город Иркутск |
|
31 августа 2020 г. |
Дело N А19-4577/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области Любимовой Т.Г. (доверенность от 09.01.2020 N 05-11/0000072), Уразгалиева Е.М. (доверенность от 13.01.2020 N 05-11/0000359) и сельскохозяйственного производственного кооператива "Окинский" Тасс А.В. (доверенность от 15.11.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Родионова Дмитрия Владимировича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 октября 2019 года по делу N А19-4577/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Родионов Дмитрий Владимирович (далее - Родионов Д.В.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - регистрирующий орган, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации ликвидатора акционерного общества "Приоритет" (далее - АО "Приоритет") Балабайкина П.А. от 29.12.2018 N 27406А, в соответствии с которым в ЕГРЮЛ была внесена запись N 6183850346608 о смене ликвидатора АО "Приоритет".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: сельскохозяйственный производственный кооператив "Окинский" (далее - СПК "Окинский") и АО "Приоритет".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 октября 2019 года, оставленным без изменения постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Родионов Д.В. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Согласно доводам, изложенным в кассационной жалобе, суд первой инстанции уклонился от оценки доказательств, подтверждающих, что Родионов Д.В являлся руководителем АО "Приоритет" и акционером данного общества, поэтому имел полномочия для подачи заявления в налоговый орган, и оно является достоверным. Кроме того, суды основывались на не относимом и недопустимом доказательстве - письме N 281 от 28.02.019 руководителя Нотариальной палаты Иркутской области, которое содержит недостоверную информацию. Данный документ не существовал на момент вынесения оспариваемого решения налогового органа.
Регистрирующим органом и АО "Приоритет" представлены отзывы на кассационную жалобу, из которых следует об их согласии с обжалуемыми судебными актами.
СПК "Окинский" отзыв на кассационную жалобу не представил.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители налогового органа и СПК "Окинский" возразили против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просили оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Иные лица, лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 20.11.2018 в регистрирующий орган за подписью Балабайкина П.А. представлен пакет документов, согласно которому на должность ликвидатора АО "Приоритет" назначен Балабайкин П.А. на основании протокола внеочередного собрания указанного общества от 19.11.2018 N 2-11/18.
При этом в регистрирующем органе имелись сведения о назначении на должность ликвидатора АО "Приоритет" Авдеева Р.А., представленные 08.11.2018 заявлением формы Р14001.
В связи с сомнениями в достоверности сведений о полномочиях Балабайкина П.А. регистрирующим органом 27.11.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации внесения изменений в сведения об АО "Приоритет".
14.12.2018 в отношении документов о назначении Авдеева Р.А. на должность ликвидатора АО "Приоритет" принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Ликвидатором АО "Приоритет" Балабайкиным П.А., акционером АО "Приоритет" Родионовым Д.В. 04.12.2018 в регистрирующий орган представлена объяснительная, согласно которой акционером АО "Приоритет", обладающим 97,74% голосов, является Родионов Д.В. (с приложением документов, подтверждающих приобретением Родионовым Д.В. акций названного юридического лица).
23.11.2018 в регистрирующий орган представлен пакет документов, содержащих сведения о назначении на должность ликвидатора АО "Приоритет" Колдуновой Т.В., полномочия которой как ликвидатора проверены нотариусом Иркутского нотариального округа Иркутской области 23.11.2018 и не оспорены.
По результатам рассмотрения заявления формы Р14001 регистрирующим органом принято решение от 27.12.2018 N 26930А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с непредставлением заявителем необходимых документов.
Решением вышестоящего налогового органа от 15.02.2019 N 26-18/003113@ жалоба Балабайкина П.А. на решения инспекции от 27.12.2018 N26930А об отказе в государственной регистрации, от 29.12.2018 N 27406А о государственной регистрации оставлена без удовлетворения.
Родионов Д.В., не согласившись с принятыми решениями регистрирующего органа, оспорил их в судебном порядке.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Вместе с тем, само по себе представление в регистрирующий орган документов, перечисленных в статье 17 Федерального закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации в том случае, если содержащиеся в этих документах сведения недостоверны. Необходимые для государственной регистрации изменения должны соответствовать требованиям законодательства и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В соответствии с положениями пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Согласно подпункту 2 пункта 2 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются, в числе прочего, несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации закреплен в пункте 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ. В частности, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Балабайкин П.А. назначен на должность ликвидатора АО "Приоритет" на основании протокола внеочередного общего собрания общества от 19.11.2018 N 2-11/18; в представленном заявлении по форме N Р14001 полномочия Балабайкина П.А. как ликвидатора АО "Приоритет", а также подлинность его подписи засвидетельствованы нотариусом Иркутского нотариального округа Иркутской области 20.11.2018.
В связи с наличием в регистрирующем органе заявлений иных лиц - Адеева Р.А., Мышковец М.М., Колдуновой Т.В. - о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в отношении АО "Приоритет" (назначение на должность ликвидатора/генерального директора), а также возражений от 23.11.2018 по форме N Р38001 относительно представленных Балабайкиным П.А. для государственной регистрации документов, инспекцией 27.11.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации АО "Приоритет".
Учитывая, что максимальный срок приостановления государственной регистрации по заявлению о назначении ликвидатором Балабайкина П.А., предусмотренный подпунктом 4.4 пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, истек 27.12.2018, регистрирующим органом на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ принято решение N 25848А об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что сведения о назначении на должность ликвидатора АО "Приоритет" Колдуновой Т.В. представлены в инспекцию позже заявления Балабайкина П.А., ее полномочия проверены нотариусом более поздней датой, чем дата назначения Балабайкина П.А. на должность ликвидатора АО "Приоритет".
Следовательно, решения от 27.12.2018 N 26930А об отказе в государственной регистрации, от 29.12.2018 N 27406А о государственной регистрации приняты регистрирующим органом в соответствии с действующим законодательством.
Судами также учтено, что представителем СПК "Окинский" представлено в материалы дела письмо N 281 от 28.02.2019 руководителя нотариальной палаты Иркутской области, подтверждающее, что нотариусом Смирновой М.П., при заверении документов заявления по форма Р 14001 как в отношении Чо Е.В. ликвидатора АО "Приоритет" 24.03.2018, так и в отношении ликвидатора Балабайкина Н.А. 19.11.2018 не были запрошены выписка из ЕГРЮЛ, а также выписка из реестра акционеров АО "Приоритет", заверенная реестродержателем.
Следовательно, достоверность представленной формы Р 14001 не подтверждена. Указанные обстоятельства подтверждены лично нотариусом Смирновой М.П.
Исходя из изложенного, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для регистрации Балабайкина П.А. ликвидатором АО "Приоритет.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов материалам дела не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявления о признании незаконным оспариваемого решения регистрирующего органа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 октября 2019 года по делу N А19-4577/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации закреплен в пункте 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ. В частности, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
...
Учитывая, что максимальный срок приостановления государственной регистрации по заявлению о назначении ликвидатором Балабайкина П.А., предусмотренный подпунктом 4.4 пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, истек 27.12.2018, регистрирующим органом на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ принято решение N 25848А об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что сведения о назначении на должность ликвидатора АО "Приоритет" Колдуновой Т.В. представлены в инспекцию позже заявления Балабайкина П.А., ее полномочия проверены нотариусом более поздней датой, чем дата назначения Балабайкина П.А. на должность ликвидатора АО "Приоритет"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 августа 2020 г. N Ф02-2196/20 по делу N А19-4577/2019