город Иркутск |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А19-8471/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Кубарского А.С. (доверенность N юр-269 от 22.10.2019, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Надмитовой Д.Б. (доверенность N 038/236/20 от 21.01.2020, удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании), Лазарева Сергея Германовича - Казанцевой Т.А. (доверенность от 07.04.2017, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2019 года по делу N А19-8471/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - управление, антимонопольный орган) с заявлением об отмене постановления N 4-9.21-802/38-18 от 28.03.2019 (далее - постановление) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лазарев Сергей Германович (далее - Лазарев С.Г.), областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей" "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводов кассационной жалобы, постановление вынесено управлением в нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), чем нарушило права и законные интересы общества; общество не является ближайшей сетевой организацией по отношению к энергопринимающему устройству Лазарева С.Г.; ближайший объект электросетевого хозяйства, соответствующий указанному в поданной заявке классу напряжения, принадлежит ОГУЭП "Облкоммунэнерго"; общество таких объектов в районе расположения ДНТ "Янтарь" не имеет; действия общества по уведомлению Лазарева С.Г. о необходимости обратиться в другую сетевую организацию не могут нарушать его права и законные интересы; общество не подлежит привлечению к административной ответственности в связи с отсутствием в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а также внесением изменений в Правила N 861 с 01.01.2019.
В отзыве управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 158 АПК РФ, а также совместного постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 808 судебное разбирательство отложено с 26 марта до 30 апреля 2020 года на 11 часов 30 минут, о чем судом округа вынесено определение от 26 марта 2020 года.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ, в связи с принятием Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также совместного постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 821 судебное разбирательство отложено с 30 апреля 2020 года до 14 июля 2020 года на 10 часов 30 минут, о чем судом округа вынесено определение от 30 апреля 2020 года.
В судебном заседании представители общества и управления подтвердили свои правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Представитель Лазарева С.Г. поддержал доводы управления.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.10.2018 в управление поступила жалоба Лазарева С.Г. на действия общества по уклонению от выдачи проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств по заявке N 11865 от 13.09.2018.
Управлением по факту обращения Лазарева С.Г. проведено административное расследование, в результате которого установлено, что Лазаревым С.Г. 13.09.2018 подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающего устройства по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км Качугского тракта, правая сторона ДНТ "Янтарь", участок N 31.
Письмом N 2415 от 18.09.2018 общество отказало Лазареву С.Г. в заключении договора со ссылкой на Правила N 861, указав, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства, соответствующим указанному в заявке классу напряжения (0,4 кВ), к земельному участку заявителя являются объекты, принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго", в указанном районе общество таких объектов не имеет. Ближайший по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельному участку объект электросетевого хозяйства общества находится на расстоянии более 1 788 м до границ участка, в связи с чем Лазареву С.Г. необходимо обратиться с заявкой на технологическое присоединение в ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
Антимонопольным органом в отношении общества возбуждено дело N 4-9.21-802/38-18 об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении N 4/19 от 14.01.2019 и вынесено постановление о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в порядке статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения порядка привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания, следовательно, об отсутствии правовых оснований для отмены оспариваемого постановления.
Суд апелляционной инстанции поддержал изложенные выводы суда первой инстанции.
Из положений главы 25 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4 статьи 210 АПК РФ). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен и обжалуемое постановление вынесены уполномоченными должностными лицами компетентного органа - управления в силу положений части 3 статьи 28.3 и статьи 23.48 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в повторном несоблюдении виновным лицом требований нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей.
Положениями статьи 26 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 указанных Правил).
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Пунктом 15 Правил N 861 установлено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации. Такой договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
В ходе судебного разбирательства обоснованно установлено, что в нарушение требований пункта 3 Правил N 861 обществом в адрес Лазарева С.Г. не был направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения в установленный пунктом 15 указанных Правил срок (по 28.09.2018 включительно); в письме N 2415 от 18.09.2018 об отказе в заключении договора общество сообщило, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства, соответствующего указанному в заявке классу напряжения, к земельному участку заявителя являются объекты, принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго", куда и необходимо с соответствующей заявкой обратиться Лазареву С.Г.
На основании изложенных положений Правил N 861 судами сделан правильный вывод об отсутствии у общества правовых оснований для отказа в направлении Лазареву С.Г. проекта договора об осуществлении технологического присоединения, а также его заключении со ссылкой на необходимость обращения с заявкой на технологическое присоединение в ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
При этом доводы общества о том, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства, соответствующим указанному в заявке классу напряжения, являются объекты, принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго", а общество соответствующих объектов в районе расположения ДНТ "Янтарь" не имеет; ближайший объект электросетевого хозяйства общества находится на расстоянии более 1 788 м от границ земельного участка Лазарева С.Г., а сети ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - на расстоянии 1 257 м, то есть последние находятся ближе, мотивированно отклонены судами в силу следующего.
Согласно представленному ОГУЭП "Облкоммунэнерго" акту измерения расстояний от 26.02.2019 от ближайшего объекта электросетевого хозяйства ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - КТП-733 (г. Иркутск, п. Искра) до границы земельного участка Лазарева С.Г. расстояние составляет 1 898 м, тогда как согласно акту общества N 3111/18-ВЭС ближайшим по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельному участку объект электросетевого хозяйства общества находится на расстоянии 1 788 м от границ данного участка.
При этом судами обоснованно указано, что в Правилах N 861 отсутствует такое основание для отказа сетевой организацией заявителю в выдаче проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, как имеющаяся информация о расположении объекта иной сетевой организации вблизи участка заявителя, на котором расположено его энергопринимающее устройство.
С учетом изложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что антимонопольным органом исполнена обязанность по доказыванию наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности его совершения), ввиду неправомерного бездействия в отношении гражданина Лазарева С.Г. в части незаключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, наличия у общества реальной возможности обеспечения соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия всех зависящих от общества мер для предотвращения правонарушения при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, а также обоснованности назначения административного наказания с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ в размере 300 000 рублей, т.е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Кроме того, суды правильно отклонили доводы общества о необходимости применения обратной силы закона (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ) ввиду изменения с 01.01.2019 редакции пункта 8(5) Правил N 861, как основанные на неверном толковании норм права, при отсутствии в рассматриваемом случае объективных обстоятельств для применения указанной нормы в новой редакции, учитывая обращение Лазарева С.Г. с заявлением об осуществлении технологического присоединения в сентябре 2018 года и отказа общества в период действия пункта 8(5) Правил N 861 в предыдущей редакции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2019 года по делу N А19-8471/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно представленному ОГУЭП "Облкоммунэнерго" акту измерения расстояний от 26.02.2019 от ближайшего объекта электросетевого хозяйства ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - КТП-733 (г. Иркутск, п. Искра) до границы земельного участка Лазарева С.Г. расстояние составляет 1 898 м, тогда как согласно акту общества N 3111/18-ВЭС ближайшим по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельному участку объект электросетевого хозяйства общества находится на расстоянии 1 788 м от границ данного участка.
При этом судами обоснованно указано, что в Правилах N 861 отсутствует такое основание для отказа сетевой организацией заявителю в выдаче проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, как имеющаяся информация о расположении объекта иной сетевой организации вблизи участка заявителя, на котором расположено его энергопринимающее устройство.
С учетом изложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что антимонопольным органом исполнена обязанность по доказыванию наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности его совершения), ввиду неправомерного бездействия в отношении гражданина Лазарева С.Г. в части незаключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, наличия у общества реальной возможности обеспечения соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия всех зависящих от общества мер для предотвращения правонарушения при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, а также обоснованности назначения административного наказания с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ в размере 300 000 рублей, т.е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Кроме того, суды правильно отклонили доводы общества о необходимости применения обратной силы закона (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ) ввиду изменения с 01.01.2019 редакции пункта 8(5) Правил N 861, как основанные на неверном толковании норм права, при отсутствии в рассматриваемом случае объективных обстоятельств для применения указанной нормы в новой редакции, учитывая обращение Лазарева С.Г. с заявлением об осуществлении технологического присоединения в сентябре 2018 года и отказа общества в период действия пункта 8(5) Правил N 861 в предыдущей редакции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 июля 2020 г. N Ф02-1161/20 по делу N А19-8471/2019