г. Красноярск |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А33-32052/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тоцким В.А.,
при участии:
от заявителя (автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске"): Самойленко А.В., представителя на основании доверенности от 16.01.2020, удостоверения адвоката, паспорта; Безсаловой Ю.А., руководителя на основании протокола от 10.04.2020 N 1, паспорта;
от ответчика (Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю): Русанова И.О., представителя на основании доверенности от 04.03.2019 N 19-20-21/6 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" февраля 2020 года по делу N А33-32052/2019,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске" (ИНН 2463257014, ОГРН 1142468040330, далее - заявитель, АНО "Дирекция Красноярск 2019") обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (ИНН 2460018988, ОГРН 1022401788386, далее - ответчик, УФК по Красноярскому краю) о признании незаконным представления от 09.09.2019 N 19-25-12/5876.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 февраля 2020 года по делу N А33-32052/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АНО "Дирекция Красноярск 2019" обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- вывод суда первой инстанции о нарушении заявителем статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что в силу пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является бюджетным нарушением, не основан на нормах права и обстоятельствах дела; какое именно нарушение допустил заявитель судом первой инстанции не установлено;
- исходя из установленных судом первой инстанции обстоятельствах о соблюдении заявителем обособленного учета операций, связанных с получением и использованием целевых средств, следует вывод об отсутствии заявителем пункта 4.3.7 Соглашения о предоставлении субсидии и пункта 22 Положения об учетной политике;
- оспариваемое представление является незаконным и необоснованным.
УФК по Красноярскому краю представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представителя заявителя поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на изложенные в ней доводы.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в первоначальной редакции утверждено предоставление заявителю субсидии по главе 777 "Министерство спорта Российской Федерации" разделу 1100 "Физическая культура и спорт" подразделу 1103 "Спорт высших достижений" целевой статье 1320460600 "Субсидия автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXIX всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске" в рамках мероприятия "Подготовка и проведение особо значимых международных спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации" подпрограммы "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" виду расходов 600 "Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям" в сумме 1 454 148,00 тыс. руб.
Федеральным законом от 03.07.2018 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" объем предоставляемой АНО "Дирекция Красноярск 2019" субсидии по КБК 777.1103.1320460600.600 увеличен на 1 500 000,00 тыс. руб.
13.03.2018 между Министерством спорта Российской Федерации и АНО "Дирекция Красноярск 2019" заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, N 777-10-2018-018.
Согласно пункту 3.2 соглашения, перечисление субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Получатель субсидии обязуется, в том числе, вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии (пункт 4.3.7 соглашения), устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в указанном требовании (пункт 4.3.11.1 соглашения).
В соответствии с соглашением АНО "Дирекция Красноярск 2019" предоставляется из федерального бюджета в 2018 году субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией и проведением XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске (далее - Универсиада), в соответствии с финансовым планом деятельности, утвержденным наблюдательным советом АНО "Дирекция Красноярск 2019", в сумме 1 454 148 000,00 руб.
Дополнительными соглашениями от 26.03.2018 N 777-10-2018-018/1, от 06.04.2018 N 777-10-2018-018/2, от 28,08.2018 N 777-10-2018-018/3, от 28.02.2019 N 777-10-2018-018/4 внесены изменения в соглашение. Объем предоставляемой субсидии определен в сумме 2 954 148 000,0 руб.
Перечень затрат, связанных с организацией и проведением Универсиады, на финансовое обеспечение (возмещение) которых направляется субсидия, указан в приложении N 5 к соглашению. Предусмотренный соглашением перечень затрат соответствует уточненному финансовому плану деятельности АНО "Дирекция Красноярск 2019" на 2018-2019 годы, утвержденному на заседании наблюдательного совета 27.12.2018 N 7.
Уточненный финансовый план деятельности АНО "Дирекция Красноярск 2019" на 2018-2019 годы утвержден протоколом наблюдательного совета от 27.12.2018 N 7 по доходам и расходам на 2018 год в сумме 3 864 242,27 тыс. руб., в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 2 954 148,0 тыс. руб.
Финансовым планом и приложением N 5 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 28.02.2019 N 777-10-2018-018/4) предусмотрено финансирование по 45 функциональным направлениям использования средств, из них финансирование затрат по 28 направлениям предусмотрено полностью или частично за счет субсидии из федерального бюджета.
18.06.2019 УФК по Красноярскому краю издан приказ N 286 о проведении внеплановой выездной проверки АНО "Дирекция Красноярск 2019", согласно пункту 1 которого приказано провести в АНО "Дирекция Красноярск 2019" проверку использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией и проведением XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске, по поручению Федерального казначейства от 25.04.2019 N 17-04-06/8480 в соответствии с программой. Проверяемый период: 2018 год.
По результатам проверки 23.07.2019 составлен акт выездной проверки АНО "Дирекция Красноярск 2019".
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 4.3.7 соглашения, пункта 22 Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, утвержденного приказом от 05.09.2014 N 18, за счет средств федерального бюджета неправомерно начислены и выплачены работникам АНО "Дирекция Красноярск 2019" в ноябре, декабре 2018 года: районный коэффициент (20 %), процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (до 30 %), примененные к выплатам стимулирующего характера, начисленным и выплаченным за счет средств краевого бюджета, в общей сумме 7 531 558,32 руб. с учетом взносов в государственные внебюджетные фонды.
Возражения на акт выездной проверки от 23.07.2019 направлены АНО "Дирекция Красноярск 2019" в адрес УФК по Красноярскому краю письмом от 31.07.2019 N 48-ДСП.
09.09.2019 генеральному директору АНО "Дирекция Красноярск 2019" выставлено представление N 19-25-12/5876, согласно которому УФК по Красноярскому краю требует рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения не позднее 30 дней с даты получения представления. О результатах исполнения настоящего представления проинформировать УФК по Красноярскому краю не позднее 5 дней с даты исполнения.
Ссылаясь на незаконность принятого в отношении АНО "Дирекция Красноярск 2019" представления, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции верно установлено, что оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом компетентного органа.
Процедура проведения проверки не нарушена. Заявителем соответствующих доводов не заявлено.
В соответствии с представлением от 09.09.2019 N 19-25-12/5876 АНО "Дирекция Красноярск 2019" вменяется нарушение положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 4.3.7 соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, от 13.03.2018 N 777-10-2018-018, пункта 22 Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, утвержденного приказом АНО "Дирекция Красноярск 2019" от 05.09.2014 N 18, с учетом дополнений и изменений
За счет средств субсидии из федерального бюджета в ноябре, декабре 2018 года начислены и выплачены работникам районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, примененные к выплатам стимулирующего характера, начисленным и выплаченным, в том числе за счет средств краевого бюджета, с учетом взносов в государственные внебюджетные фонды.
В денежном выражении нарушение составило 7 531 558,32 руб.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что в отношении АНО "Дирекция Красноярск 2019" недопустимо применение положений статьи 78.1, 306.1 БК РФ.
Поскольку в настоящем деле субсидия была предоставлена заявителю Министерством спорта Российской Федерации из денежных средств федерального бюджета для реализации публичных целей, а не для оплаты имущественных взносов в уставную деятельность АНО "Дирекция Красноярск 2019", полученная заявителем субсидия является по своей правовой природе является государственной преференцией, оказанной хозяйствующему субъекту, и порядок её предоставления и дальнейшей реализации регулируется, в том числе, нормами бюджетного законодательства. Соответственно, АНО "Дирекция Красноярск 2019" является участником бюджетного процесса.
Следовательно, в рамках рассматриваемых правоотношений подлежат применению положения пункта 1 статьи 306.1 БК РФ (в редакции, действующей в период проведения проверки), согласно которым бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Ссылка заявителя на положения пункта 1 статьи 306.1 БК РФ, в редакции, действующей с 06.08.2019 и с 01.01.2020, не принимается судом апелляционной инстанции, как необоснованная.
Довод заявителя о том, что со стороны АНО "Дирекция Красноярск 2019" отсутствуют нарушения ведения бухгалтерского учета, указанные в представлении от 09.09.2019 N 19-25-12/5876 верно отклонен судом первой инстанции, поскольку оспариваемое представление не содержит положений о нарушении заявителем ведения бухгалтерского учета в части его составления без разделения финансирования на федеральный и краевой бюджеты.
При этом факт целевого расходования средств субсидии ответчиком также не оспаривается.
В ходе проверки установлено, что начисление и выплата заработной платы осуществлялась из разных источников финансирования, в том числе за счет средств федерального и краевого бюджетов. К выплатам стимулирующего характера (персональная надбавка, надбавка за операционный период, премия по итогам года) применены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако, начисление и выплата районного коэффициента и процентной надбавки к выплатам стимулирующего характера, начисленным из разных источников финансирования (за счет средств федерального и краевого бюджетов), осуществлялась исключительно за счет средств федерального бюджета.
Предоставление предусмотренных статьей 78.1 БК РФ субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Пунктом 4.3.7 соглашения, пунктом 22 Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета АНО "Дирекция Красноярск 2019", утвержденного приказом от 05.09.2014 N 18 (с учетом дополнений и изменений), предусмотрен обособленный учет по средствам субсидии из федерального бюджета, т.е. предусмотрено целевое финансирование в разрезе источников поступления.
Таким образом, начисление и выплату районного коэффициента и процентной надбавки в части выплат стимулирующего характера за счет средств краевого бюджетов, следовало осуществлять по соответствующим источникам финансирования, а не исключительно за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, заявителем нарушено не целевое использование бюджетных средств или их учет, а порядок начисления и выплат районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате в части выплат стимулирующего характера, начисленным из разных источников финансирования (федерального и краевого бюджета).
Таким образом, в нарушение статьи 78.1 БК РФ, пункта 4.3.7 соглашения, пункта 22 Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, утвержденного приказом АНО "Дирекция 2019" от 05.09.2014 N 18, за счет средств федерального бюджета неправомерно начислены и выплачены работникам заявителя в ноябре, декабре 2018 года: районный коэффициент (20%), процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (до 30 %), примененные к выплатам стимулирующего характера, начисленным и выплаченным за счет средств краевого бюджета, в общей сумме 5 784 607,00 руб.
Вышеуказанное нарушение обусловило излишнее начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 1 746 951,32 руб. (30,2% от суммы неправомерно начисленного и выплаченного районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Общая сумма нарушения составила 7 531 558,32 руб.
Факт совершения указанного нарушения подтверждается имеющимися в деле документами, перечисленными в представлении, в том числе: копиями соглашения, финансового плана деятельности АНО "Дирекция 2019" на 2018-2019 годы, учетной политикой от 05.09.2014 N 18 (с изменениями и дополнениями), Положением об оплате труда, материальном стимулировании, премировании и депремировании, материальной помощи работников АНО "Дирекция 2019" от 26.06.2017 N 23 (с изменениями от 01.02.2018 N 4), сводом по источникам финансирования (федеральный бюджет) за декабрь 2018 года, ведомостей с разбивкой по источникам финансирования (федеральный бюджет) за ноябрь, декабрь 2018 года, лицевым счетом, списком перечисляемой в банк заработной платы за декабрь 2018 г. (федеральный бюджет), оборотно-сальдовой ведомостью за 2018 год (сводная), оборотно-сальдовой ведомостью за 2018 год по счетам 51, 70, 69, 68.01, оборотно-сальдовых ведомостью по счету 69 за ноябрь, декабрь 2018 года, списком сотрудников годовая премия, отнесенная за счет субсидии краевого бюджета.
Таким образом, УФК по Красноярскому краю правомерно выдало оспариваемое представление, предложив заявителю рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что представление от 09.09.2019 N 19-25-12/5876. является законным и обоснованным, соответствует БК РФ, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции, признаются не соответствующими тексту обжалуемого судебного акта, а также несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" февраля 2020 года по делу N А33-32052/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-32052/2019
Истец: АНО "ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ XXIX ВСЕМИРНОЙ ЗИМНЕЙ УНИВЕРСИАДЫ 2019 ГОДА В Г. КРАСНОЯРСКЕ", АНО Исполнительная дирекция XXIX семирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3732/20
10.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1510/20
19.02.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-32052/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-32052/19