город Иркутск |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А19-24415/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Бандурова Д.Н., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Игирма лес" - Горовенко А.Н. (доверенность N 11 от 01.01.2020, диплом, паспорт), Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры - Мальхановой Е.В. (доверенность от 16.06.2020, удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы министерства лесного комплекса Иркутской области и общества с ограниченной ответственностью "Игирма лес" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2019 года по делу N А19-24415/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Игирма Лес" (далее - общество) о расторжении договора аренды лесного участка от 29.04.2009 N 91-18-39/09.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2020 года, в иске отказано, применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды лесного участка от 29.04.2009 N 91-18-39/09, на общество возложена обязанность возвратить министерству по акту приема-передачи лесной участок в границах, определенных Приложением N 7 к указанному договору.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство и общество обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить и направить дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе обществом приведены доводы о том, что судом самостоятельно изменен предмет иска. Суд лишил стороны возможности привести возражения относительно недействительности сделки, в том числе касающиеся истечения срока исковой давности. На момент заключения договора характеристики лесного участка не содержали сведений о наличии в его составе особо охраняемых лесов, поэтому договор соответствовал действующему на тот момент законодательству. Лесохозяйственный регламент Нижнеилимского лесничества допускает сплошную заготовку древесины в защитных лесах природного заказника, если режимом таких зон предусмотрена рубка лесных насаждений. Положение о заказнике "Озерный" допускает заготовку древесины за исключением мест глухариных токов. Доводы прокурора о запрете использования лесов для заготовки древесины в любом природном заказнике противоречат положениям статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации.
Министерство в кассационной жалобе сослалось на то, что на момент заключения договора аренды природный заказник "Озерный" прекратил свое существование в соответствии с указом Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 N 67-п. Выводы судов о правовой неопределенности статуса заказника в период с 05.03.2008 по 20.07.2015 не соответствуют действительности, судами не указано, в чем именно заключается такая неопределенность. Содержащиеся в кадастровом деле сведения о правовой неопределенности не являются юридически значимыми. Решение о прекращении функционирования заказника было принято в рамках действующего законодательства и в пределах полномочий губернатора области. Заказник был создан в 1985 году как охотничий и его земли не относились к землям особо охраняемых природных территорий. На момент заключения договора аренды леса являлись эксплуатационными, где допускалась заготовка древесины, категория лесов изменена в 2019 году.
В отзывах на кассационные жалобы прокурор просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон, прокурор поддержали свои доводы.
В судебном заседании ответчик в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил о признании иска о расторжении договора аренды.
Согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Рассмотрев указанное заявление, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку, исходя из обстоятельств дела, признание иска нарушает публичные интересы, связанные с охраной окружающей природной среды, осуществлением лесопользования, в этой связи принято быть не может.
Как установлено судами, 29.04.2009 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству (в настоящее время - министерство лесного комплекса) и обществом с ограниченной ответственностью "Областной лесхоз" заключен договор аренды лесного участка N 91-18-39/09, по условиям которого ООО "Областной лесхоз" во временное возмездное пользование передан лесной участок в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 271-2009-05, площадью 7389 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество в эксплуатационных лесах: "Северная дача" кварталы NN 33,53,58,81,82,107,108,136,137. Лесной участок передан для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 16,0 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству - 15.0 тыс. куб.м.
Договор аренды зарегистрирован 19.06.2009 в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
На основании договора уступки прав и обязанностей от 20.03.2012 между ООО "Областной лесхоз" и ООО "ЛЕСФОНД" (с согласия арендодателя) все права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 29.04.2009 N 91-18-39/09 перешли к ООО "ЛЕСФОНД".
На основании соглашения от 22.07.2013, заключенного между агентством лесного хозяйства Иркутской области, ООО "ЛЕСФОНД", ООО "Игирма лес" последнему переданы права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 29.04.2009 N 91-18-39/09.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.04.2019 N 556 категория лесов, расположенных в Нижнеилимском лесничестве, Рудногорском участковом лесничестве, "Северная дача", кварталы 33, 53, 58, 81, 82, 107, 108, 136, 137 изменена на защитную (категория защитности - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях).
Ссылаясь на то, что лесной участок, переданный в пользование обществу на основании договора аренды, в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.04.2019 N 556 полностью отнесен к защитным лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, министерство обратилось с иском о расторжении договора аренды ввиду существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении.
Разрешая возникший спор, суды с учетом позиции прокурора исходили из того, что договор аренды является ничтожной сделкой, заключенной в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку границы и режим заказника "Озерный" установлены в 1985 году, в 2007 году заказник признан постоянно действующим с сохранением границ и режима охраны, что исключало возможность предоставления лесного участка, расположенного в границах данного заказника, на основании договора аренды для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений. В этой связи суды отказали в иске о расторжении договора аренды и применили последствия недействительности сделки в виде возложения на общество обязанности возвратить министерству спорный лесной участок по акту приема-передачи.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационных жалоб правильность применения судами норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает необходимым обжалуемые судебные акты отменить по следующим мотивам.
Согласно части 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные приказы, решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На момент заключения договора аренды лесного участка правовой статус защитных лесов определялся положениями статей 102, 103 и части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относились леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
При рассмотрении исковых требований суды правомерно включили в предмет судебного исследования вопросы, связанные с соответствием договора аренды действующему законодательству.
Признавая договор ничтожной сделкой, суды исходили из того, что в аренду был предоставлен лесной участок, расположенный на территории государственного природного заказника, где запрещено проведение сплошных рубок лесных насаждений, поскольку в момент заключения договора действовал правовой режим особо охраняемой природной территории.
Между тем выводы судов сделаны на основании неполно исследованных обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.
Как следует из материалов дела, решением Иркутского облисполкома от 09.12.1985 N 607 организован комплексный государственный охотничий заказник областного значения "Озерный" в Нижнеилимском районе, сроком на 10 лет, утверждено Положение о нем, установлены границы.
Согласно пункту IУ.2 Положения о заказнике, утвержденного названным решением, ликвидация заказника может быть проведена решением облисполкома по представлению управления охотничье-промыслового хозяйства при Иркутском облисполкоме.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 12.05.1997 N 163-п срок функционирования заказника продлен на 10 лет.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 09.11.2007 N 459-п "О сроке действий государственных природных заказников областного значения" установлено, что организованные с ограничением срока действия государственные природные заказники областного значения "Зулумайский" (Зиминский, Куйтунский, Тулунский районы), "Чайский" (Киренский район), "Кирейский" (Тулунский район), "Озёрный" (Нижнеилимский район), "Таюрский" (Усть-Кутский район), "Туколонь" (Казачинско-Ленский район), "Кадинский" (Куйтунский район), "Эдучанский" (Усть-Илимский район) являются постоянно действующими, при этом сохраняются границы и режим охраны, определенные Положениями об указанных заказниках.
Из указанного постановления на основании постановления Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 N 67-п исключены указания в отношении государственного природного заказника "Озёрный" (Нижнеилимский район).
На основании указа Губернатора Иркутской области от 20.06.2015 года N 175-уг функционирование заказника восстановлено.
Оценив указанные правовые акты, суды посчитали, что в период с 05.03.2008 по 20.06.2015 имелась правовая неопределенность относительно правового статуса природного заказника "Озерный" и режим особо охраняемой природной территории не изменялся.
Вместе с тем названные выводы сделаны судами без проверки законности постановления Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 N 67-п на предмет его соответствия действовавшим на тот момент нормативно-правовым актам, регулировавшим статус природных заказников, в том числе Закону Иркутской области от 09.10.2007 N 83-оз "Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области" (абзац 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с этим, судами не выяснены вопросы относительно того, прекратил (ликвидирован) ли государственный заказник в связи с принятием постановления от 05.03.2008 N 67-п свою деятельность, соблюден ли порядок ее прекращения (ликвидации), утратил ли он статус особо охраняемой территории регионального значения в установленном порядке.
По результатам проверки данных обстоятельств судам необходимо установить правомерность передачи в аренду лесных участков для заготовки древесины в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181.
Таким образом, судебные акты на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и по результатам полной, всесторонней оценки всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, представленных ими доказательств, принять законное и мотивированное решение, распределив судебные расходы по уплате государственной пошлины, в том числе за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Игирма лес" о признании иска отказать.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 ноября 2019 года по делу N А19-24415/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2020 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании указа Губернатора Иркутской области от 20.06.2015 года N 175-уг функционирование заказника восстановлено.
Оценив указанные правовые акты, суды посчитали, что в период с 05.03.2008 по 20.06.2015 имелась правовая неопределенность относительно правового статуса природного заказника "Озерный" и режим особо охраняемой природной территории не изменялся.
Вместе с тем названные выводы сделаны судами без проверки законности постановления Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 N 67-п на предмет его соответствия действовавшим на тот момент нормативно-правовым актам, регулировавшим статус природных заказников, в том числе Закону Иркутской области от 09.10.2007 N 83-оз "Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области" (абзац 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
По результатам проверки данных обстоятельств судам необходимо установить правомерность передачи в аренду лесных участков для заготовки древесины в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июля 2020 г. N Ф02-2126/20 по делу N А19-24415/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2678/2021
26.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7833/19
02.11.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24415/19
17.07.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2126/20
07.02.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7833/19
13.11.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24415/19