• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 ноября 2020 г. N Ф02-5449/20 по делу N А19-10755/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определение от 15 февраля 2018 года N 302-ЭС14-1472(4,5,7) по делу N А33-1677/2013 согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о привлечении к субсидиарной ответственности, по общему правилу, начинает течь с момента, когда действующий в интересах всех кредиторов арбитражный управляющий или кредитор, обладающий правом на подачу заявления, узнал или должен был узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности - о совокупности следующих обстоятельств: о лице, контролирующем должника (имеющем фактическую возможность давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия), неправомерных действиях (бездействии) данного лица, причинивших вред кредиторам и влекущих за собой субсидиарную ответственность, и о недостаточности активов должника для проведения расчетов со всеми кредиторами. При этом в любом случае течение срока исковой давности не может начаться ранее возникновения права на подачу в суд заявления о привлечении к субсидиарной ответственности (применительно к настоящему делу - не ранее введения процедуры конкурсного производства).

Таким образом, установив, что требование ООО "Витим" включено в реестр требований кредиторов должника 19.09.2014, банкротом должник признан 30.12.2014, т.е. заявитель был осведомлен о наличии оснований для привлечения бывших руководителей к субсидиарной ответственности в период осуществления процедур банкротства в отношении должника, тогда как с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности конкурсный управляющий ООО "Витим" обратился лишь 30.04.2019, суды обоснованно признали пропущенным срок исковой давности.

В данном случае ошибочное применение судами положений Закона о банкротстве в редакции Закона N 134-ФЗ к правоотношениям, возникшим до вступления ее в силу, не привело к принятию неправильного решения.

Вместе с тем, с даты вступления в силу изменений в Закон о банкротстве, внесенных Законом N 134-ФЗ, установление точного размера ответственности перестало быть обязательным условием для обращения в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности. В связи с чем, довод заявителя о необходимости исчисления срока не ранее окончательного формирования конкурсной массы и даты завершения реализации имущества, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, как нормативно не обоснованный.

Поскольку установление факта пропуска заявителем срока исковой давности, является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации), не имеют правового значения выводы судов при рассмотрении заявления по существу."