город Иркутск |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А33-10723/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Максимовой Наталии Александровны на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2020 года по делу N А33-10723/2020,
УСТАНОВИЛ:
Максимова Наталия Александровна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2020 N 024/04/9.21-1647/2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", общество).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Максимова Н.А. обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы считает ошибочными выводы судов о наличии у Управления основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности. Согласно доводам кассационной жалобы, течение годичного срока давности для вынесения постановления по делу об административном правонарушении начинается с 02.07.2019; для проведения проверки необходимо предоставление вместе с уведомлением о выполнении технических условий и другой документации, поэтому сетевая организация может начинать осмотр помещения лишь с момента поступления такой документации. Заявитель жалобы отмечает, что направила техническую документацию 21.06.2019, поэтому общество должно было выйти на проверку энергопринимающих устройств в течение 10 дней со дня получения такой документации (до 01.07.2019).
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление Максимовой Н.А. на действия ПАО "МРСК Сибири" о нарушении порядка технологического присоединения к электрическим сетям, на основании которого было принято определение от 17.09.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования Управлением установлено нарушение сетевой организацией установленных пунктом 90 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) сроков проведения мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий по договору N 20.2400.7024.17 от 29.08.2017 об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям, в связи с чем общество уведомлено о составлении 21.01.2020 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 21.01.2020 производство по делу N 024/04/9.21-1647/2019 об административном правонарушении, возбужденному в отношении ПАО "МРСК Сибири", Управлением прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5, статьи 28.9 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Максимова Н.А., не согласившись с постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды двух инстанций, признавая постановление законным, пришли к выводу об истечении срока давности привлечения ПАО "МРСК Сибири" к административной ответственности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пункты 7, 18 Правил N 861 предусматривают процедуру выполнения сторонами договора об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям мероприятий по технологическому присоединению. Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, а также проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом 9 Правил.
Согласно пункту 88 Правил N 861 по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий.
В соответствии с пунктом 89 Правил N 861 при невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя. При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований технических условий и проектной документации, представляемой в сетевую организацию в соответствии с подпунктом "б" пункта 85 Правил, сетевая организация по завершении осмотра электроустановок составляет и передает заявителю перечень замечаний, выявленных в ходе проверки и подлежащих выполнению. Повторный осмотр электроустановки заявителя осуществляется не позднее 3 рабочих дней после получения от него уведомления об устранении замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению.
Пунктом 90 Правил N 861 предусмотрено, что срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Судами установлено, что между сетевой организацией и Максимовой Н.А. 29.08.2017 заключен договор об осуществлении технологического присоединения, согласно которому срок выполнения мероприятий по присоединению составляет 6 месяцев с даты подписания данного договора, то есть до 01.03.2018.
Максимова Н.А. 23.08.2018 уведомила сетевую организацию о выполнении технических условий. Однако, обществом 23.08.2018 составлен односторонний акт о невыполнении им технических условий.
10.06.2019 Максимова Н.А. повторно обратилась в адрес общества с заявлением о направлении специалиста для проверки выполнения технических условий договора технологического присоединения. 21.06.2019 в адрес ПАО "МРСК Сибири" Максимовой Н.А. направлена техническая документация.
ПАО "МРСК Сибири" составлены односторонние акты N Е-4-1430 от 12.10.2018 и N Е-5-373 от 23.07.2019, в которых отмечено, что технические условия не выполнены со стороны сетевой организации. Согласно пояснениям общества до момента строительства объектов электросетевого хозяйства и фактического присоединения невозможно осуществить процедуру допуска прибора учета.
Факт неосуществления ПАО "МРСК Сибири" на момент рассмотрения Управлением дела об административном правонарушении мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий, установлен судами и подтверждается материалами дела.
Вместе с этим, суды правомерно исходили из того, что на основании первоначального уведомления о выполнении технических условий от 23.08.2018 общество было обязано в течение 10 дней осуществить проверку выполнения мероприятий Максимовой Н.А. технических условий (осуществить осмотр прибора учета заявителя и направить подписанный акт).
Суды верно указали, что последующее обращение заявителя в данном случае не является новым уведомлением о выполнении технических условий, поскольку из него не следует, что Максимовой Н.А. осуществлены какие-либо новые мероприятия, направленные на выполнение технических условий, подлежащие проверке; данное обращение было направлено именно по причине невыполнения сетевой организацией требований по осуществлению проверки выполнения мероприятий по уведомлению Максимовой Н.А. о выполнении технических условий, поступившего 23.08.2018.
Учитывая установленные обстоятельства, а также принимая во внимание, что сетевая организация обязана была осуществить проверку выполнения мероприятий Максимовой Н.А. технических условий в срок до 02.09.2018, судебные инстанции правомерно признали, что срок давности привлечения к ответственности, подлежит исчислению с 03.09.2018. Следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ, истек 03.09.2019.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой срок давности привлечения к ответственности, в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из изложенного, судами сделан верный вывод о законности оспариваемого постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения общества к ответственности.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов, проверены судом округа, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, основаны на неверном толковании приведенных норм, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2020 года по делу N А33-10723/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 90 Правил N 861 предусмотрено, что срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
...
Учитывая установленные обстоятельства, а также принимая во внимание, что сетевая организация обязана была осуществить проверку выполнения мероприятий Максимовой Н.А. технических условий в срок до 02.09.2018, судебные инстанции правомерно признали, что срок давности привлечения к ответственности, подлежит исчислению с 03.09.2018. Следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ, истек 03.09.2019.
...
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 января 2021 г. N Ф02-6188/20 по делу N А33-10723/2020