город Иркутск |
|
06 августа 2020 г. |
N А78-1404/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Звечаровской Т.А., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2020 года по делу N А78-1404/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229, г.Чита, далее - администрация, истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, г.Москва, далее - Минфин России) убытков в размере 28 297 рублей 08 копеек.
Определением суда от 15 марта 2019 года иск принят к производству в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 06 мая 2019 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства на основании части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 14 июня 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945, г.Чита, далее - Минприроды субъекта).
Определением суда от 18 сентября 2019 года Минприроды субъекта (далее - ответчик) привлечено в качестве соответчика по делу, исключено из состава третьих лиц.
Определением суда от 04 октября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение "Управление лесничествами Забайкальского края" (ОГРН 1167536050824, ИНН 7536157052, г.Чита, далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2020 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе администрация просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, он доказал факт ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, расположенном в землях лесного фонда и находящегося в собственности Российской Федерации, однако суды не дали оценку представленным в материалы дела доказательствам (муниципальному контракту от 19.04.2016, заявке на уборку твердых бытовых отходов, акту выполненных работ, дефектному акту, фотографиям, акту осмотра по состоянию на 2016 год).
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Администрация ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Предметом спора является взыскание администрацией убытков, возникших в результате ликвидации в 2016 году несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, расположенном в землях лесного фонда и находящегося в собственности Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, в пределах границ муниципального образования установлено наличие несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, расположенном в землях лесного фонда Российской Федерации в составе лесных кварталов: часть квартала 14, площадью 153300+/-6851 кв.м, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, Читинское лесничество, Городское участковое лесничество, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией. Участок расположен на территории лесного массива в районе 70 км от областной больницы восстановительного лечения и в 50 м от федеральной автомобильной дороги "Амур" "Чита-Хабаровск".
Истец собственными силами ликвидировал выявленную свалку несанкционированных отходов, стоимость работ составила 28 297 рублей 08 копеек.
Полагая, что указанные расходы являются для органа муниципального образования убытками, которые подлежат взысканию с казны Российской Федерации и казны субъекта федерации, истец обратился в суд с настоящими иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении иска, исходили из недоказанности совокупности условий для взыскания убытков.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер убытков, противоправность поведения причинителя убытков, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период времени), к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 8 названного федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, районов, округов.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, муниципальный контракт от 19.04.2016, заявку на уборку твердых бытовых отходов от 27.06.2016, акт выполненных работ от 05.07.2016, дефектный акт, фотографии, акт осмотра по состоянию от 15.11.2019, акт натурного технического обследования лесного участка от 08.08.2016, письмо от 27.09.2019, плановое (рейдовое) задание от 07.10.2019, отчет о проведении мероприятий по контролю в лесах от 09.10.2019, акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 08.10.2019, схема расположения несанкционированных свалок, пояснения участвующих в деле лиц), суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об образовании свалки в указанном месте в результате ненадлежащего исполнения самим истцом возложенной на него приведенными нормами материального права обязанности по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений (микрорайон Светлый и дачные кооперативы Гремячий лог и Садовод).
Установив вину самого истца в образовании несанкционированной свалки на территории лесного фонда, относящегося к федеральной собственности, суды пришли к правильному выводу о недоказанности совокупности условий для возложения на ответчиков обязанности по возмещению убытков администрации.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на оспаривание выводов судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, свидетельствуют о переоценке установленных фактических обстоятельств дела, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2020 года по делу N А78-1404/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период времени), к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
...
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 августа 2020 г. N Ф02-3263/20 по делу N А78-1404/2019