г. Красноярск |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А33-10723/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" октября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Фадеевой Е.А., представителя по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Максимовой Наталии Александровны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" августа 2020 года по делу N А33-10723/2020,
УСТАНОВИЛ:
Максимова Наталия Александровна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965, далее - ответчик, антимонопольный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2020 N 024/04/9.21-1647/2019.
Определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 августа 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что мероприятия по технологическому присоединению сетевой организацией до настоящего времени не выполнены. По мнению Максимовой Н.А. годичный срок давности следует исчислять с 02.07.2019, поскольку уведомление от 10.06.2019 было принято в работу ПАО "МРСК Сибири", содержало необходимую документацию, которая ранее представлялась.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения. Третье лицо, отзыв на апелляционную жалобу не направило.
В судебном заседании представитель ответчика изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В Третий арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство от заявителя о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление гражданки Максимовой Натальи Александровны (вх. N 14711 от 19.08.2019) на действия ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, п. Сухая Балка, ул. Беломорская, 5, кадастровый номер: 24:11:0330106:400 (далее - объект).
Определением N 024/04/9.21-1647/2019 от 17.09.2019 возбуждено дело об административном правонарушении, принято решение о проведении административного расследования и о привлечении Максимовой Н.А. в качестве потерпевшей.
По результатам проведенного административного расследования законный представитель ПАО "МРСК Сибири" письмом (исх. N 18604 от 19.11.2019) уведомлен о составлении 21.01.2020 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП. Указанное письмо было получено ПАО "МРСК Сибири" 22.11.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N66001729054387.
В соответствии с материалами заявления 29.08.2017 между ПАО "МРСК Сибири" и Максимовой Н.А. заключен договор N 20.2400.7024.17 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 5 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня подписания настоящего договора, то есть до 01.03.2018.
Согласно материалам заявления, 23.08.2018 Максимова Н.А. через личный кабинет на сайте ПАО "МРСК Сибири" уведомила сетевую организацию о выполнении технических условий. ПАО "МРСК Сибири" составлен односторонний акт N Е-7-367 от 23.08.2018, в котором отмечено, что технические условия не выполнены со стороны сетевой организацией.
10.06.2019 Максимова Н.А. повторно обратилась в адрес ПАО "МРСК Сибири" с заявлением о направлении специалиста для проверки выполнения заявителем технических условий договора технологического присоединения.
21.06.2019 на дозапрос документов ПАО "МРСК Сибири" Максимова Н.А. направила документацию - технический паспорт прибора учета (свидетельство о проверке). ПАО "МРСК Сибири" составлены односторонние акты N Е-4-1430 от 12.10.2018 и Е-5-373 от 23.07.2019, в которых отмечено, что технические условия не выполнены со стороны сетевой организации.
В материалах дела отсутствует документальное подтверждение проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий, также отсутствуют подтверждение направления уведомления заявителя о невыполнении требований технических условий ПАО "МРСК Сибири", в соответствии с требованием пункта 89 Правил.
Постановлением N А509-9.21(2)/17 от 15.09.2017 ПАО "МРСК Сибири" привлекалось к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно пояснениям (вх.N 19933 от 12.11.2019), представленным ПАО "МРСК Сибири", в адрес общества поступило уведомления Максимовой Н.А. о выполнении технических условий. До момента строительства объектов электросетевого хозяйства и фактического присоединения невозможно осуществить процедуру допуска прибора учета.
В данном случае, просрочка исполнения обязательств охватывается по истечению 10 рабочих дней со дня получения заявления и до момента фактического осмотра прибора учета заявителя, то есть с 23.08.2018 по 03.09.2018. На основании первоначального уведомления о выполнении технических условий общество обязано было в течение 10 рабочих дней осуществить проверку выполнения мероприятий Максимовой Н.А. Следовательно, направление заявителем новых, дополнительных заявлений о выполнении технических условий не требуется, не предусмотрено договором и Правилами.
Поскольку сетевая организация обязана была выйти на проверку энергопринимающих устройств заявителя в течение 10 дней со дня поступления в адрес ПАО "МРСК Сибири" уведомления о выполнении технических условий заявителем (23.08.2018) до 03.09.2018, срок давности правонарушения исчисляется с момента истечения срока, установленного для направления подписанного акта о выполнении технических условий, то есть с 03.09.2018. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности истек 03.09.2019.
Принимая во внимание направление потерпевшей новых, дополнительных уведомлений о выполнении технических условий, которые не предусмотрены договором и Правилами, отсутствует возможность установления факта совершения ПАО "МРСК Сибири" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП, в действиях ПАО "МРСК Сибири" по непроведению проверок выполнения Максимовой Н.А. технических условий по результатам рассмотрения полученных от нее в 2019 году ПАО "МРСК Сибири" уведомлений.
В связи с установленными обстоятельствами, правовые основания для составления протокола об административном правонарушении в отношении ПАО "МРСК Сибири" отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5, статьями 28.9 КоАП РФ заместителем руководителя Красноярского УФАС России вынесено постановление от 21.01.2020 N 024/04/9.21-1647/2019, согласно которому производство по делу N024/04/9.21-1647/2019, возбужденному в отношении ПАО "МРСК Сибири", прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 21.01.2020 N 024/04/9.21-1647/2019, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Оспариваемое постановление вынесено управлением в пределах предоставленных полномочий.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям. В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно материалам дела в адрес Красноярского УФАС России Максимовой Н.А. направлено заявление на действия ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.
По результатам административного расследования административный орган, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5, статьей 28.9 КоАП РФ, вынес постановление от 21.01.2020 N 024/04/9.21-1647/2019 о прекращении производства по делу, возбужденному в отношении ПАО "МРСК Сибири".
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при производстве по делу об административном правонарушении выражается в строгом соблюдении оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике) присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как следует из пункта 85 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителю. Для проведения проверки выполнения технических условий заявитель направляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов: копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации; копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной); документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний; нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений (электроустановки).
Согласно пункту 87 Правил N 861 сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 настоящих Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя.
В соответствии с пунктом 88 Правил N 861 по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий.
Согласно пункту 89 Правил N 861 при невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя. При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований технических условий и проектной документации, представляемой в сетевую организацию в соответствии с подпунктом "б" пункта 85 ПравилN 861, сетевая организация по завершении осмотра электроустановок составляет и передает заявителю перечень замечаний, выявленных в ходе проверки и подлежащих выполнению. Повторный осмотр электроустановки заявителя осуществляется не позднее 3 рабочих дней после получения от него уведомления об устранении замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению.
В соответствии с пунктом 90 Правил N 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Из материалов дела следует, что 29.08.2017 между ПАО "МРСК Сибири" и Максимовой Н.А. заключен договор N 20.2400.7024.17 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня подписания настоящего договора, то есть до 01.03.2018.
23.08.2018 Максимова Н.А. через личный кабинет на сайте ПАО "МРСК Сибири" уведомила сетевую организацию о выполнении технических условий. ПАО "МРСК Сибири" составлен односторонний акт N Е-7-367 от 23.08.2018, в котором отмечено, что технические условия не выполнены со стороны сетевой организацией.
10.06.2019 Максимова Н.А. повторно обратилась в адрес ПАО "МРСК Сибири" с заявлением о направлении специалиста для проверки выполнения заявителем технических условий договора технологического присоединения.
21.06.2019 на дозапрос документов ПАО "МРСК Сибири" Максимова Н.А. направила документацию - технический паспорт прибора учета (свидетельство о проверке). ПАО "МРСК Сибири" составлены односторонние акты N Е-4-1430 от 12.10.2018 и Е-5-373 от 23.07.2019, в которых отмечено, что технические условия не выполнены со стороны сетевой организацией.
В материалах дела отсутствует документальное подтверждение проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий, также отсутствуют подтверждение направления уведомления заявителя о невыполнении требований технических условий ПАО "МРСК Сибири", в соответствии с требованием пункта 89 Правил N 861.
Согласно пояснениям (вх.N 19933 от 12.11.2019), представленным ПАО "МРСК Сибири", 23.08.2018 в адрес общества поступило уведомление Максимовой Н.А. о выполнении технических условий. До момента строительства объектов электросетевого хозяйства и фактического присоединения невозможно осуществить процедуру допуска прибора учета.
Судом первой инстанции установлено, что на основании первоначального уведомления о выполнении технических условий общество было обязано в течение 10 рабочих дней осуществить проверку выполнения мероприятий Максимовой Н.А. (осуществить осмотр прибора учета заявителя), то есть в период с 23.08.2018 по 03.09.2018. Однако в нарушение действующего законодательства соответствующие мероприятия сетевой организацией не были совершены. Факт последующего обращения заявителя с заявлением о направлении специалиста для проверки выполнения заявителем технических условий договора технологического присоединения не свидетельствует о том, что данное заявление является новым заявлением о выполнении технических условий, в отношении которого устанавливается 10-дневный срок для выполнения мероприятий по проверке соблюдения заявителем технических условий.
Из повторного обращения заявителя не следует, что им осуществлены какие либо новые мероприятия, направленные на выполнение со стороны заявителя технических условий, подлежащие проверке. Данное обращение было направлено именно по причине невыполнения сетевой организацией требований по осуществлению проверки выполнения мероприятий по уведомлению Максимовой Н.А. о выполнении технических условий, поступивших 23.08.2018.
Таким образом, повторное обращение заявителя не является новым уведомлением о выполнении технических условий.
Вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы, учитывая положения части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, а также принимая во внимание, что сетевая организация обязана была выйти на проверку энергопринимающих устройств заявителя в течение 10 дней со дня поступления в адрес ПАО "МРСК Сибири" уведомления о выполнении технических условий заявителем (23.08.2018) до 03.09.2018, срок давности правонарушения исчисляется с момента истечения срока, установленного для направления подписанного акта о выполнении технических условий, то есть с 03.09.2018. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек 03.09.2019.
Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Частью 6 статьи 24.5 КоАП предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности
Таким образом, антимонопольным органом законно вынесено оспариваемое постановление.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" августа 2020 года по делу N А33-10723/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10723/2020
Истец: Максимова Наталия Александровна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: ПАО "МРСК Сибири", ПАО "Россети Сибири"