город Иркутск |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А74-2579/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Эбауэр С.Ф.,
при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Тропина С.М., секретарь судебного заседания Доможакова С.Б.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия - Захаровой Ю.В. (доверенность N 03-30-4984/19 от 30.12.2019, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 мая 2019 года по делу N А74-2579/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2019 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Алтайское" (ОГРН 1021900529562, ИНН 1904000239, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - управление) о признании незаконным отказа N КУВД-001/2018-5201145/2 от 30.01.2019 в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:04:010303:0498, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, ЗАО "Алтайское", 1,3 км на северо-восток от с. Белый Яр, дорога на гравийный карьер, участок N 1, площадью 5805 кв.м, возложении обязанности на управление произвести государственную регистрацию права.
В рамках дел N N А74-2127/2019, А74-2578/2019, А74-2677/2019, А74-2678/2019, А74-2679/2019, А74-2680/2019 общество заявило аналогичные требования к управлению о признании незаконными отказов от 30.01.2019 в государственной регистрации права собственности на иные земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:010303:0499, 19:04:010303:0500, 19:04:010303:0492, 19:04:010303:0494, 19:04:010303:0497, 19:04:010303:0307, расположенные в Алтайском районе Республики Хакасия, об обязании государственной регистрации права.
В рамках дела N А74-2127/2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 апреля 2019 года дела N N А74-2127/2019, А74-2579/2019, А74-2578/2019, А74-2677/2019, А74-2678/2019, А74-2679/2019, А74-2680/2019 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А74-2579/2019.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 мая 2019 года требование об оспаривании отказа в государственной регистрации права от 30.01.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:04:010303:0307 выделено в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-I-РХ 04 N 876584 от 16.01.1995 (далее - свидетельство), выданное на основании постановления администрации Алтайского района от 30.12.1994 N 386 "О внесении изменений в постановление администрации Алтайского района от 30.04.1993 N 120 "О предоставлении земель акционерного общества закрытого типа "Алтайское" (далее - постановление N 386), подтверждает, что общество является уполномоченным представителем коллектива граждан, а не единоличным собственником спорных земель; соответствующие земли находятся в коллективно-долевой и коллективной совместной собственности; земельные участки могли быть приватизированы исключительно только в тех формах собственности, которые были определены Земельным кодексом РСФСР; суды необоснованно отклонили довод управления о сохранившемся праве работников общества на землю в составе коллективно-совместной собственности, мотивировав тем, что земельные паи внесены в уставный капитал общества; при этом обществом не представлено доказательств внесения всех земельных паев в его уставный капитал.
В представленном отзыве общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 158 АПК РФ, в соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 808 судебное разбирательство отложено с 02 апреля 2020 года до 28 апреля 2020 года на 12 часов 15 минут, о чем судом округа вынесено определение от 27 марта 2020 года.
В связи с принятием Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также совместного постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 821, судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено с 28 апреля 2020 года до 09 июля 2020 года на 12 часов 20 минут, о чем судом округа вынесено определение от 21 апреля 2020 года.
В судебном заседании представитель управления подтвердил свои правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.09.2018 общество обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации права без одновременного кадастрового учета на земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:010303:0498, 19:04:010303:0499, 19:04:010303:0500, 19:04:010303:0492, 19:04:010303:0494, 19:04:010303:0497.
Управление, приняв решение о приостановлении государственной регистрации права на спорные земельные участки, указало в уведомлениях от 30.10.2018 в качестве оснований такого приостановления следующее: по сведениям Единого государственного реестра недвижимости связь земельных участков с кадастровыми номерами не установлена; согласно представленным документам земельный участок предоставлен обществу площадью 24 613 га в коллективно-долевую и коллективно-совместную собственность; согласно проекту перераспределения земель общества земельные участки расположены на землях, предоставленных в коллективно-совместную собственность граждан; таким образом, представленные заявителем документы не свидетельствуют о возникновении права юридического лица на заявленный объект недвижимости.
Уведомлениями N N КУВД-001/2018-5201145/2, КУВД-001/2018-5201383/2, КУВД-001/2018-5201571/3, КУВД-001/2018-5202392/2, КУВД-001/2018-5201746/1, КУВД-001/2018-5201916/2 от 30.01.2019 обществу по тем же основаниям отказано в государственной регистрации права.
Не согласившись с указанными решениями управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что принятые управлением решения являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества.
Суд апелляционной инстанции поддержал изложенные выводы суда первой инстанции.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно положениям статей 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, управление наделено полномочиями, в том числе на принятие решения о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 сентября 2018 года по делу N А74-5577/2015, рассмотренному с участием общества и управления, судами, с учетом положений статьи 69 АПК РФ, обоснованно учтены следующие обстоятельства.
Постановлением N 386 обществу предоставлено в собственность бесплатно 24 613 га земли, в том числе: в коллективно-долевую собственность - 17 183 га сельхозугодий; в коллективно-совместную собственность - 7 430 га; утвержден размер земельного пая в размере 12,5 га сельхозугодий на каждого члена общества. На основании постановления N 386 обществу выдано свидетельство о праве общей совместной и общей долевой собственности на землю.
26.12.2002 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:10, из которого впоследствии образованы земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:000000:19, 19:04:010303:18, 19:04:010303:20; обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:010303:18, 19:04:010303:20 включены в состав единого землепользования в составе земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:24; земельному участку с кадастровым номером 19:04:010303:20 в 2005 году присвоен кадастровый номер 19:04:000000:33, обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:010303:18, 19:04:010303:20 включены в состав единого землепользования в составе земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:33; из земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:33 образован земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:34, из которого впоследствии образован земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:166.
В соответствии с кадастровой выпиской от 25.03.2013 земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:34 площадью 24 613 га является исходным для земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:166. Из представленных кадастровых дел усматривается, что на основании заявления о постановке земельных участков на кадастровый учет от 25.12.2005, а также решения собрания акционеров общества о выделении девяти участков и постановке их на кадастровый учет осуществлен кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 19:04:010303:0492, 19:04:010303:0494, 19:04:010303:0497, 19:04:010303:0498, 19:04:010303:0499, 19:04:010303:0500 из земель коллективно-совместной собственности. Земельные участки имеют статус: ранее учтенный земельный участок с определением местоположения границ. В кадастровых выписках в графе "кадастровые номера объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости" по земельным участкам с кадастровыми номерами 19:04:010303:0494, 19:04:010303:0498, 19:04:010303:0499, 19:04:010303:0500 значится земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:166. При этом отсутствие таких данных в выписках на земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:010303:0492, 19:04:010303:0497 управлением объяснено технической ошибкой, которая на момент рассмотрения настоящего спора исправлена.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что связь земельных участков, в отношении которых обществом поданы заявления о государственной регистрации права, с заявленными кадастровыми номерами установлена, в связи с чем соответствующее основание приостановления и отказа в регистрации права опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами и является незаконным.
Вторым основанием для приостановления государственной регистрации и последующего отказа явилось нахождение спорных земельных участков в коллективной долевой и коллективной совместной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" имущество может принадлежать на праве общей (коллективной) собственности одновременно нескольким лицам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
Статьей 3 Земельного кодекса РСФСР установлено, что в РСФСР устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая).
Указанные нормативные правовые акты утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Вместе с тем, исходя из положений статьи 212 ГК РФ, в настоящее время институт коллективной совместной собственности в действующем законодательстве отсутствует, при этом положениями Закона N 218-ФЗ не установлены возможность и порядок государственной регистрации форм права собственности, которые действующим законодательством не предусмотрены.
С учетом изложенного, а также при отсутствии каких - либо доказательств наличия права собственности у иных лиц на переданную обществу в соответствии с постановлением N 386 в коллективно-совместную собственность землю площадью 7 430 га, при недопустимости возникновения неопределенности в экономической сфере ввиду наличия коллизии ранее действующего законодательства о праве коллективно-совместной собственности и действующего законодательства, не предусматривающего таковой, суды пришли к правильному выводу о незаконности решений управления от 30.01.2019 в соответствующей части.
Как следует из Порядка приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708, при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения (пункт 5); в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли (пункт 8); владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев) (пункт 16).
Таким образом, наделение долей (паем) члена реорганизуемого совхоза одновременно обязывало его использовать соответствующую долю (пай) одним из способов, предусмотренных действовавшим законодательством, в том числе путем внесения в качестве взноса в создаваемое акционерное общество.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с протоколом правления общества от 17.12.1992 было принято решение о наделении земельной долей в размере 12,5 га каждого из учредителей в количестве 1372 человека, в связи с чем переданная обществу в коллективно-долевую собственность земля общей площадью 17 183 га была поделена между участниками общества по 12,5 га, право на которые подтверждалось специально выдаваемым свидетельством на земельную долю. При этом пунктом 3.7 учредительного договора общества установлено, что работники, наделенные земельными долями, добровольно подают заявление о вступлении в акционерное общество закрытого типа, о вкладе их долей в уставный фонд на основе коллективно-долевой собственности, а все лица, подавшие заявление и вложившие свои доли в уставный фонд общества, являются его учредителями, заносятся в список учредителей, который заверяется личной подписью каждого.
Таким образом, как правильно отмечено судами, члены трудового коллектива, исполняя учредительный договор, а также требования ранее действовавшего законодательства, и внося земельную долю в уставный капитал акционерного общества, утратили право на земельную долю, следовательно, с момента внесения земельных долей общей площадью 17 183 га в уставный капитал общества последнее стало их собственником, а бывшие члены совхоза - его акционерами в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", при этом положениями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не допускается возникновение коллективной (общей) долевой собственности акционеров на имущество, внесенное в уставной капитал акционерного общества.
С учетом изложенного, поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суды пришли к правильному выводу о том, что представленные обществом в управление документы подтверждают право собственности последнего на земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:010303:0492, 19:04:010303:0494, 19:04:010303:0497, 19:04:010303:0498, 19:04:010303:0499, 19:04:010303:0500, для которых исходным является земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:166.
Поскольку в силу частей 4, 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрен конкретный перечень документов, прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав, и не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, с учетом изложенных выше установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что управлением допущены нарушения законодательства, а также прав и законных интересов общества при принятии оспариваемых решений об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки, и, следовательно, наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на полной и всесторонней оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные управлением в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 мая 2019 года по делу N А74-2579/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с протоколом правления общества от 17.12.1992 было принято решение о наделении земельной долей в размере 12,5 га каждого из учредителей в количестве 1372 человека, в связи с чем переданная обществу в коллективно-долевую собственность земля общей площадью 17 183 га была поделена между участниками общества по 12,5 га, право на которые подтверждалось специально выдаваемым свидетельством на земельную долю. При этом пунктом 3.7 учредительного договора общества установлено, что работники, наделенные земельными долями, добровольно подают заявление о вступлении в акционерное общество закрытого типа, о вкладе их долей в уставный фонд на основе коллективно-долевой собственности, а все лица, подавшие заявление и вложившие свои доли в уставный фонд общества, являются его учредителями, заносятся в список учредителей, который заверяется личной подписью каждого.
Таким образом, как правильно отмечено судами, члены трудового коллектива, исполняя учредительный договор, а также требования ранее действовавшего законодательства, и внося земельную долю в уставный капитал акционерного общества, утратили право на земельную долю, следовательно, с момента внесения земельных долей общей площадью 17 183 га в уставный капитал общества последнее стало их собственником, а бывшие члены совхоза - его акционерами в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", при этом положениями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не допускается возникновение коллективной (общей) долевой собственности акционеров на имущество, внесенное в уставной капитал акционерного общества.
С учетом изложенного, поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суды пришли к правильному выводу о том, что представленные обществом в управление документы подтверждают право собственности последнего на земельные участки с кадастровыми номерами 19:04:010303:0492, 19:04:010303:0494, 19:04:010303:0497, 19:04:010303:0498, 19:04:010303:0499, 19:04:010303:0500, для которых исходным является земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:166.
Поскольку в силу частей 4, 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрен конкретный перечень документов, прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав, и не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, с учетом изложенных выше установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что управлением допущены нарушения законодательства, а также прав и законных интересов общества при принятии оспариваемых решений об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки, и, следовательно, наличии оснований для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2020 г. N Ф02-1230/20 по делу N А74-2579/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-102/2021
16.07.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1230/20
12.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4100/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2579/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2579/19
26.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2579/19
27.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2579/19
31.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2579/19