город Иркутск |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А19-16029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Кореневой Т.И., Палащенко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иртранс Восток" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2020 года по делу N А19-16029/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва, далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Иртранс Восток" (ОГРН 1053810030230, ИНН 3810038093, Иркутская область, г. Иркутск, далее - ООО "Иртранс Восток") о взыскании: 14 236 рублей 70 копеек платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них вагонов N N 55351340, 53717062, 60349263, 62220637, 68108877, 68235803, 68307974 в течение времени их простоя в период с 10.06.2018 по 05.10.2018 (на основании пунктов 2.5 и 2.5.1 договора N 1362798 от 20.02.2015 на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов); 995 рублей 30 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.01.2019 по 15.01.2020 с их последующим начислением по день фактического исполнения обязательства; 7 060 рублей возмещения судебных расходов по оплате доставки претензии истца ответчику.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2020 года, исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано 14 236 рублей 70 копеек платы, 995 рублей 30 копеек процентов, 7 060 рублей возмещения судебных расходов по оплате доставки претензии истца ответчику.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2020 года и постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2020 года, ООО "Иртранс Восток" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что заявленные истцом периоды простоя вагонов N N 53717062, 62220637, 68235803 не соответствуют сведениям актов общей формы. Истребуемая ОАО "РЖД" сумма расходов по доставке претензии ответчику является чрезмерной.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены посредством размещения определения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 20.02.2015 между ОАО "РЖД" (подрядчик) и ООО "Иртранс Восток" (заказчик) заключён договор N 1362798, согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязался производить в эксплуатационных вагонных депо Хабаровск-2, Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре, Тында, Южно-Сахалинск Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании.
Пунктами 2.5 и 2.5.1 договора в редакции дополнительных соглашений N 1 от 27.10.2015 и N 3 от 17.10.2016 установлено, что в случае отсутствия поступления на расчётный счёт подрядчика авансовых платежей за проведение ремонта грузовых вагонов, а также в случаях просрочки предоставления заказчиком запасных частей, указанных в подпункте 1.2.2 договора более 24 часов, или нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования более 24 часов после выписки уведомления форм ВУ-23-М, ВУ-36-М в связи с неоформленной заготовкой на грузовые вагоны в системе АС ЭТРАН, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством или договором, заказчик производит оплату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного состава независимо от его принадлежности в течение времени его простоя, не связанного с перевозочным процессом (пункт 16 Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, утверждённого распоряжением ОАО "РЖД" от 16.11.2013 N 2466р). Ставки данного договорного сбора определены в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 и приведены в приложении N 22 к договору. Отсчёт времени нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от подрядчика, начинается с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками, в течение которых должна была быть произведена: оплата работ в соответствии с разделом 2 договора; передача подрядчику запасных частей, указанных в подпункте 1.2.2 договора; оформлена заготовка на грузовые вагоны в системе АС ЭТРАН.
Согласно сведениям актов общей формы N ГУ-23, актов приёма-передачи колёсных пар в ремонт, актов приёма-передачи колёсных пар из ремонта, автоматизированной системы управления станциями (АСУ СТ) на путях общего пользования простаивали вагоны, направленные ООО "Иртранс Восток" на ремонт ОАО "РЖД", в ожидании ремонта в период осуществления собственником вагона выбора способа ремонта (вагон N 55351340 - в период с 29.06.2018 по 03.07.2018; вагон N 53717062 - в период с 20.06.2018 по 24.06.2018; вагон N 60349263 - в период с 04.10.2018 по 05.10.2018; вагон N 62220637 - в период с 20.06.2018 по 29.06.2018; вагон N 68108877 - в период с 20.06.2018 по 25.06.2018; вагон N 68235803 - в период с 10.06.2018 по 13.06.2018; вагон N 68307974 - в период с 17.06.2018 по 04.07.2018).
24.01.2019 истец посредством курьерской службы ExMail направил ответчику претензии N 1093/ДВ ВЧДЭ-10 и N 1094/ДВ ВЧДЭ-10 от 21.11.2019 с требованием перечислить плату за простой вагонов на путях общего пользования.
Претензия истца доставлена ответчику 28.01.2019.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из обоснованности требований истца о взыскании платы за простой вагонов на путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами и возмещения судебных расходов по оплате доставки претензии ответчику.
Выводы судов соответствуют положениям статей 8, 12, 307, 309, 310, 395, 421, 431, 702, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации; статей 64, 65, 66, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, касающиеся несоответствия заявленных истцом периодов простоя вагонов N N 53717062, 62220637, 68235803 сведениям актов общей формы, отклоняются, поскольку период простоя вагонов определялся, исходя из оценки содержания первичной документации, являющейся основанием для выводов о наличии простоя (актов общей формы, актов приёма-передачи колёсных пар в ремонт, актов приёма-передачи колёсных пар, АСУ СТ). При этом истец в письменных пояснениях от 17.01.2020 указал, что при уточнении исковых требований им были учтены, в том числе сведения программы АСУ СТ, фиксирующей фактическое передвижение вагонов на станции, что позволяет проконтролировать корректность информации, имеющейся в другой документации, в том числе в актах общей формы, составленных ОАО "РЖД".
Доводы заявителя кассационной жалобы о чрезмерности истребуемой истцом суммы расходов по оплате доставки претензии ответчику были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и были отклонены как несостоятельные.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных арбитражными судами. Оснований для переоценки доказательств у Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела судом кассационной инстанции относится на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2020 года по делу N А19-16029/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Васина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 2.5 и 2.5.1 договора в редакции дополнительных соглашений N 1 от 27.10.2015 и N 3 от 17.10.2016 установлено, что в случае отсутствия поступления на расчётный счёт подрядчика авансовых платежей за проведение ремонта грузовых вагонов, а также в случаях просрочки предоставления заказчиком запасных частей, указанных в подпункте 1.2.2 договора более 24 часов, или нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования более 24 часов после выписки уведомления форм ВУ-23-М, ВУ-36-М в связи с неоформленной заготовкой на грузовые вагоны в системе АС ЭТРАН, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством или договором, заказчик производит оплату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного состава независимо от его принадлежности в течение времени его простоя, не связанного с перевозочным процессом (пункт 16 Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, утверждённого распоряжением ОАО "РЖД" от 16.11.2013 N 2466р). Ставки данного договорного сбора определены в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 и приведены в приложении N 22 к договору. Отсчёт времени нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от подрядчика, начинается с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками, в течение которых должна была быть произведена: оплата работ в соответствии с разделом 2 договора; передача подрядчику запасных частей, указанных в подпункте 1.2.2 договора; оформлена заготовка на грузовые вагоны в системе АС ЭТРАН."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 декабря 2020 г. N Ф02-5304/20 по делу N А19-16029/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5304/20
15.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1430/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16029/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16029/19