город Иркутск |
|
11 сентября 2020 г. |
Дело N А33-32052/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2020 года по делу N А33-32052/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске" (ИНН 2463257014, ОГРН 1142468040330, далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (ИНН 2460018988, ОГРН 1022401788386, далее - казначейство, УФК по Красноярскому краю) о признании незаконным представления от 09.09.2019 N 19-25-12/5876.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, организация обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Как следует из кассационной жалобы, выводы судов о нарушении организацией статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений пункта 4.3.7. Соглашения о предоставлении субсидии и пункта 22 Положения об учетной политике не основан на нормах права, обстоятельствах дела и не обоснован; какое именно нарушение допустил заявитель судами не установлено; оспариваемое представление не соответствует положениям пункта 1 статьи 306.1, пункта 2 статьи 306.2, статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Казначейством отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13.03.2018 между министерством спорта Российской Федерации и организацией заключено соглашение N 777-10-2018-018 о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.
Согласно пункту 3.2 соглашения, перечисление субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Получатель субсидии обязуется, в том числе, вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии (пункт 4.3.7 соглашения), устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в указанном требовании (пункт 4.3.11.1 соглашения).
В соответствии с соглашением организации предоставляются из федерального бюджета в 2018 году субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией и проведением XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске (далее - универсиада), в соответствии с финансовым планом деятельности, утвержденным наблюдательным советом организации.
С учетом дополнительных соглашений от 26.03.2018 N 777-10-2018-018/1, от 06.04.2018 N 777-10-2018-018/2, от 28,08.2018 N 777-10-2018-018/3, от 28.02.2019 N 777-10-2018-018/4 объем предоставляемой субсидии определен в сумме 2 954 148 000 рублей.
УФК по Красноярскому краю проведена проверка использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией и проведением универсиады, по поручению Федерального казначейства от 25.04.2019 N 17-04-06/8480 в соответствии с программой (проверяемый период 2018 год).
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 4.3.7 соглашения, пункта 22 Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, утвержденного приказом от 05.09.2014 N 18, за счет средств федерального бюджета неправомерно начислены и выплачены работникам организации в ноябре, декабре 2018 года: районный коэффициент (20%), процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (до 30%), примененные к выплатам стимулирующего характера, начисленным и выплаченным за счет средств краевого бюджета, в общей сумме 7 531 558 рублей 32 копейки с учетом взносов в государственные внебюджетные фонды.
09.02.2019 генеральному директору организации выдано представление N 19-25-12/5876, согласно которому казначейство требует рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения не позднее 30 дней с даты получения представления. О результатах исполнения настоящего представления проинформировать УФК по Красноярскому краю не позднее 5 дней с даты исполнения.
Полагая, что представление нарушает его права и законные интересы, организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого представления требованиям законодательства.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Суды обоснованно руководствовались положениями статей 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 78.1, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Вместе с тем, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
В силу статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В ходе проверки установлено, что начисление и выплата заработной платы осуществлялась из разных источников финансирования, в том числе за счет средств федерального и краевого бюджетов. К выплатам стимулирующего характера (персональная надбавка, надбавка за операционный период, премия по итогам года) применены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако, начисление и выплата районного коэффициента и процентной надбавки к выплатам стимулирующего характера, начисленным из разных источников финансирования (за счет средств федерального и краевого бюджетов), осуществлялась исключительно за счет средств федерального бюджета.
Предоставление предусмотренных статьей 78.1 БК РФ субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Пунктом 4.3.7 соглашения, пунктом 22 Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета организации, утвержденного приказом от 05.09.2014 N 18 (с учетом дополнений и изменений), предусмотрен обособленный учет по средствам субсидии из федерального бюджета, то есть предусмотрено целевое финансирование в разрезе источников поступления.
Следовательно, начисление и выплату районного коэффициента и процентной надбавки в части выплат стимулирующего характера за счет средств краевого бюджета следовало осуществлять по соответствующим источникам финансирования, а не исключительно за счет средств федерального бюджета.
Организацией нарушен порядок начисления и выплат районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате в части выплат стимулирующего характера, начисленным из разных источников финансирования (федерального и краевого бюджета).
Вышеуказанное нарушение обусловило излишнее начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 1 746 951 рубль 32 копейки (30,2% от суммы неправомерно начисленного и выплаченного районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Общая сумма нарушения составила 7 531 558 рублей 32 копейки.
Факт совершения указанного нарушения подтверждается имеющимися в деле документами, перечисленными в представлении.
Оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом компетентного органа и процедура проведения проверки не нарушена.
Таким образом, УФК по Красноярскому краю правомерно выдало оспариваемое представление.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2020 года по делу N А33-32052/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
В силу статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
...
Предоставление предусмотренных статьей 78.1 БК РФ субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 сентября 2020 г. N Ф02-3732/20 по делу N А33-32052/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3732/20
10.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1510/20
19.02.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-32052/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-32052/19