город Иркутск |
|
09 сентября 2020 г. |
Дело N А10-6160/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия, представителей Администрации муниципального образования "Тункинский район" - Эрдынеева А.Э. (доверенность от 22.05.2020) и Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия - Матхеевой М.Р. (доверенность от 20.11.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Тункинский район" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2020 года по делу N А10-6160/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2020 года по тому же делу.
УСТАНОВИЛ:
Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Администрации муниципального образования "Тункинский район" (далее - Администрация Тункинского района, Муниципалитет) о взыскании 3 458 205 рублей 28 копеек - суммы за нарушение обязательств в рамках заключенного соглашения от 27.03.2018 N 81651000-1-2018-001 (далее - Соглашение от 27.03.2018) о предоставлении субсидий из республиканского бюджета за отсутствие показателей результативности по строительству сельских объектов в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий".
Администрация предъявила встречный иск о признании недействительными пунктов 4.1.5 и 4.3.2 Соглашения от 27.03.2018.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Структура" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2020 года, первоначальный иск удовлетворен полностью, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Муниципалитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что судами нарушены нормы материального права и не дана надлежащая правовая оценка встречным исковым требованиям; не установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора по существу. Полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Администрации Тункинского района в заседании суда округа поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Министерства просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Третье лицо о времени и месте проведения судебного заседания судом округа извещено по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.2 л.д.18, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru), однако в заседание суда не явилось, представителей не направило.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрации Тункинского района выдана субсидия на основании Соглашения от 27.03.2018, заключенного между Министерством и Муниципалитетом.
Предметом данного соглашения является предоставление из республиканского бюджета в 2018 году бюджету Тункинского муниципального района субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств республиканского бюджета 801, раздел 04, подраздел 09, целевая статья 63 3 02 R5670, вид расходов 522 в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 27.03.2018, предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к настоящему соглашению. Приложением N 1 к указанному соглашению предусмотрено, что субсидия выделена на строительство автодороги "подъезд от автомобильной дороги Тунка - площадка солнечного телескопа к с. Улбугай" в Тункинском районе", Тункинский район Республики Бурятия, протяженностью 7,4353 километров, сроки строительства - 2018 год, сметная (предполагаемая) стоимость - 69 007 410 рублей.
Показателем результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, является ввод в эксплуатацию указанной выше автомобильной дороги в 2018 году (пункт 4.3.3 рассматриваемого соглашения и приложения N 4 к нему).
Судами установлено, что по состоянию на 01.04.2019, а также на момент рассмотрения настоящего дела работы не завершены, ввод объекта в эксплуатацию не осуществлен.
Согласно пункту 4.1.5 указанного соглашения, в случае если Муниципалитетом по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной в соответствии с Правилами предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены и (или) в случае если Муниципалитетом по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Министерство рассчитывает в соответствии с пунктами 16-19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета Тункинского муниципального района в республиканский бюджет, и направляет Муниципалитету требование о возврате средств субсидии в указанном объеме.
Согласно пунктам 4.3.2, 4.3.3 Соглашения от 27.03.2018 Муниципалитет обязуется обеспечивать исполнение требований Министерства по возврату средств в соответствии с пунктами 16-19, 22(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий; обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 4 к настоящему соглашению.
Суд округа полагает, что при удовлетворении требований Министерства и отказе в удовлетворении встречных требований о признании недействительными пунктов 4.1.5 и 4.3.2 Соглашения от 27.03.2018, судами были правильно применены нормы материального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Исходя из содержания Соглашения от 27.03.2018 и приложений к нему суды пришли к правильному выводу о том, что показателем результативности использования Администрацией Тункинского района предоставленной субсидии является ввод в 2018 году в эксплуатацию объекта (автомобильной дороги), на строительство которой выделены необходимые денежные средства. По делу установлено, что данный показатель Муниципалитетом не достигнут, то есть условия рассматриваемого соглашения нарушены.
Как указано в преамбуле, Соглашение от 27.03.2018 заключено сторонами в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее -Правила N 999).
Пунктами 16-19 Правил N 999 предусмотрены нормы, регулирующие возврат субсидии при нарушении обязательств, предусмотренных соглашением о ее предоставлении.
Как правильно установлено судами, условия пунктов 4.1.5, 4.3.2 Соглашения от 27.03.2018 соответствует положениям пунктов 16-19 Правил N 999 и предусматривают возврат части полученной субсидии в случае, если допущенные нарушения обязательств по соглашению не устранены до 01.04.2019. Расчет суммы, подлежащей возврату, в связи с нарушением обязательств по указанному соглашению судами проверен и признан обоснованным.
Допущенное нарушение до 01.04.2019, равно как и при рассмотрении дела, Администрацией Тункинского района не устранено, объект в эксплуатацию не введен. В связи с чем, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с Муниципалитета 3 458 205 рублей 28 копеек и отказа в удовлетворении встречных требований о признании недействительными условий Соглашения от 27.03.2018, определяющих условия и порядок возврата средств субсидии.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2020 года по делу N А10-6160/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
...
Как указано в преамбуле, Соглашение от 27.03.2018 заключено сторонами в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее -Правила N 999)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 сентября 2020 г. N Ф02-3890/20 по делу N А10-6160/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3890/20
08.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2083/20
27.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-6160/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-6160/19