город Иркутск |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А58-10504/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Поселок Солнечный" Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2020 года по делу N А58-10504/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Поселок Солнечный" Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация) обратилась с заявлением об отмене постановления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство, административный орган) от 26.09.2019 N 1/15.14-2019-555 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправомерно не приняли во внимание, что бюджетные средства были выделены и использованы до подписания разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома в ноябре 2018 года, контракт был исполнен, следовательно, на тот момент нецелевое использование денежных средств отсутствовало; два жителя расселяемого дома выехали после освоения денежных средств на расселение, поэтому вместо них в пустующие квартиры были временно заселены семьи из сгоревшего аварийного дома на основании договоров найма.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 53, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассматривается судьей единолично.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 5.1 статьи 211, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 02.08.2019 N 01-04/1199 в соответствии с Планом контрольных мероприятий на 2019 год Министерством проведена выездная проверка в отношении Администрации по вопросу соблюдения главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета муниципального образования "Поселок Солнечный" Усть-Майского улуса (района) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2017-2018 годы.
В ходе проведения проверки Министерством установлено, что в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.06.2013 N 193 утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" (далее - Программа).
Задачи Программы - переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, путем приобретения (строительства) жилых помещений; снос аварийного жилищного фонда, высвободившегося в результате переселения граждан.
В целях реализации подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2017 годы" постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.06.2012 N 281 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий муниципальным образованиям в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012-2017 годы" в части мероприятий республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка целевое назначение субсидии - финансирование мероприятий в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем переселения из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 8 Порядка условиями предоставления и расходования субсидии являются: а) наличие многоквартирного жилищного фонда, признанного аварийным в установленном порядке до 1 января 2012 года; б) наличие муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и (или) муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства;
в) наличие долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета муниципального образования.
На основании Программы в Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению в поселке Солнечный Усть-Майского района, включены многоквартирные дома по адресу: ул. Строителей, д.13, д. 5, д. 3.
В целях реализации мероприятий Программы этап 2016 года между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) и муниципальным образованием "Поселок Солнечный" заключено соглашение о реализации этапа 2016 года Программы от 02.06.2016 N 30/РАП2016 (далее - Соглашение).
Во исполнение Соглашения между Администрацией и ООО "Строй Монтаж Проект" заключен муниципальный контракт от 29.06.2016 N 0316300005716000018-9 на приобретение у застройщика жилых помещений в домах малоэтажной застройки в собственность МО "Поселок Солнечный" Усть-Майского района Республики Саха (Якутия). Цена контракта составляет 103 403 354 рубля 23 копейки.
Оплата по муниципальному контракту произведена всего на сумму 103 403 354 рубля 23 копейки, в том числе за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 76 294 119 рублей 65 копеек.
Министерством установлено, что Администрацией предоставлены квартиры N N 35 и 14 по адресу: п. Солнечный, ул. Октябрьская, д. 18 на основании договоров найма жилых помещений гражданам, проживавшим в многоквартирных домах по адресу: п. Солнечный, ул. Дражников, д. 4, квартиры 4 и 3, не включенных в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в соответствии с Программой. Следовательно, приобретенные квартиры по адресу: п. Солнечный, ул. Октябрьская, д. 18 не предоставлены гражданам из расселяемого аварийного жилого дома, включенного в Программу, и используются как временный жилой фонд муниципального образования.
В нарушение механизма реализации Программы своевременно не внесены изменения в Программу.
Таким образом, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, целей и задач Программы, пункта 3.3.1 Соглашения МО "Поселок Солнечный" в результате заключения договоров найма жилого помещения от 01.01.2019 и последующего переселения граждан из многоквартирного дома, не включенного в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению, произведено нецелевое расходование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 103 384 рубля 13 копеек.
По данному факту Министерством в отношении Администрации составлен протокол от 17.09.2019 об административном правонарушении по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Министерства от 26.09.2019 N 1/15.14-2019/555 Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 170 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Администрации в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности административным органом наличия в действиях Администрации состава вменяемого правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Судами установлено, что в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и во исполнение Федерального Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) была утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", которой предусмотрено переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными. Реализуя данную Программу, между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) и Администрацией было заключено Соглашение.
Однако Администрация произвела переселение в приобретенные по целевой программе квартиры многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский район, п. Солнечный, ул. Октябрьская, 18, двух семей, которые ранее проживали в доме по адресу: п. Солнечный, ул. Дражников, 4. Данный дом признан аварийным после 01.01.2020 (15.02.2018) и не был включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих переселению по Соглашению.
Таким образом, использование квартир, приобретенных по целевой программе, для переселения в них граждан, переселяемых из домов, не включенных в указанную программу, свидетельствует о нецелевом использовании администрацией средств полученных в рамках указанной программы и по Соглашению.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях администрации события и состава вменяемого правонарушения.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Получатель бюджетных средств обязан использовать полученные бюджетные средства исключительно на те цели, которые определяются в актах, на основании которых эти средства предоставлены. Само содержание понятия целевого использования означает, что данные средства запрещено использовать на цели, не связанные с целями их предоставления.
Как верно установлено судами, Администрация не предприняла все зависящие от неё меры по соблюдению нарушенных ею правил и норм, в то время как такая возможность у неё имелась.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что бюджетные средства были выделены и использованы до подписания разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома в ноябре 2018 года, контракт был исполнен, следовательно, на тот момент нецелевое использование денежных средств отсутствовало; два жителя расселяемого дома выехали после освоения денежных средств на расселение, поэтому вместо них в пустующие квартиры были временно заселены семьи из сгоревшего аварийного дома на основании договоров найма, не могут быть приняты во внимание, поскольку названное не свидетельствует о наличии у Администрации законных оснований для вселения в указанные квартиры граждан из домов, не включенных в Программу по переселению, без внесения в нее изменений.
Нарушения норм процессуального права, безусловно влекущих отмену судебных актов, не установлено.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствуют существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем отсутствуют предусмотренные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2020 года по делу N А58-10504/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и во исполнение Федерального Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) была утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", которой предусмотрено переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными. Реализуя данную Программу, между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) и Администрацией было заключено Соглашение.
...
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2020 г. N Ф02-4369/20 по делу N А58-10504/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4369/20
18.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2327/20
19.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-10504/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-10504/19