия бюджетных мер принуждения, направленных на взыскание (возврат) средств субсидии в сумме 11 488 659 рублей 2 копеек.
При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, в том числе указанных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 ноября 2019 года по делу N А10-6036/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты при правильном применении судами следующего правового регулирования: соглашения "О передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района" от 29.12.2005, решения Совета депутатов МО городское поселение "город Закаменск" от 27.12.2005 N 24 и решения Совета депутатов МО "Закаменский район" от 23.12.2005 N 125; подпункта 2 пункта 2 статьи 78, статей 86 и 166, пункта 1 статьи 265, пункта 1 статьи 306.1, пункта 5 статьи 306.2, статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации; пункта 4 части 1 статьи 14, части 2 статьи 15.1, пункта 4.2 части 1 статьи 17, части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пункта 1 статьи 9, статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"; Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"; пункта 1 части 1 статьи 6, части 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075; Закона Республики Бурятия "О Счетной палате Республики Бурятия" от 05.05.2011 N 2087-IV; Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 N 896-III "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия"; Государственной программы N 424; Порядка N 698."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2020 г. N Ф02-2964/20 по делу N А10-6036/2018
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2964/20
23.03.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1173/19
14.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-6036/18
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-6036/18
18.03.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1173/19
04.10.2018 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-6036/18