город Иркутск |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А74-3867/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя общество с ограниченной ответственностью "ОГИС ТРЕЙД" Апаршиной И.И. (доверенность от 09.01.2020, копия диплома о высшем юридическом образовании, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 марта 2020 года по делу N А74-3867/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОГИС ТРЕЙД" (ОГРН 1187746914541, ИНН 7724459031, далее - ООО "ОГИС ТРЕЙД", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) от 11.02.2019 по жалобе N 019/06/44-10/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 декабря 2019 года решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 июня 2019 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2019 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия.
При повторном рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2020 года, заявленное требование удовлетворено, решение Хакасского УФАС России от 11.02.2019 по жалобе N 019/06/44-10/2019 признано незаконным.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Хакасское УФАС России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы Хакасское УФАС России указывает на то, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на неправильном применении норм материального права. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о предоставлении обществом достоверной информации в части его соответствия требования статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), отмечает, что в составе заявки на участие в аукционе выписка из ЕГРЮЛ и Уставы общественных организаций и учредителя общества не представлялись участником закупки, следовательно, аукционная комиссия не имела возможности с ними ознакомиться и сделать вывод о соответствии участника предъявляемым требованиям. Необходимость предоставления документов, подтверждающих право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе предусмотрена пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Судами дана неправильная оценка возможности аукционной комиссии изучать учредительные документы и выписки из ЕГРЮЛ учредителей общества из общего доступа - сети Интернет.
ООО "ОГИС ТРЕЙД" в отзыве на кассационную жалобу считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Фонд отзыв на кассационную жалобу не представил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Хакасское УФАС России и Фонд явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель общества, ссылаясь на правомерность выводов судов, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.12.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и размещена информация (извещение, аукционная документация, обоснование НМЦК, техническое задание) о проведении электронного аукциона на поставку инвалидам технических средств реабилитации: подгузников детских (размер до 9 кг, размер до 20 кг, размер свыше 20 кг) (закупка N 0280100000218000297). Начальная (максимальная) цена контракта - 836 889 рублей 60 копеек. Заказчиком аукциона является Фонд.
Согласно пункту 16 раздела 1 документации об электронном аукционе предоставляются преимущества организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе. Организациями инвалидов признаются общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов. Для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, указанным выше. Преимущества предоставляются в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта".
Согласно пункту 27 информационной карты раздела 1 Сведений о проводимом аукционе в электронной форме вторая часть заявки должна содержать, в том числе документы и информацию для получения преимущества в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе. Участник закупки, являющийся организацией инвалидов, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным пунктом 16 Информационной карты аукциона в электронной форме.
На участие в электронном аукционе подано три заявки, в том числе ООО "ОГИС ТРЕЙД". Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 23.01.2019 заявка общества признана не соответствующей требованиям документации об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с предоставлением недостоверной информации, предусмотренной частью 5 статьи 66 Закона, пунктом 27 Информационной карты: участник не является общероссийской общественной организацией инвалидов и не является организацией, уставный (складочный) капитал которой полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
Антимонопольный орган, по результатам рассмотрения поданной ООО "ОГИС ТРЕЙД" жалобы на указанное решение комиссии государственного заказчика при проведении аукциона, посчитал, что учредителем общества является не общероссийская общественная организация инвалидов, а региональное отделение такой организации. Учитывая различное содержание понятий общероссийского, регионального и местного общественного объединения (в том числе, общественной организации), преференции, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов или организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные, местные, а также на организации, учрежденные иными, чем общероссийские общественные организации инвалидов.
Решением Хакасского УФАС России от 11.02.2019 жалоба ООО "ОГИС ТРЕЙД" на действия комиссии государственного заказчика при проведении электронного аукциона на поставку инвалидам технических средств реабилитации: подгузников (закупка N 0280100000218000297), признана необоснованной.
ООО "ОГИС ТРЕЙД", полагая, что названное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что преференции, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе для общероссийских общественных организаций инвалидов или организаций, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, не предоставляются обществу, поскольку не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные, местные (являющиеся самостоятельными юридическими лицами).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменяя судебные акты указал на неполное выяснение судами всех имеющих значение для дела обстоятельств, не позволяющих установить входит ли учредитель ООО "ОГИС ТРЕЙД" в общую структуру Всероссийского общества инвалидов как ее структурное подразделение (отделение) и является ли в связи с этим общероссийской общественной организацией, либо действует как самостоятельная местная общественная организация, и, соответственно отвечает ли общество критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.
При новом рассмотрении суды первой и апелляционной инстанций удовлетворяя заявленное требование признали оспариваемый ненормативный правовой акт противоречащим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов.
В силу пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия документов и информации, предусмотренных, в том числе частью 5 статьи 66 Закона, требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Статьей 29 Закона о контрактной системе предусмотрено, что организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи (часть 1). Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (часть 2).
Согласно статье 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Общественные объединения действуют в формах, предусмотренных Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в том числе в форме общественной организации (статья 7 Закона N 82-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Согласно статье 5.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-Ф "О некоммерческих организациях" общественные организации и ассоциации (союзы) могут иметь территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами, выполняющие функции общественных организаций и ассоциаций (союзов) на соответствующей территории и не являющиеся их филиалами или представительствами, если иное не установлено федеральными законами. Территориальные подразделения не являются участниками таких общественных организаций и ассоциаций (союзов).
Судами установлено, что согласно информации, отраженной в Едином государственном реестре юридических лиц, а также во второй части заявки на участие в электронном аукционе ООО "ОГИС ТРЕЙД", учредителем общества является Сергиево-Посадская районная организация Московской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ИНН 5042042844) с долей участия в уставном капитале 100 %.
Уставом общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", утвержденным в новой редакции VI съездом ВОИ 11.11.2016, определено, что территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская. Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (далее - организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов. Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ. В структуре ВОИ региональные организации ВОИ являются вышестоящими организациями для местных организаций ВОИ и нижестоящими по отношению к ВОИ (статья 1).
В соответствии с Уставом Московской областной организации ВОИ, утвержденным 13.03.1997, заверенным 02.06.1997 председателем Всероссийского общества инвалидов, Московская областная организация ВОИ является региональной организацией ВОИ (далее - МОО ВОИ), действует на территории Московской области (пункт 1 Устава).
Согласно пункту 14 Устава МОО ВОИ строится по территориальному принципу. Территориальное строение МОО ВОИ соответствует делению Московской области на административно-территориальные единицы. В состав МОО ВОИ входят городские и районные организации ВОИ на правах отделений со статусом юридических лиц.
В соответствии с пунктом 15 Устава МОО ВОИ районная (городская) организация МОО ВОИ создается путем проведения учредительной конференции (собрания). Протокол о создании организации ВОИ утверждается президиумом правления (правлением) непосредственно вышестоящей организации ВОИ. Районная (городская) организация МОО ВОИ со статусом юридического лица действует в соответствии с Уставом МОО ВОИ либо может принимать свои Уставы, не противоречащие Уставам вышестоящих организаций.
Пунктом 17 Устава МОО ВОИ предусмотрено, что в соответствии с законодательством в составе МОО ВОИ и рай(гор) организаций могут находиться другие юридические лица - некоммерческие и коммерческие организации, учрежденные соответствующим органом МОО ВОИ либо рай(гор) организацией ВОИ.
В силу пункта 52 Устава МОО ВОИ, районные (городские) и первичные организации, являющиеся юридическими лицами, могут осуществлять свою предпринимательскую и иную деятельность непосредственно, без учреждения других юридических лиц, а также путем создания в установленном порядке юридических лиц в форме коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе хозяйственных обществ, потребительских кооперативов, фондов, предприятий и учреждений.
Согласно положениям пункта 51 Устава МОО ВОИ для обеспечения совместных нужд и программ рай (гор) организации в составе МОО ВОИ производят отчисления в централизованные фонды непосредственно вышестоящей организации ВОИ в размере до 10% от своих доходов, за исключением вступительных и членских взносов, доходов от благотворительных акций, добровольных пожертвований и дарений, целевых дотаций и перечислений.
На основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Сергиево-Посадской районной организации Московской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", учитывая вышеприведенные положения Уставов ВОИ, МОО ВОИ, суды установили, что Сергиево-Посадская районная организация действует в соответствии с Уставом МОО ВОИ как структурное подразделение ВОИ.
Исследовав и оценив представленные документы, учитывая указанные обстоятельства структуры ВОИ и входящих в общую структуру ВОИ структурных подразделений (отделений), в том числе Сергиево-Посадской районной организации Московской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", являющейся учредителем ООО "ОГИС ТРЕЙД", установив также, что уставный капитал общества 100% состоит из вкладов общероссийской общественной организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет 67%, доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - 88%, суды обоснованно признали, что общество относится к организациям инвалидов, на которое распространяется действие статьи 29 Закона о контрактной.
Из материалов дела следует, что общество при подаче заявки в соответствии с положениями Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341, задекларировало свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, суды мотивированно пришли к выводу, что представленная во второй части заявки обществом информация является достоверной.
Довод антимонопольного органа о том, что во второй части заявки участника содержалась только выписка из ЕГРЮЛ, которая содержит сведения об единственном учредителе ООО "ОГИС ТРЕЙД" Сергиево-Посадской районной организации Московской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", иные выписки из ЕГРЮЛ и Уставы общественных организаций и учредителя общества не представлялись участником закупки, следовательно, аукционная комиссия не имела возможности с ними ознакомиться и сделать вывод о соответствии участника предъявляемым требованиям, не может быть учтен судом округа, поскольку заявка общества признана не соответствующей требованиям документации об аукционе по иному основанию, а именно предоставление недостоверной информации, а не в связи с непредставлением документов.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о незаконности решения антимонопольного органа и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 марта 2020 года по делу N А74-3867/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общественные объединения действуют в формах, предусмотренных Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в том числе в форме общественной организации (статья 7 Закона N 82-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
...
Из материалов дела следует, что общество при подаче заявки в соответствии с положениями Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341, задекларировало свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 декабря 2020 г. N Ф02-6256/20 по делу N А74-3867/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6256/20
17.09.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2280/20
17.09.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2281/20
10.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-3867/19
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6234/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6234/19
12.09.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4659/19
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-3867/19