город Иркутск |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А19-18135/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 января 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Васиной Т.П., Палащенко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2020 года по делу N А19-18135/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского поселения Белореченского муниципального образования (ОГРН 1053819034378, ИНН 3819015943, р.п. Белореченский Усольского района Иркутской области, далее также - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, г. Москва, далее также - министерство) и федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773, г. Москва, далее также - ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России) о признании отсутствующим обременения в виде наложения запретной зоны военного объекта - Шелеховского лесничества Министерства обороны Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 площадью 8 477 313 кв.м и 38:16:000040:1750 площадью 310 699 кв.м.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2020 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В поданной жалобе министерство сослалось на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам и, как следствие, на ошибочность их выводов о наличии оснований для удовлетворения предъявленных истцом требований. По мнению министерства, администрация выбрала ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку она не реализовала предусмотренное главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение с заявлением о признании незаконными действий министерства по установлению запретной зоны военного объекта - Шелеховского лесничества и принятых в связи с этим ненормативных правовых актов. Кроме того, министерство также указало на необоснованное отклонение судами его ходатайства о передаче настоящего дела на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд г. Москвы (по месту нахождения ответчика).
Администрация в представленном отзыве указала на несостоятельность доводов министерства, в связи с чем просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебное заседание 14 января 2021 года лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14 января 2021 года судом объявлен перерыв до 21 января 2021 года, информация о чем размещена в указанном выше порядке.
После окончания перерыва 21 января 2021 года судебное заседание продолжено.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 22.03.2013 N 192 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области" из федеральной собственности в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области переданы объекты недвижимого имущества военного городка N 1, в том числе земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:38 площадью 8 477 313 кв.м. Право собственности Белореченского муниципального образования на указанный земельный участок зарегистрировано 16.08.2013 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.02.2016).
В результате раздела данного земельного участка образован и 18.02.2015 поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 38:166000040:1750 площадью 310 699 кв.м. Сведения о праве собственности Белореченского муниципального образования в отношении этого участка внесены в ЕГРН 17.02.2016 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.02.2016).
В последующем в связи внесением в ЕГРН сведений о границах населенного пункта р.п. Белореченский Усольского района 11.04.2018 категории земельных участков с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:166000040:1750 изменены с категории - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на категорию - земли населенных пунктов. В дальнейшем, 24.05.2018, изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:166000040:1750 с вида - для спецобъекта на вид - объекты индивидуального жилищного строительства.
Как указала администрация, в ходе подготовки документации для передачи льготной категории граждан земельных участков, образованных из состава земель названных выше земельных участков с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:166000040:1750, выявлено нахождение этих участков в границах зоны с особыми условиями использования территорий - запретной зоны военного объекта Шелеховского лесничества, установленной приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 N 1188дсп на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных зон и иных зон с особым условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, и органов выполняющих задачи в области обороны страны". Соответствующие сведения о запретной зоне военного объекта внесены в ЕГРН.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность включения принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:166000040:1750 в границы зоны с особыми условиями использования территорий - запретной зоны военного объекта Шелеховского лесничества, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд руководствовались положениями статей 56, 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 21 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, разъяснениями, изложенными в пунктах 52 и 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и, признав наложение на земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:166000040:1750 запретной зоны военного объекта обременением этих участков, исходили из наличия оснований для признания данного обременения отсутствующим.
Между тем принятые судом первой инстанции и апелляционным судом решение и постановление подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру допущенного нарушения. При этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В рамках настоящего дела истец предъявил требование о признании отсутствующим обременения в виде наложения запретной зоны военного объекта - Шелеховское лесничество на земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:16:000040:1750, входящие в состав Белореченского муниципального образования Усольского района Иркутской области.
Рассматривая требования администрации, суд первой инстанции и апелляционный суд, сославшись на разъяснения, изложенные в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, признали наложение запретной зоны военного объекта обременением земельных участков и пришли к выводу о необходимости признания этого обременения отсутствующим, поскольку это направлено на прекращение ограничения прав истца на принадлежащие ему земельные участки.
Между тем, делая соответствующие выводы, суды не учли следующее.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В пункте 53 данного постановления указано, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Пунктом 56 постановления предусмотрено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
По смыслу изложенных разъяснений иски о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим предусматривают наличие между сторонами спора по поводу субъективных гражданских прав в отношении объекта недвижимого имущества или притязаний в отношении такого объекта.
В рассматриваемом случае ответчики не имеют каких-либо субъективных гражданских прав или притязаний в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:16:000040:1750. Причиной возникновения настоящего спора является установление границ запретной зоны военного объекта - Шелеховского лесничества (зоны с особыми условиями использования территорий) с включением в ее состав этих земельных участков. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии между сторонами спора о праве в отношении объектов недвижимости.
В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами. Подпунктом 1 пункта 2 этой статьи предусмотрено установление ограничений прав на землю в виде ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В силу пункта 10 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к видам зон с особыми условиями использования территорий относится зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:
1) защита жизни и здоровья граждан, 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства, 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия, 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
При этом в целях, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в публичных интересах и их установление влечет возникновение ограничений использования земельных участков. Однако такие ограничения не являются обременением прав на недвижимое имущество в понимании Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о государственной регистрации недвижимости) и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22.
Исходя из положений части 6 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, под подлежащим государственной регистрации обременением недвижимого имущества понимаются сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
При этом сведения об обременениях объектов недвижимости и об ограничениях прав (например, о наложенном аресте) в силу части 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации недвижимости подлежат внесению в реестр прав на недвижимость, тогда как сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (в том числе о границах этих зон) вносятся в реестр границ (часть 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Так, согласно части 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости в реестр границ вносятся следующие сведения: описание местоположения границ таких зон и территорий (пункт 2); наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий (пункт 3); реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4); содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий) (пункт 6).
В данном случае с учетом установленного законом порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости принятое судом первой инстанции решение о признании отсутствующим обременения в виде наложения запретной зоны военного объекта - Шелеховского лесничества Министерства обороны Российской Федерации на принадлежащие истцу земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:16:000040:1750 будет являться неисполнимым (о чем указывало в отзыве привлеченное в качестве третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"), поскольку исполнение такого судебного акта предполагает внесение сведений в реестр прав на недвижимость, в то время как сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (к которым относятся запретные зоны военных объектов) вносятся в реестр границ.
В этой связи, удовлетворив требования администрации в том виде, в котором они были ею сформулированы изначально, суды по сути признали отсутствующими (недействующими) предусмотренные законом ограничения использования земельных участков, при том, что сведения о границах соответствующей запретной зоны не были изменены и указанные выше земельные участки продолжили находиться в этой зоне.
В рассматриваемом случае с учетом материально-правового интереса, преследуемого истцом при обращении в суд, для защиты прав Белореченского муниципального образования надлежит внести изменения в сведения о границе запретной зоны военного объекта с целью исключения из нее названных выше земельных участков. При этом для разрешения соответствующего вопроса суду следовало исследовать приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 N 1188дсп, установивший эту зону, и приложение к нему, предусмотревшее границы данной зоны. Между тем в материалах дела указанный приказ и сведения о конкретных границах запретной зоны военного объекта отсутствуют.
На основании изложенного, в связи с неправильным применением судами норм материального права и необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, предложить заявителю уточнить свои требования с учетом материально-правовой цели обращения в суд, исследовать и оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего разрешить имеющийся спор.
Доводы министерства о необоснованном отклонении судами заявленного им ходатайства о передаче дела на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы судами оценены и обоснованно отклонены, поскольку в рассматриваемом случае администрацией предъявлены требования в отношении объектов недвижимости, находящихся на территории Иркутской области.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2020 года по делу N А19-18135/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2020 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
При этом сведения об обременениях объектов недвижимости и об ограничениях прав (например, о наложенном аресте) в силу части 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации недвижимости подлежат внесению в реестр прав на недвижимость, тогда как сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (в том числе о границах этих зон) вносятся в реестр границ (часть 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Так, согласно части 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости в реестр границ вносятся следующие сведения: описание местоположения границ таких зон и территорий (пункт 2); наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий (пункт 3); реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4); содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий) (пункт 6)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 января 2021 г. N Ф02-5107/20 по делу N А19-18135/2019
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2221/2022
07.02.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1868/20
18.11.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18135/19
25.01.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5107/20
08.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1868/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18135/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18135/19