город Иркутск |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А58-12416/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2020 года по делу N А58-12416/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1181447012086, ИНН 1435335477; далее - учреждение, ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673; далее - министерство) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании действия министерства по проведению плановых проверок в отношении учреждения незаконными, а результаты проверок отраженных в актах проверок от 11.10.19 N N 44-55, 44-56, 44-57, от 15.11.2019 NN 44-59, 44-60, 44-61, 44-62, от 26.11.2019 N 44-63 недействительными.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, министерство обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Как следует из кассационной жалобы, министерство действовало в рамках возложенных полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Проверки проведены за период осуществления закупок с 01.10.2018 по 04.11.2019 для нужд 9 заказчиков. При этом в актах проверок отражены нарушения законодательства о контрактной системе, допущенные комиссиями по осуществлению закупок заказчиками. Учитывая очередность проведения проверок министерством, суд должен был посчитать данную проверку законной, а последующие, в том числе проверку на основании Приказа Министерства N 01-04/1551 от 04.10.2019 и акта проверки N 44-64 незаконными. Положения Федерального закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Указа Президента Республики Саха (Якутия) N 2523 от 03.03.2014 министерство является уполномоченным органом на осуществление контроля в сфере закупок для государственных нужд.
Предметом спора является проведение проверок с нарушением положений части 13 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
В частности, являясь органом государственного контроля, министерство включило в план проведения плановых проверок по закупкам за второе полугодие 2019 года в отношении учреждения 9 проверок на основании приказов: N 01-04/1452 от 18.09.2019, N 01-04/1453 от 18.09.2019, N 01-04/1454 от 18.09.2019, N 01-04/1547 от 04.10.2019, N 01-04/1548 от 04.10.2019, N 01-04/1549 от 04.10.2019, N 01-04/1550 от 04.10.2019, N 01-04/1551 от 04.10.2019, N 01-04/1554 от 04.10.2019.
Полагая действия министерства по проведению 8 плановых проверок в отношении учреждения незаконными (за исключением действий по проведению проверки на основании Приказа Министерства N 01-04/1551 от 04.10.2019 и результатов проверки, отраженных в акте проверки N 44-64), а результаты проверок отраженных в актах проверок от 11.10.19 NN 44-55, 44-56, 44-57, от 15.11.2019 NN 44-59, 44-60, 44-61, 44-62, от 26.11.2019 N 44-63 недействительными, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что проведение 8 оспариваемых плановых проверок учреждения за шестимесячный период нарушают права и законные интересы учреждения при осуществлении им экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Порядок осуществления контроля в сфере закупок определен Главой 5 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее - субъекты контроля).
Пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контроль в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (таким органом является ФАС России и ее территориальные органы), осуществляется путем проведения:
- плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;
- внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев (часть 13 статьи 99 Закона N 44-ФЗ).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на основании утвержденного плана проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на второе полугодие 2019 года министерство финансов Республики Саха (Якутия) в лице должностных лиц указанного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) провели за второе полугодие 2019 года проверки в отношении уполномоченного учреждения на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия) - ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)" девять раз.
Довод кассационной жалобы о том, что проверки признаны судами незаконными без учета их очередности был рассмотрен и обоснованно отклонен судами с учетом полномочий арбитражного суда, ограниченного предметом заявленных требований.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что проведение 8 плановых проверок учреждения за шестимесячный период (учреждением не оспариваются действия по проведению проверки на основании Приказа Министерства N 01-04/1551 от 04.10.2019 и результаты проверки, отраженные в акте проверки N 44-64) является нарушением требований закона, а также нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им экономической деятельности.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2020 года по делу N А58-12416/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее - субъекты контроля).
Пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контроль в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (таким органом является ФАС России и ее территориальные органы), осуществляется путем проведения:
...
В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев (часть 13 статьи 99 Закона N 44-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 декабря 2020 г. N Ф02-5784/20 по делу N А58-12416/2019