город Иркутск |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А58-3948/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Левошко А.Н.,
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 года по делу N А58-3948/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия) (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении Акционерного общества "Почта России" (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000, далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2020 года заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое апелляционное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводов кассационной жалобы, апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к необоснованному выводу о том, что контрольный срок пересылки отправления Express Mail Service (далее - EMS) не нарушен, поскольку 04.05.2020 и 05.05.2020 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 875 "О переносе выходных дней в 2020 году" (далее - Постановление N 875) являлись выходными днями, и, соответственно, в расчет контрольного срока пересылки почтового отправления EMS не принимаются; вместе с тем, согласно действовавших в период возникновения спорных правоотношений приказу Федерального агентства связи от 30.04.2008 N 63 "О режиме работы отделений почтовой связи" (далее - Приказ N 63) и приказу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" от 30.04.2008 N 130-п "О режиме работы отделений почтовой связи ФГУП "Почта России" для Нерюнгринского участка курьерской доставки, являющегося структурным подразделением отделения почтовой связи (далее - ОПС) Нерюнгри 678960 и относящегося к ОПС 2 класса, установлена семидневная рабочая неделя; согласно опубликованному на официальном сайте общества в разделе "Новости" 30.04.2020 режиму работы, в том числе ОПС Нерюнгри, в праздничные дни, а также приказу Нерюнгринского почтамта от 24.04.2020 N 35 "Об организации работы отделений почтовой связи в период с 30 апреля по 05 мая и с 08 по 11 мая 2020 года" 04.05.2020 и 05.05.2020 также установлены как рабочие дни, связи с чем данные дни подлежат включению в расчет контрольного срока пересылки отправлений EMS.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет" 22.12.2020.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.05.2020 в управление от потребителя Малининой Ю.В. поступило обращение (вх. N 01-28-354/14) о длительном получении отправления (посылки) EMC N EG265312921KR.
По результатам рассмотрения указанного обращения административным органом установлено, что согласно отчету об отслеживании отправления EMC с почтовым идентификатором N EG265312921KR, размещенному на официальном сайте общества, и представленным в материалы административного дела документам, посылка принята к пересылке 23.04.2020 в ОПС Химки Московской области, 27.04.2020 поступила в Якутский Магистральный сортировочный центр 677960, 30.04.2020 поступила в сортировочный центр Нерюнгри 678985, 06.05.2020 поступила в Нерюнгринский участок курьерской доставки 678970, а 12.05.2020 вручена адресату.
Придя к выводу о том, что оператором почтовой связи - обществом нарушены требования подпунктов "а" и "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций в Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, (далее - Правила N 234) ввиду несоблюдения контрольного срока пересылки отправления EMC, 09.06.2020 должностным лицом управления в отсутствие представителей надлежащим образом извещенного общества составлен протокол об административном правонарушении N АП-14/2/564, в котором вышеуказанные деяния квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем управлением материалы административного производства с заявлением о привлечении общества к административной ответственности в соответствии со статьями 203 АПК РФ, 23.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем последнее привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа.
Суд апелляционной инстанции не поддержал изложенные выводы суда первой инстанции, отменив принятое решение и отказав в удовлетворении заявленного управлением требования ввиду отсутствия события вмененного обществу правонарушения.
Из положений главы 25 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ). При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 АПК РФ).
Судами сделан правильный вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом компетентного органа - управления в силу положений части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктов 1 и 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, пункта 7 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия), утвержденного приказом Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 N 69.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как следует из пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по оказанию услуг связи отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи"; данные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации; лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи; перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно пункту 5 раздела ХХ Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, (далее - Перечень N 87) лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 46 Правил N 234 следует, что операторы почтовой связи обязаны, в том числе пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки (подпункт "а"); обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора (подпункт "в").
Частью 2 статьи 16 Закона N 176-ФЗ предусмотрена обязанность операторов почтовой связи обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки; нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Пунктом 1 Распоряжения общества от 12.02.2020 N 49-р (Распоряжение N 49-р) предусмотрено, что контрольные сроки пересылки отправлений EMS - время, установленное для пересылки от момента приема курьером или в объекте почтовой связи до момента доставки курьером или вручения в объекте почтовой связи; контрольные сроки не включают день приема и нерабочие (выходные и праздничные) дни, а также нерабочие дни участка курьерской доставки и ОПС.
Таким образом, установленные локальным нормативным актом общества в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 176-ФЗ положения об исчислении контрольных сроков пересылки отправлений EMS разделяют понятия "нерабочие дни участка курьерской доставки и ОПС", устанавливаемые самим обществом, и "нерабочие (выходные и праздничные) дни", определяемые в общем порядке действующим законодательством; и те и другие при исчислении соответствующих контрольных сроков не учитываются.
Согласно абзацу 5 подпункта 1.2 пункта 1 Распоряжения N 49-р контрольные сроки пересылки отправлений EMS между населенными пунктами, входящими в различные субъекты Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.
На основании приведенных в Таблицах N 1 и N 2 Распоряжения N 49-р контрольных сроков пересылки отправлений EMS между городами Российской Федерации (Москва - Якутск - 4 дня, между населенными пунктами внутри субъекта Российской Федерации - Химки - Москва - 3 дня, Якутск - Нерюнгри - 3 дня) суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае контрольные сроки пересылки отправления EMS составляют 10 дней, то есть дата вручения данного отправления приходится на 08.05.2020, тогда как оно фактически вручено 12.05.2020; поскольку ОПС Нерюнгри 678960 относится к ОПС 2 класса, для которого Приказом N 63 установлена семидневная рабочая неделя, в связи с чем установленные законодательством Российской Федерации выходные дни - 04.05.2020 и 05.05.2020 подлежат включению при исчислении контрольных сроков пересылки отправления EMS; изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении контрольных сроков пересылки обществом отправления EMS на 2 дня, и, соответственно, о наличии в соответствующем деянии события вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем, как правильно отмечено апелляционным судом, указанные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, поскольку суд, поддерживая позицию административного органа, необоснованно не принял во внимание, что по общему правилу, установленному статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи (часть 1); в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (часть 5).
В соответствии с Постановлением N 875 в 2020 году были перенесены следующие выходные дни: с субботы 4 января на понедельник 4 мая; с воскресенья 5 января на вторник 5 мая; следовательно, работники отдыхали с 1 по 5 мая в связи с празднованием Праздника Весны и Труда, а также с 9 по 11 мая в связи с празднованием Дня Победы.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на наличие внутренних (локальных) нормативных актов общества, регламентирующих вопросы организации правил внутреннего трудового распорядка и установления режима работы, на общество как организацию, оказывающую лицензионный вид деятельности - услуги почтовой связи, в соответствии с лицензионными требованиями возложена обязанность по соблюдению и исполнению требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе трудового законодательства, устанавливающего нерабочие (выходные и праздничные) дни; учитывая изложенные положения Закона N 176-ФЗ, Правил N 234 и Распоряжения N 49-р, выходные и праздничные дни 04.05.2020 и 05.05.2020 не подлежат учету при исчислении контрольных сроков пересылки отправлений EMS, в связи с чем первым днем истечения десятидневного контрольного срока пересылки отправлений EMS, исчисляемого с 24.04.2020, является 13.05.2020, что свидетельствует об отсутствии в деянии общества события вменяемого ему административного правонарушения; кроме того, управлением при производстве по делу об административном правонарушении при составлении протокола были допущены нарушения требований статьи 28.2 КоАП РФ, в частности, отсутствует достаточное описание объективной стороны вменяемого состава административного правонарушения, в связи с чем констатация административным органом лишь факта совершения правонарушения по состоянию 08.05.2020 сама по себе не доказывает факт нарушения контрольных сроков пересылки отправлений EMS и наличия события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом округа не установлено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 4 статьи 288, часть 3 статьи 288.2 АПК РФ). Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств по делу и установление обстоятельств, отличных от установленных судами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные положениями главы 35 АПК РФ.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2020 года по делу N А58-3948/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия судебного акта на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением N 875 в 2020 году были перенесены следующие выходные дни: с субботы 4 января на понедельник 4 мая; с воскресенья 5 января на вторник 5 мая; следовательно, работники отдыхали с 1 по 5 мая в связи с празднованием Праздника Весны и Труда, а также с 9 по 11 мая в связи с празднованием Дня Победы.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на наличие внутренних (локальных) нормативных актов общества, регламентирующих вопросы организации правил внутреннего трудового распорядка и установления режима работы, на общество как организацию, оказывающую лицензионный вид деятельности - услуги почтовой связи, в соответствии с лицензионными требованиями возложена обязанность по соблюдению и исполнению требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе трудового законодательства, устанавливающего нерабочие (выходные и праздничные) дни; учитывая изложенные положения Закона N 176-ФЗ, Правил N 234 и Распоряжения N 49-р, выходные и праздничные дни 04.05.2020 и 05.05.2020 не подлежат учету при исчислении контрольных сроков пересылки отправлений EMS, в связи с чем первым днем истечения десятидневного контрольного срока пересылки отправлений EMS, исчисляемого с 24.04.2020, является 13.05.2020, что свидетельствует об отсутствии в деянии общества события вменяемого ему административного правонарушения; кроме того, управлением при производстве по делу об административном правонарушении при составлении протокола были допущены нарушения требований статьи 28.2 КоАП РФ, в частности, отсутствует достаточное описание объективной стороны вменяемого состава административного правонарушения, в связи с чем констатация административным органом лишь факта совершения правонарушения по состоянию 08.05.2020 сама по себе не доказывает факт нарушения контрольных сроков пересылки отправлений EMS и наличия события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 февраля 2021 г. N Ф02-7135/20 по делу N А58-3948/2020