город Иркутск |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А19-24635/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Степановой И.С. (доверенность N 03-01/20 от 09.09.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атол" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года по делу N А19-24635/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атол" (ОГРН 1063806005592; ИНН 3806004447; далее - общество, ООО "Атол") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877; далее - служба) о признании незаконным и отмене предписания N 1245/19 от 03.07.2019.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из кассационной жалобы, оспариваемое предписание является незаконным, нарушает права и законные интересы общества и признает недействительными принятые собственниками многоквартирного дома N 41 решения относительно размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт должен рассчитываться, исходя из утвержденного собственниками тарифа, указанного в приложении договора.
Служба представила отзыв на кассационную жалобу общества, из которого следует о ее согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель службы возразил против доводов, изложенных в кассационной жалобе общества, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным домом N 41 по адресу: г. Зима, ул. Московский тракт на основании договора управления от 01.04.2015 N 47А.
На основании обращения собственника квартиры многоквартирного дома по адресу: г. Зима, ул. Московский тракт, дом N 41 о фактах нарушения лицензионных требований, предусмотренных частью 7 статьи 156, частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выразившихся в ненадлежащем исполнении договора управления, а именно в части нарушения правил содержания общего имущества при начислении платы за жилищную услугу "содержание жилья" по указанному многоквартирному дому (далее - МКД N 41), службой проведена внеплановая документарная проверка общества по лицензионному контролю.
По результатам проверки службой составлен акт проверки от 03.07.2019 N 1245/19, согласно которому в период с 01.04.2017 по 31.05.2019 общество некорректно произвело расчет индексации тарифа на содержание жилья по МКД N 41, что привело к незаконному увеличению данного тарифа.
По факту выявленного нарушения обществу выдано предписание от 03.07.2019 N 1245/19, которым на него возложена обязанность в срок до 11.10.2019 произвести перерасчет платы по строке "Содержание жилья" по МКД N41 за период с 01.04.2017 по 31.05.2019, исходя из следующих тарифов: с 01.04.2017 по 31.05.2017 - 19,85 руб./кв.м, с 01.06.2017 по 31.03.2018 - 18,56 руб./кв.м, с 01.04.2018 по 31.05.2018 - 19,68 руб./кв.м, с 01.06.2018 по 31.05.2019 - 21,8 руб./кв.м. С 01.06.2019 применять при начислении платы по строке "Содержание жилья" по МКД N 41 размер тарифа 21,8 руб./кв.м. Предоставить в Службу документы, подтверждающие исполнение предписания по МКД N 41, с выполненным перерасчетом платы.
Полагая, что предписание нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ). Объем предоставляемых услуг не может быть меньше минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения соответствующей платы.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, протоколом N 1 общего собрания собственников помещений МКД N 41 от 26.03.2015 утвержден договор управления многоквартирным домом между собственниками и ООО "Атол".
Пунктом 4.2 указанного договора стоимость работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников определена в Приложении N 3 настоящего договора.
В силу пункта 3.4.3 договора размер платы по управлению и содержанию мест общего пользования на каждый следующий год действия договора, начиная со второго, определяется с учетом индексации на соответствующий год. Установление размера платы в указанном порядке не требует принятия дополнительного решения общего собрания собственников.
Размер индексации составляет с 01 апреля 2016 года 0,0%; с 01 апреля 2017 года 6,0%; с 01 апреля 2018 года 6,0%. Размер видов и стоимости по текущему ремонту ежегодно согласовывается с собственниками, индексации не подлежит.
В приложении N 3 к договору указано, что содержанию и ремонт жилого помещения составляет 18,79 руб./кв. м, из них пункт 1 - 5.69 руб./кв. м - управление домом; пункт 2-13,10 руб./кв. м содержание и ремонт общего имущества, в том числе: пункт 2.2.- 1,17 руб./кв. м текущий ремонт общего имущества.
Таким образом, плата за содержание и ремонт общего имущества составляет 13,10 руб./кв. м и включает в себя текущий ремонт общего имущества в размере 1,17 руб./кв. м.
При этом индексация платы за управление домом договором не предусмотрена. Не входит данная плата и в плату на содержание и ремонт общего имущества.
Согласно указанному договору только размер платы по управлению и содержанию мест общего пользования на каждый следующий год действия договора, начиная со второго, определяется с учетом индексации на соответствующий год.
Между тем, как установлено судами, с 01.04.2017 по 31.05.2019 общество производило начисление с индексацией тарифа в размере 18, 79 руб./кв.м на 7%, в то время когда договором предусмотрена индексация в 6%, что противоречит условиям утвержденного договора управления.
Индексируя плату в размере 18,79 руб./кв. м, общество не учитывало, что в данную сумму входит плата за текущий ремонт общего имущества в размере 1,17 руб./кв. м которая, в соответствии с договором не подлежала индексации.
Следовательно, общество проводило индексацию платы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с нарушением условий и порядка, установленных договором от 01.04.2015 и утвержденных решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 26.03.2015.
Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 марта 2020 года по делу N А19-24635/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
...
Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф02-3949/20 по делу N А19-24635/2019