город Иркутск |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А33-35211/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Рыбинского района на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 мая 2020 года по делу N А33-35211/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация Рыбинского района Красноярского края (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Счетной палате Красноярского края (далее - Счетная палата, контролирующий орган) о признании незаконным и отмене представления от 11.10.2019 N 01-1323/01-09 в части выводов, содержащихся в пунктах 3 и 4 описательной части, о признании незаконным и отмене уведомления от 11.10.2019 N 01-1318/01-07.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 09 января 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 мая 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что Счетной палатой не доказано нецелевое расходование средств субсидии. Судебные акты приняты без проведения строительной экспертизы и без привлечения к участию в деле Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Считает, что судами неправильно применены нормы материального права, а именно применен закон, не подлежащий применению, поскольку полагает ошибочными выводы судов о том, что рассматриваемые в настоящем деле объекты системы холодного водоснабжения не являются линейными объектами. Отмечает, что работы по оснащению зоны санитарной охраны скважин и бурению временной скважины включены в Рекомендуемый перечень работ, выполняемых при производстве текущего и капитального ремонта механического и технологического оборудования в соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.04.2012 N 9905-АП/14 "О направлении Методических рекомендаций по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения".
Счетная палата в отзыве на кассационную жалобу отклонила ее доводы, просила оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судом округа заседания по рассмотрению кассационной жалобы извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д. 3, 4, т.3 л.д. 152, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 503-п утверждена государственная программа Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности".
Законами Красноярского края от 02.12.2015 N 9-3931, от 12.12.2016 N 2-195, от 30.11.2017 N 4-1175 утверждены субсидии на финансирование (возмещение) расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства и источников электрической энергии, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирование систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рамках Подпрограммы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" государственной программы края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности".
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований края на реализацию в 2016-2018 годах мероприятий Государственной программы на 2016-2018 годы утверждено постановлениями Правительства Красноярского края от 17.05.2016 N 235-п, от 28.03.2017 N 161-п, от 10.10.2018 N 600-п.
11.11.2016 главой Администрации Рыбинского района в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство) направлена заявка на участие в 2017 году в реализации мероприятий подпрограммы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" (далее - подпрограмма "Модернизация" на 2017 год) государственной программы Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности", в целях проведения капитального ремонта водозаборной скважины в п. Урал.
В соответствии с Порядком предоставления субсидии, к заявке на получение субсидии приложена пояснительная записка, в которой указано на необходимость проведения работ по капитальному ремонту скважины в виде разбуривания и замены обсадных труб, устройства щелевого фильтра, промывки скважин эрлифтом, установки станции управления и защиты.
20.11.2017 главой Администрации Рыбинского района в адрес министерства направлена заявка на участие в 2018 году в реализации мероприятий подпрограммы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" (далее - подпрограмма "Модернизация" на 2018 год) государственной программы Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" в целях проведения капитального ремонта водозаборной скважины и водобашни в с. Новая Солянка Рыбинского района. К заявке приложена пояснительная записка, в которой указано на необходимость проведения работ по капитальному ремонту скважины в виде разбуривания и замены обсадных труб, устройства щелевого фильтра, промывки скважин эрлифтом, установки станции управления и защиты и проведения капитального ремонта существующей водонапорной башни.
В целях реализации Подпрограммы "Модернизация" на 2017 год между министерством и администрацией заключено соглашение от 24.05.2017 N 45 (с учетом дополнительного соглашения от 18.10.2017) о предоставлении местному бюджету из краевого бюджета субсидии на капитальный ремонт водозаборной скважины по ул. Шахтерская в п. Урал в размере 4 447 313 рублей 50 копеек, в том числе из краевого бюджета - 4 390 000 рублей, из местного бюджета - 57 313 рублей 50 копеек (пункт 1.1 соглашения N 45).
В целях реализации Подпрограммы "Модернизация" на 2018 год между министерством и администрацией заключено соглашение от 14.05.2018 N 503/39 (с учетом дополнительного соглашения от 24.10.2018) о предоставлении местному бюджету из краевого бюджета субсидии на капитальный ремонт водозаборной скважины и водобашни в с. Новая Солянка Рыбинского района в размере 3 803 700 рублей, в том числе из краевого бюджета - 3 763 700 рублей, из местного бюджета - 40 000 рублей (пункт 1.1 соглашения N 503/39).
29.08.2017 между администрацией и ООО КСПМК "Ремсельбурвод" (далее -подрядчик) заключен муниципальный контракт N 760585 на выполнение работ по капитальному ремонту водозаборной скважины по ул. Шахтеров в п. Урал Рыбинского района.
11.09.2018 между администрацией и подрядчиком заключен муниципальный контракт N Ф.2018.435348 на выполнение работ по капитальному ремонту водозаборной скважины и водобашни в с. Новая Солянка.
Из предметов указанных муниципальных контрактов, локальных сметных расчетов к данным контрактам, технических заданий, актов выполненных работ (по форме КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3) следует, что подрядчиком были выполнены строительные работы на скважинах, в том числе бурение, крепление скважин, устройство фундамента, монтаж насосов, павильона, новой водонапорной башни в с. Новая Солянка и другие.
Также, в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что в целях а капитального ремонта водозаборной скважины в д. Завировка администрацией Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края по результатам аукциона с ООО "КрасГарантСтрой" заключен муниципальный контракт от 21.10.2016 N 542813 на сумму 1 261 300 рублей (в том числе средства краевого бюджета - 1 247 700 рублей).
Согласно локальному сметному расчету стоимость капитального ремонта водозаборной скважины в д. Завировка (дополнительные работы) состоит из установки ограждений (274 м), ворот распашных, калитки и благоустройство территории (2 304 кв. м). Таким образом, за счет средств краевого бюджета выполнено благоустройство территории, не предусмотренное механизмом реализации государственной программы Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности".
По результатам проведенного Счетной палатой аудита эффективности использования бюджетных средств на модернизацию, реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, водоснабжения и водоотведения за период 2016-2018 годов в отношении администрации составлен акт от 18.04.2019 и внесено представление главе Рыбинского района от 11.10.2019 N 01-1323/01-09 (далее - представление от 11.10.2019), в котором указано в том числе на нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме 8 153 700 рублей, допущенное в 2017 и в 2018 годах; неправомерное использование средств краевого бюджета в сумме 1 247 710 рублей, допущенное в 2016 году; предложено принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также их причин и условий.
11.10.2019 Счетной палатой вынесено уведомление N 01-1318/01-07 (далее - уведомление от 11.10.2019) о применении бюджетных мер принуждения в отношении администрации, адресованное Министерству финансов Красноярского края.
Полагая, что представление от 11.10.2019 в части пунктов 3 и 4 описательной части, а также уведомление от 11.10.2019 не соответствуют требованиям нормативных актов и нарушают права и интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что контролирующим органом доказано нарушение администрацией бюджетного законодательства, что выразилось в нецелевом использовании бюджетных средств и нарушении условий предоставления субсидий, чем нарушен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд округа считает обжалуемые судебные акты законными, обоснованными и подлежащими оставлению без изменения на основании следующего.
Суды правильно исходили из того, что рассматриваемые субсидии из краевого бюджета, направленные в адрес муниципального образования, имеют определенное целевое назначение - на капитальный ремонт водозаборных скважин в п. Урал, с. Новая Солянка и д.Завировка Рыбинского района, а также на капитальный ремонт водобашни в с. Новая Солянка Рыбинского района.
Суды правильно установили, что проведенные подрядчиком работы в рамках муниципальных контактов, которые были приняты и оплачены администрацией, не соответствуют условиям соглашений о направлении субсидий, заключенных между администрацией и министерством. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе строительной документацией и фотоснимками.
Кроме того, средства краевого бюджета, выделенные на капитальный ремонт водозаборной скважины в д. Завировка, израсходованы на благоустройство территории.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
По смыслу пункта 1 статьи 306.4 Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили пункты 10.1, 14.2, 14.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункт 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; часть 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"; статью 3 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 "О Счетной палате Красноярского края"; Законы Красноярского края от 08.12.2016 N 2-195 "О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов" и от 30.11.2017 N 4-1155 "О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов"; пункт 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1; пункт 5.1 ВСН 58-88 (р) "Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры СССР от 23.11.1988 N 312; Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (МДС 13-14.2000), утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279;
ГОСТ 25151-82 "Водоснабжение" и ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) "Водоснабжение. Термины и определения" и учли правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.05.2012 N 13016/11.
Установив, что вместо капитального ремонта существующих объектов были созданы новые объекты, а по муниципальному контракту от 21.10.2016 N 542813 средства израсходованы на мероприятия, не предусмотренные государственной программой Красноярского края "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности", суды пришли к правильному выводу о том, что администрация допустила нецелевое использовании бюджетных средств (расходование средств в целях, не соответствующих целям, определенным государственными программами, а также принятыми в их исполнение законами Красноярского края и заключенными соглашениями о предоставлении субсидий).
Вопреки доводам кассационной жалобы, указанный вывод не требовал производства строительной экспертизы, поскольку непосредственно следует из предмета заключенных муниципальных контрактов, локальных сметных расчетов к данным контрактам, технического задания актов выполненных работ (по форме КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), фотоотчетов с фиксацией старых и вновь построенных объектов.
Позиция заявителя о том, что работы по оснащению зоны санитарной охраны скважин и бурению временной скважины включены в рекомендуемый перечень работ, выполняемых при производстве текущего и капитального ремонта механического и технологического оборудования, не может быть признана правомерной в силу следующего.
Администрация при проведении проверки и рассмотрении дела применительно к эпизоду капитального ремонта водозаборной скважины в д.Завировка не представляла документы, обосновывающие территорию и место расположения санитарной зоны указанного объекта применительно к СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". В частности, в деле отсутствуют доказательства разработки проекта с определением границ зоны санитарной охраны и составляющих ее поясов, его утверждения в установленном порядке.
Также из указанной выше документации по строительству объектов не следует, что результатом работ по капитальному ремонту скважин является бурение временных скважин, которые необходимы исключительно в целях бесперебойного обеспечения водой на период проведения работ. В настоящем случае работы окончены с созданием новых объектов в других местах.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, в том числе указанных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о рассмотрении дела без привлечения Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края судом округа рассмотрен и отклонен, поскольку рассматриваемые судебные акты не приняты о правах и об обязанностях указанного лица. Оснований привлечения данного лица к участию в деле по инициативе суда или ходатайству лиц, участвующих в деле, из материалов дела не усматривается. Указанное министерство о вступлении в дело в установленном порядке по своей инициативе также не заявляло.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 мая 2020 года по делу N А33-35211/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.