город Иркутск |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А10-1625/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Барской А.Л.,
судей: Васиной Т.П., Кореневой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии в суде округа представителя общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - Никорова Д.А. (доверенность от 22.04.2020, диплом, паспорт), а также посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия представителя правового комитета администрации города Улан-Удэ - Тулохонова О.А. (доверенность N 13 от 14.02.2020, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2019 года по делу N А10-1625/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, далее - комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1130327009900, ИНН 0323369003, далее - ООО "Лидер", общество, ответчик) о признании самовольной постройкой объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 03:24:033202:939, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, пос. Забайкальский, перед поворотом в п. Светлый, площадью 69,4 кв. м., а также об обязании ответчика снести указанный объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное учреждение "Комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ" (ОГРН 1060323050248, ИНН 0323127283, далее - МУ "Комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ"), министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (ОГРН 1020300974870, ИНН 0323080765, далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить.
По мнению заявителя жалобы, суды не полностью выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, и не применили закон, подлежащий применению. Проектная документация, предусматривающая строительство магазина, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 октября 2020 года на основании абзаца 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено с 15 октября 2020 года на 21 октября 2020 года на 11 часов 00 минут.
В связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в настоящем деле произведена замена председательствующего Кушнаревой Н.П. председательствующим Барской А.Л., о чем 20 октября 2020 года судом кассационной инстанции вынесено определение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В настоящем судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятии и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.09.2014 между сторонами заключен договор аренды N 176, по условиям которого общество приняло в пользование сроком по 22.08.2017 земельный участок площадью 4 000 кв. м, с кадастровым номером 03:24:033202:709, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, пос. Забайкальский, перед поворотом в п. Светлый, для строительства объекта социального обслуживания населения.
28.06.2017 получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на проектную документацию общества.
01.08.2017 комитетом по архитектуре и градостроительству администрации утвержден градостроительный план указанного земельного участка.
11.12.2017 обществу выдано разрешение на строительство здания для социального обслуживания населения в Октябрьском районе г. Улан-Удэ сроком действия до 08.12.2018.
Письмом от 05.04.2018 N 839 комитет сообщил обществу о расторжении договора аренды в связи с истечением срока его действия, при этом уведомил о необходимости возвращения земельного участка.
28.04.2018 зарегистрировано право собственности общества на объект незавершенного строительства со степенью готовности 59 % с кадастровым номером 03:24:033202:939, площадью 69,4 кв. м, расположенный на арендованном земельном участке.
Письмом от 18.06.2018 общество обратилось к комитету с заявлением о предоставлении земельного участка для завершения строительства.
20.07.2018 комитет отказал в предоставлении земельного участка.
23.07.2018 общество обратилось в комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта капитального строительства.
17.08.2018 комитет, ссылаясь на отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, отказал обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта, одновременно указав на то, что приказом N 89 от 17.08.2018 отменено разрешение на строительство от 11.12.2017.
По результатам проведенного осмотра 09.11.2018 администрацией установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:033202:709 огорожен деревянным забором, внутри расположен дом из бруса.
Ссылаясь на то, что ответчик продолжает использовать земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, размещенный на нем объект возведен самовольно, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что объект незавершенного строительства возведен с согласия уполномоченных органов на земельном участке, допускающем строительство, и в этой связи не является самовольной постройкой. При этом суды указали, что нарушение градостроительных и строительных норм и правил, а также наличие неустранимых отступлений от проектной документации при создании обществом спорного объекта администрацией не доказано.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что существующая в настоящее время спорная постройка расположена на земельном участке с кадастровым номером 03:24:033202:709, полученном в пользование по договору аренды, и возведена на основании выданного администрацией разрешения на строительство.
Таким образом, суды, посчитав, что названный объект возводился с согласия органов местного самоуправления на земельном участке, на котором допускается строительство объекта социального обслуживания населения, а наличие в проектной документации спорного здания помещения торгового зала не свидетельствует само по себе о том, что ответчик осуществлял строительство магазина, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для его сноса.
Между тем судами не учтено следующее.
По смыслу положений пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатору предоставлено право использовать арендованное имущество согласно условиям заключенного договора аренды, в том числе право возводить строения, сооружения в соответствии с условиями договора, целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Постройка считается созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
При этом, в силу пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
В ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (подпункт 20 пункта 1 статьи 14 Закон N 131-ФЗ).
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014 сформулирована правовая позиция о возможности признания права собственности на самовольное строение, возведенное лицом на земельном участке, предоставленном ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости.
Следовательно, при решении вопроса об отнесении возведенного строения к самовольным постройкам следует устанавливать условия договора аренды и наличие в таком договоре определенно выраженной воли арендодателя на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
Однако в нарушение положений части 2 статьи 65 и части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствующие обстоятельства судами выяснены и установлены не были.
Делая вывод о том, что спорный объект построен в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка, суды не учли, что по искам, связанным с самовольными постройками, подлежат применению градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей во время возведения самовольной постройки.
Указания в проектной документации на расположение в спорном здании "помещения торгового зала, подсобного помещения и тамбура" не свидетельствует о том, что ответчик осуществлял строительство магазина, вопреки выводам судов, не могут являться основанием для отклонения соответствующих доводов администрации и неосуществления их проверки судами.
При этом, в рамках рассмотрения настоящего дела для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний, судебная строительно-техническая экспертиза судами не проводилась.
В данном случае, исходя из предмета и оснований предъявленных требований, судам необходимо было установить, какой объект в соответствии с проектной документацией должен был быть возведен и какой фактически построен обществом, и с учетом установленных обстоятельств включить в предмет судебного исследования и выяснить вопрос о соответствии возведенного обществом объекта установленным правилам градостроительного зонирования, проверить доводы администрации о возведении спорного объекта с нарушением видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных Правилами землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", утвержденными решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82.
С учетом изложенного принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда не могут быть признаны законными и обоснованными, как того требует часть 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и по результатам полной, всесторонней оценки всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, представленных ими доказательств, принять законное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2019 года по делу N А10-1625/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2020 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Барская |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
При этом, в силу пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
В ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (подпункт 20 пункта 1 статьи 14 Закон N 131-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2020 г. N Ф02-4893/20 по делу N А10-1625/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3522/2022
18.04.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-282/20
27.10.2021 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1625/19
28.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4893/20
26.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-282/20
05.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1625/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1625/19