г. Чита |
|
16 января 2020 г. |
дело N А19-8471/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2019 года по делу N А19-8471/2019 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, 664033, область Иркутская, город Иркутск, улица Лермонтова, 257) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) о признании незаконным постановления N 4-9.21-802/38-18 от 28.03.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Лазарев Сергей Германович и областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей" "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252; 664075, г. Иркутск, ул. Ширямова, 54, а/я 52),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - заявитель, общество или ОАО "ИЭСК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление, антимонопольный или административный орган) с заявлением об отмене постановления N 4-9.21-802/38-18 от 28.03.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 20.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельны требований относительно предмета спора, привлечен Лазарев Сергей Германович (далее - Лазарев С.Г.).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельны требований относительно предмета спора, привлечено Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленным и подтвержденным материалами дела.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "ИЭСК" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество отмечает, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства соответствующего указанному в заявке классу напряжения (0,4 кВ) являются объекты, принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго". Нарушений порядка технологического присоединения со стороны общества не допущено.
В письменном отзыве от 17 декабря 2019 года N 038/6138/19 на апелляционную жалобу Управление выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
В письменном отзыве от 18 декабря 2019 года на апелляционную жалобу ОГУЭП "Облкоммунэнерго" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Лазарев С.Г. отзыва на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО "Иркутская электросетевая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным номером 1093850013762.
16.10.2018 в Иркутское УФАС России поступило заявление гражданина Лазарева С.Г. о совершении ОАО "Иркутская электросетевая компания" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в уклонении от выдачи проекта договора об осуществлении технологического присоединения по заявке N 11865 от 13.09.2018 энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км. Качугского тракта правая сторона ДНТ "Янтарь", участок N 31.
По результатам рассмотрения обращения Иркутским УФАС России в отношении ОАО "Иркутская электросетевая компания" возбуждено дело N 4-9.21-802/38-18 об административном правонарушении, проведено административное расследование, по результатам которого 14.01.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 4/19.
По результатам рассмотрения материалов административного дела N 4-9.21-802/38-18 Иркутским УФАС России 29.03.2019 вынесено постановление N 038/168/19 о признании ОАО "ИЭСК" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в порядке ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания об административном правонарушении, ОАО "ИЭСК" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса. Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Обжалуемое постановление вынесено заместителем руководителя Аброровой М.П., т.е. уполномоченным должностным лицом.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
Субъектом в данном деле является ОАО "ИЭСК".
Статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "ИЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии в пределах инженерных сетевых коммуникаций на территории Иркутской области.
Кроме того, общество является субъектом естественной монополии и включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", что последним не оспаривается.
В силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Лица, обратившиеся к сетевой организации для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения или заключившие такие договоры, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Разделом II Правил технологического присоединения определен порядок заключения и выполнения договора.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. В данных правилах предусмотрено, что заявитель может обратиться с заявкой на технологическое присоединение в сетевую организацию по своему выбору, в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находится объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций. При этом, под наименьшим расстоянием от границ участка заявитель до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, и существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации) (пункт 8 Правил N 861).
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (пункт 15 Правил N 861).
Для выполнения технологического присоединения необходимо провести мероприятия, указанные в пункте 18 Правил.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Управлением установлено, что Лазарев С.Г. является собственником земельного участка по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км. Качугского тракта, правая сторона ДНТ "Янтарь", Восточный участок, 31, что подтверждается правоустанавливающими документами подтверждающие законные права владения земельным участком, а именно выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.07.2018.
Лазаревым С.Г. 13.09.2018 г. в ОАО "ИЭСК" подана заявка N 11865 на технологическое присоединение энергопринимающего устройства по адресу: Иркутский 11 км. Качугского тракта, правая сторона ДНТ "Янтарь", Восточный участок, 31.
Письмом N 2415 от 18.09.2018 ОАО "ИЭСК" отказало в заключении договора с Лазаревым С.Г., со ссылкой на Правила технологического присоединения и указав, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства соответствующего указанному в заявке классу напряжения (0,4), являются объекты принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго", ОАО "ИЭСК" таких объектов в указанном районе не имеет. Ближайший по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельного участка объект электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК" находится на расстоянии более 1788 м от границ участка, в связи с чем Лазареву С.Г. необходимо обратиться с заявками на технологическое присоединение в ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
Не согласившись с отказом в заключении договора об осуществлении технологического присоединения, Лазарев С.Г. обратился с жалобой в антимонопольный орган о совершении ОАО "ИЭСК" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
По результатам проведения административного расследования ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, назначен штраф.
Вынося оспариваемое постановление, административный орган исходил из того, что сетевая организация в данном случае обязана была выдать Лазареву С.Г. проект договора об осуществлении технологического присоединения после получения от него заявки 11865 от 13.09.2018, руководствуясь Правилами N 861.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что согласно акту измерения расстояния от объектов электросетевого хозяйства N 3111/18- ВЭС ближайшим по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельному участку объект электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК" находится на расстоянии 1 788 м. от границ участка, тогда как сети ОГУЭП "Облкоммунэнерго" находятся на расстоянии 1 257 м. В связи с этим Лазареву С.Г. письмом от 18.09.2018, полученного последним 24.09.2018 было предложено обратиться с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" доводы о том, что надлежащей сетевой организацией, которая в соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, обязана была заключить договор с Лазаревым С.Г. является ОГУЭП "Облкоммунэнерго" считает необоснованным.
Входе административного расследования ОГУЭП "Облкоммунэнерго" предоставлен акт измерения от 26.02.2019 расстояний об ближнего объекта электросетевого хозяйства до границы земельного участка Лазарева С.Г., согласно которому указанное расстояние составляет по сведениям ОАО "ИЭСК" - 1 304 м. до ОГУЭП "Облкоммунэнерго", 1778 м. до ОАО "ИЭСК", по сведениям ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - 1 898 м. до ОГУЭП "Облкоммунэнерго", 1781 м. - до ОАО "ИЭСК".
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 13.09.2018 Лазарев С.Г. в связи с тем, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства являются объекты, принадлежащие ОАО "ИЭСК" обратился к ОАО "ИЭСК" с заявкой на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) в связи с тем, ведет хозяйство в индивидуальном порядке (указав п. 8 (5) Правил).
В ответ на заявку ОАО "ИЭСК" направило Лазареву С.Г. письмо N 2415 от 18.09.2018 ОАО "ИЭСК" со ссылкой на Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств и указав, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства соответствующего указанному в заявке классу напряжения (0,4), являются объекты принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго", ОАО "ИЭСК" таких объектов в указанном районе не имеет. Ближайший по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельного участка объект электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК" находится на расстоянии более 1788 м от границ участка, в связи с чем Лазареву С.Г. необходимо обратиться с заявками на технологическое присоединение в ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
При этом, свидетелем по административному делу, привлеченным, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии в пределах инженерных сетевых коммуникаций на территории Иркутской области - ОГУЭП "Облкоммунэнерго", так же был предоставлен акт измерения от 26.02.2019 расстояний об ближнего объекта электросетевого хозяйства до границы земельного участка Лазарева С.Г., согласно которому указанное расстояние составляет по сведениям ОАО "ИЭСК" - 1 304 м. до ОГУЭП "Облкоммунэнерго", 1 778 м. - до ОАО "ИЭСК", по сведениям ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - 1 898 м. ОГУЭП "Облкоммунэнерго", 1 781 м. - до ОАО "ИЭСК".
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Так, пунктом 3 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 32 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (пункт 8 Правил N 861).
Согласно пункту 14 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
В пункте 8 (5) Правил N 861 (в редакции, действовавшей на момент обращения Лазарева С.Г. в сетевую организацию) предусмотрено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
В случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Таким образом, из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что данными Правилами предусмотрена возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения непосредственно от сетей сетевой организации.
Правила технологического присоединения не содержат оснований отказа сетевой организацией заявителю в выдаче проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в частности в связи с имеющейся информацией о расположении иной сетевой организации вблизи участка заявителя, на котором расположено его энергопринимающее устройство.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ОАО "ИЭСК" не вправе было отказывать Лазареву С.Г. в заключении такого договора со ссылкой на необходимость обращения с заявкой на технологическое присоединение в ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
Федеральной антимонопольной службой России за N ЦА/36818 от 28.09.2011 были даны разъяснения, что отказ сетевой организации от заключения договора на том основании, что объекты электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую подана заявка, расположены на удалении 300 и более метров от границ участка заявителя, правилами N 861 не предусмотрен.
Довод ОАО "ИЭСК" о том, что оно не является ближайшей сетевой организацией по отношению к энергопринимающему устройству Лазарева С.Г. судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку согласно представленноу ОГУЭП "Облкоммунэнерго" акта измерения расстояний от 26.02.2019 от ближнего объекта электросетевого хозяйства до границы земельного участка Лазарева С.Г., расстояние составляет 1781 метра, Ближайший объект электросетевого хозяйства ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - КТП-733 (г. Иркутск, п. Искра), тогда как согласно акту заявителя ближайшим по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельного участка объект электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК" находится на расстоянии более 1788 м от границ участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 24 от 21.01.2004 утверждены стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. ОАО "ИЭСК" разместило на своем сайте Перечень территориальных зон обслуживания электрических сетей. Согласно данному Перечню Карлукское муниципальное образование и Хомутовское муниципальное образование, в границах которых расположено ДНТ "Позитив" входят в зону обслуживания ОАО "ИЭСК". В месте нахождения энергопринимающего устройства Лазарева расположены объекты электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК" - подстанция 110/10кВ "Карлук", ВЛ-10 КВ "Карлук-Заря", КТПН-10/0,4 кВ N 1013П, ВЛ-0,4 кВ. Данные объекты указаны ОАО "ИЭСК" в оформляемых сетевой организацией документах о технологическом присоединении - акте о технологическом присоединении Бурченя В.Ф., технических условиях N 029/9066 от 31.08.2011, актах разграничения балансовой принадлежности с СНТ "Статистик-2", СНТ "Росинка", ДНТ "Мечта", расположены (данные СНТ как и СНТ "Позитив" расположены на 11 км. Качугского тракта.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ОАО "ИЭСК" в данном конкретном случае была обязана выдать Лазареву С.Г. проект договора об осуществлении технологического присоединения после получения от него заявки от 13.09.2018 N 11865.
Поскольку Лазаревым С.Г. 13.09.2018 была подана заявка на технологическое присоединение, то в соответствии с пунктом 15 Правил технического присоединения, в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Срок направления проекта договора об осуществлении технического присоединения и технических условий в адрес Лазарева С.Г. - по 28.09.2018 включительно.
Следовательно, антимонопольный орган верно установил время совершения административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о наличии неправомерных действий (бездействия) в отношении гражданина Лазарева С.Г. в части не заключения с ним договора, что свидетельствует о нарушении субъектом естественной монополии порядка технологического присоединения к электрическим сетям и наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Субъектом административной ответственности является ОАО "ИЭСК".
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2. 1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество имело возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.
Факт совершения административного правонарушения обществом, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Повторность совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ подтверждается вступившим в законную силу решением суда по делу N А19-4282/2017 (http://kad.arbitr.ru/Card/efb2f98c-8de1-4ac8-9fd6-ba5b41b30fb0), а также по делу N А19-614/2018 (http://kad.arbitr.ru/Card/714b7c9f-1476-42c2-8a22-e165d1058933).
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к законному выводу о наличие события инкриминируемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений административным органом процессуальных требований при производстве административного дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не пропущен.
Административный штраф, назначен административным органом с учётом обстоятельств и положений статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 300 000 рублей, т.е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции с учетом установленных фактических обстоятельств совершения правонарушения и степени его общественной опасности, не усмотрел в действиях общества признаков малозначительности административного правонарушения.
Доводы заявителя о необходимости применения обратной силы закона (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ) в виду изменения редакции пункта 8(5) Правил N 861, основан на неверном толковании норм права, и является несостоятельным ввиду отсутствия в рассматриваемой ситуации объективных обстоятельств для применения данного правила.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2019 года по делу N А19-8471/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8471/2019
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания "ИЭСК" в лице филиала ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Лазарев Сергей Германович, Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго"