город Иркутск |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А19-27113/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска Махняевой В.В. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2019 года по делу N А19-27113/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН: 1023801543765, ИНН: 3810002523, г. Иркутск; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск;
далее - министерство финансов) о взыскании 346 147 рублей 65 копеек убытков, связанных с погребением 26 умерших, личность которых не установлена, в период с февраля 2016 года по декабрь 2017 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития), муниципальное образование город Иркутск в лице администрации города Иркутска (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2020 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
По мнению министерства финансов, возложение ответственности на субъекты Российской Федерации по расходным обязательствам Российской Федерации, установленным федеральными законами и не обеспеченными денежными ресурсами, недопустимо. Заявитель жалобы утверждает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оплата работ по погребению невостребованных умерших является расходным обязательством Иркутской области в лице министерства социального развития, как главного распорядителя средств областного бюджета на данные цели. Указывает на обязанность истца определять размер расходов в соответствии с суммой социального пособия на погребение - 4 000 рублей.
Предприятие доводы заявителя кассационной жалобы отклонило, сославшись на их несостоятельность (письменные отзывы от 13.04.2020, 18.09.2020).
В судебном заседании представитель предприятия поддержала возражения, изложенные в отзывах на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска.
Согласно справкам о смерти, актам выполненных работ, разрешениям, справкам о выдаче тела истец в период с февраля 2016 года по декабрь 2017 года осуществил погребение 26 тел невостребованных умерших, личность которых не установлена, на общую сумму 346 147 рублей 65 копеек.
Полагая, что понесенные расходы должны быть возмещены за счет средств Иркутской области, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об обоснованности иска по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов в части отнесения спорных убытков истца на Иркутскую область в лице главного распорядителя денежных средств бюджета субъекта - министерства финансов Иркутской области.
В силу статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) погребение умерших, личность которых не установлена, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, оказанных специализированной службой, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 названного Федерального закона.
Данная норма не содержит указания на источник финансирования расходов по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Между тем, исходя из положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 8-ФЗ, подпункта 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; предоставление материальной и иной помощи для погребения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015, гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами. Расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, руководствуюсь вышеуказанными положениями закона, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт несения истцом затрат на погребение невостребованных умерших, в связи с чем пришли к выводу об удовлетворении иска за счет средств субъекта.
Доводы министерства финансов о наличии у министерства социального развития статуса главного распорядителя бюджетных средств по компенсации расходов по погребению невостребованных граждан и привлечении его в качестве надлежащего ответчика по делу не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание, поскольку в рамках данного спора отсутствуют доказательства того, что во исполнение Закона Иркутской области от 08.12.2014 N 146-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" министерству социального развития выделялись из бюджета области денежные средства на финансирование спорных услуг.
Вместе с тем выводы судов о том, что сумма расходов должна определяться на основании постановления администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13 "О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия "Ритуал г. Иркутска" (в редакции постановления от 18.12.2014 N 031-06-1525/14), которое не подлежит согласованию, являются неправомерными.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона N 8-ФЗ стоимость услуг по погребению невостребованных умерших граждан, оказанных специализированной службой, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, стоимость ритуальных услуг должна определяться органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченными органами.
Вместе с тем обстоятельства, связанные с согласованием (несогласованием) органом местного самоуправления стоимости услуг в порядке, определенном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ, в предмет судебного исследования не были включены.
Более того, в силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, выводы судов о правомерности заявленных истцом требований о взыскании расходов по погребению невостребованных граждан, исходя из стоимости, определенной органами местного самоуправления, не основаны на нормах материального права, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, поскольку в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению фактических обстоятельств, исследованию и правовой оценке имеющихся в материалах дела доказательств.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует рассмотреть спор с учетом изложенного в настоящем постановлении, включить в предмет судебного исследования обстоятельства, связанные с оценкой расчета задолженности за оказанные услуги по погребению невостребованных граждан, представленного в материалы дела, принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством, а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2019 года по делу N А19-27113/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2020 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона N 8-ФЗ стоимость услуг по погребению невостребованных умерших граждан, оказанных специализированной службой, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, стоимость ритуальных услуг должна определяться органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченными органами.
Вместе с тем обстоятельства, связанные с согласованием (несогласованием) органом местного самоуправления стоимости услуг в порядке, определенном пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ, в предмет судебного исследования не были включены."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2020 г. N Ф02-1695/20 по делу N А19-27113/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3772/2021
20.05.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7200/19
09.03.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27113/18
07.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1695/20
14.02.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7200/19
23.10.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27113/18