город Иркутск |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А10-8490/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Хатуновой А.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Нагуслаевой З.К.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Волга" - Линник С.А. (доверенность от 15.01.2020, диплом, паспорт), Министерства внутренних дел по Республике Бурятия - Шатоновой М.В. (доверенность N Д/11 от 10.01.2020, диплом, удостоверение) и Дулганова В.Т. (доверенность от 20.07.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волга" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 мая 2020 года по делу N А10-8490/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волга" (ОГРН 1170327011337, ИНН 0323401930, далее - ООО "Волга", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконными действий врио начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия (далее -Управление) Крутияна В.И., выразившегося в отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче разрешения на работу, об обязании устранить допущенные нарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2020 года произведена замена ответчика Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Бурятия на надлежащего ответчика - Министерство внутренних дел по Республики Бурятия (далее - МВД по Республике Бурятия, Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 мая 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы ООО "Волга" ссылается на то, что законом не предусмотрена обязанность работодателя или заказчика работ (услуг) представлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел сертификат об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции; высококвалифицированные иностранные работники не могут получить в Российской Федерации сертификаты об отсутствии у них ВИЧ-инфекции до момента получения разрешения на работу и трудовой визы; ввиду отсутствия нормы, регламентирующей порядок предоставления сертификата иностранными гражданами административному органу, следует применять аналогию закона применительно к пункту 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ); ранее разрешения на работу выдавались без представления необходимых сертификатов об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Волга" доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представитель МВД по Республике Бурятия против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.11.2019 ООО "Волга" обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на работу высококвалифицированному специалисту гражданке КНР Лю Цзиньхуа, 06.01.1976 года рождения.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов Управлением 06.12.2019 принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче разрешения на работу на основании подпункта 10 пункта 9 статьи 18 Закона N 115-ФЗ (с учетом исправления технической ошибки).
Не согласившись с принятым решением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды пришли выводу о законности принятого Управлением решения об отказе в выдаче разрешения на работу.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона N 115-ФЗ данный Закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
На основании пункта 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 13 Закона 115-ФЗ установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу подпункта 2 пункта 4.5 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный на то территориальный орган в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел:
1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;
2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;
3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста.
В соответствии с пунктом 10 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ решение об отказе в выдаче высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, об аннулировании его разрешения на работу или об отказе в выдаче ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности принимается при наличии одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 10 пункта 9 и пунктами 9.1 и 9.7 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае, если данный иностранный гражданин не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 10 пункта 9 статьи 18 Закона N 115-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2015 N 384н "Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний" (далее - Приказ N 384н) ВИЧ-инфекция отнесена к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих и являющимся основанием для отказа в выдаче разрешения на работу.
Приказом N 384н также установлен порядок подтверждения наличия или отсутствия указанных заболеваний (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 10 которого сертификат об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), оформляется на основании результатов исследования, предусмотренного подпунктом 2 пункта 7 настоящего Порядка, и осмотра врачом-инфекционистом медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения. При положительном результате исследования либо в случае, если исследование не проводилось, сертификат не выдается.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и заявителем кассационной жалобы не оспаривается отсутствие у иностранного гражданина, в отношении которого общество заявило о выдаче разрешения на работу, указанного выше сертификата.
В силу пунктов 28, 28.1, 28.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом МВД России от 01.11.2017 N 827 (далее - Административный регламент), результатом предоставления государственной услуги являются:
- выдача разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу иностранным гражданам.
- отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу иностранным гражданам.
Учитывая отсутствие у иностранного гражданина сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), принимая во внимание положения пункта 10 статьи 13.2, подпункта 10 пункта 9 статьи 18 Закона N 115-ФЗ, Административного регламента, суды пришли к верному выводу о законности принятого Управлением решения об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче разрешения на работу.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что положения пункта 6 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ не предусматривают обязанность работодателя или заказчика работ (услуг) представлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел сертификат об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции не может быть учтен судом округа.
Как следует из материалов дела, отсутствие у иностранного гражданина указанного сертификата было установлено уполномоченным органом по результатам соответствующего запроса. Отказ в выдаче разрешения на работу по основанию отсутствия сертификата не противоречит действующему законодательству.
На основании вышеизложенного, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии совокупности условий предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований.
Иные доводы, изложенные в жалобе, в том числе о невозможности оформления сертификата до получения трудовой визы, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 мая 2020 года по делу N А10-8490/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 28, 28.1, 28.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом МВД России от 01.11.2017 N 827 (далее - Административный регламент), результатом предоставления государственной услуги являются:
...
Учитывая отсутствие у иностранного гражданина сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), принимая во внимание положения пункта 10 статьи 13.2, подпункта 10 пункта 9 статьи 18 Закона N 115-ФЗ, Административного регламента, суды пришли к верному выводу о законности принятого Управлением решения об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче разрешения на работу.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что положения пункта 6 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ не предусматривают обязанность работодателя или заказчика работ (услуг) представлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел сертификат об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции не может быть учтен судом округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 декабря 2020 г. N Ф02-5941/20 по делу N А10-8490/2019