город Иркутск |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А33-39510/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства государственного заказа Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 февраля 2020 года по делу N А33-39510/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Агентство государственного заказа Красноярского края (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, управление, антимонопольный орган) от 20.09.2019 N 024/06/105-1626/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Джи Динамика"; администрация Ужурского района Красноярского края (далее - Администрация), акционерное общество (АО) "Гражданпроект".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Агентство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при формировании объекта закупки заказчик сформировал параметры и условия, которые являются для него определяющими, исходя из цели государственного контракта; в данном случае выполнение предусмотренных конкурсной документацией работ удаленно невозможно, в связи с чем установлены требования к месту выполнения работ и отдельно к месту сдачи результата работ; специфика работы со сведениями, составляющими государственную тайну, предполагает их получение непосредственно по месту нахождения таких сведений; заказчиком должен осуществляться контроль за исполнением условий контракта, для чего он должен иметь к ним доступ, что не представляется возможным осуществить удаленно; необходимость соответствия места осуществления лицензируемого вида деятельности участника и места выполнения работ по контракту следует из положений Закона о государственной тайне и конкурсной документации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с возникшей у заказчика (Администрация) потребностью уполномоченным органом (Агентством) были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на выполнение работ по подготовке проекта генерального плана и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Златоруновский сельсовет Ужурского района Красноярского края (извещение о проведении конкурса от 14.08.2019 N 0119200000119007339).
Информационной картой о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено место поставки товара - Красноярский край, Ужурский район, г. Ужур, ул. Ленина, 21А. Сдача результата услуг по месту нахождения заказчика.
Согласно пункту 4.1 Информационной карты одним из требований к участникам является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки - наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну с грифом "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности" в соответствии с Законом о государственной тайне.
В соответствии с пунктом 4.4 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе" информационной карты вторая часть заявки должна содержать копию действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну с грифом "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности" в соответствии с Законом о государственной тайне.
ООО "Джи Динамика" в составе второй части заявки была представлена копия действующей лицензии от 21.02.2019 N 10910 на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну с грифом "секретно", место осуществления деятельности: г. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 7, лит. А.
Заявка ООО "Джи Динамика" согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.09.2019 признана конкурсной комиссией не соответствующей требованиям конкурсной документации на основании пункта 3 части 4 статьи 54.7 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части указания в лицензии места выполнения работ.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Джи Динамика" на действия конкурсной комиссии в связи с принятием конкурсной комиссией неправомерного решения о признании его заявки не соответствующей требованиям документации о проведении конкурса.
Антимонопольным органом в ходе внеплановой проверки установлено, что по аналогичным основаниям отклонены заявки с идентификационными номерами 105750431, 105793217 с местами нахождения и осуществления лицензируемого вида деятельности - г. Красноярск.
Управление посчитало, что в определенных конкурсной документацией требованиях к участникам закупки, к составу и содержанию заявки на участие в конкурсе (пункты 4.1, 4.4 Информационной карты, Приложение N 3 к информационной карте) отсутствует требование о необходимости наличия и предоставления в составе заявки копии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну с грифом "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности" в соответствии с Законом о государственной тайне, содержащей указание на адрес: 662255, Красноярский край, Ужурский район, г. Ужур, ул. Ленина, 21А, а также содержащей место осуществления такой деятельности, совпадающее с местом выполнения работ, являющихся объектом закупки. Наличие в конкурсной документации указания на место выполнения работы: 662255, Красноярский край, Ужурский район, г. Ужур, ул. Ленина, 21 А, с оговоркой о сдаче в указанном месте результата работ (пункт 2.1 информационной карты, пункт 1.6 проекта контракта) при фактическом отсутствии в конкурсной документации требования о необходимости предоставления участником закупки в составе заявки копии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну с грифом "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности" в соответствии с Законом о государственной тайне, содержащей указание на адрес: 662255, Красноярский край, Ужурский район, г. Ужур, ул. Ленина, 21 А, не свидетельствует об установлении требования к участникам закупки о необходимости предоставления вышеуказанного разрешительного документа, содержащего место осуществления деятельности, совпадающее с местом выполнения работ, являющихся объектом закупки.
Антимонопольный орган также указал, что лицензируемая деятельность имеет возможность быть осуществленной по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, поскольку результатом выполнения работ, являющихся объектом закупки, является проект генерального плана и проект внесения изменений в правила землепользования и застройки МО Златоруновский сельсовет Ужурского района Красноярского края; в конкурсной документации отсутствует требование о необходимости подготовки указанных документов по адресу: 662255, Красноярский край, Ужурский район, г. Ужур, ул. Ленина, 21 А, по указанному адресу предусмотрена только сдача результатов работ.
Решением Красноярского УФАС России от 20.09.2019 N 024/06/105-1626/2019 жалоба ООО "Джи Динамика" признана обоснованной (пункт 1). Конкурсная комиссия признана нарушившей требования части 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе (пункт 2).
Согласно предписанию от 20.09.2019 N 024/06/105-1626/2019 конкурсной комиссии и уполномоченному органу необходимо отменить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 11.09.2019 N ПРОII1 и назначить новую дату рассмотрения и оценки заявок; повторно осуществить рассмотрение вторых частей заявок с идентификационными номерами NN 105750431, 105785626, 105793217.
Агентство обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты Красноярского УФАС России не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов (пункт 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 названного Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается (часть 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 3). Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 3 части 4).
Как следует из материалов дела, в документации одним из требований к участникам установлено наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну с грифом "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности" в соответствии с Законом о государственной тайне.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Пунктом 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 (далее - Положение N 333), установлено, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.
Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о выдаче лицензии с указанием, в том числе адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (подпункт "а" пункта 5 Положения N 333).
В лицензии указываются наименование, место нахождения предприятия, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (при необходимости), в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подразделениями предприятия (пункт 8 Положения N 333).
Судами установлено, что ООО "Джи Динамика", а также АО "Гражданпроект", ООО "НТЦ КрасГИП" в составе второй части заявок представили копии действующих лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну с указанием мест нахождения и осуществления лицензируемого вида деятельности г. Санкт-Петербург и г. Красноярск, соответственно.
Однако конкурсная комиссия признала упомянутые заявки не соответствующими требованиям конкурсной документации, в связи с тем, что местом выполнения работ в документации указано: 662255, Красноярский край, Ужурский район, г. Ужур, ул. Ленина, 21 А.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что в конкурсной документации отсутствует требование о необходимости подготовки документов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом закупки (по подготовке проекта генерального плана и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки) именно по адресу: 662255, Красноярский край, Ужурский район, г. Ужур, ул. Ленина, 21 А.
Пунктом 2.1 Информационной карты, пунктом 1.6 проекта контракта по указанному месту нахождения заказчика предусмотрена только сдача результата работ, в отсутствие требования к месту изготовлении такого результата, что не препятствовало ООО "Джи Динамика", АО "Гражданпроект", ООО "НТЦ КрасГИП" изготовить такой результат по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в выданных им лицензиях.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в данном случае выполнение предусмотренных конкурсной документацией работ удаленно невозможно, подлежат отклонению. Поскольку конкурсная документация не предусматривает требования к участникам закупки о наличии в составе заявки копии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну с грифом "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности", на вышеуказанной территории Красноярского края, либо содержащей место осуществления деятельности, совпадающее с местом выполнения работ, являющихся объектом закупки, конкурсная комиссия не вправе отступать от фактических требований конкурсной документации.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании суды двух инстанций обоснованно признали оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствующими закону и не нарушающими законные права заявителя.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 февраля 2020 года по делу N А33-39510/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 3). Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (пункт 3 части 4).
...
Пунктом 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 (далее - Положение N 333), установлено, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 ноября 2020 г. N Ф02-4795/20 по делу N А33-39510/2019