г. Чита |
|
7 февраля 2022 г. |
Дело N А19-18135/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства обороны Российской Федерации Костарева А.А. (доверенность от 20.11.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2021 года по делу N А19-18135/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Белореченского муниципального образования (ОГРН 1053819034378, ИНН 3819015943, далее - истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, далее - Министерство обороны), Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773, далее - ФГКУ УЛХИП МО РФ) о признании отсутствующим ограничение прав в виде наложения "запретной зоны военного объекта - Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" на земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:38, 38:16:000040:1750; внесении изменений в реестр границ ЕГРН в части сведений об изменении границ запретной зоны военного объекта - Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации путем исключения из ее состава земельных участков с кадастровыми номерами 38:16:000040:38, 38:16:000040:1750 в заявленных координатах.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17.02.2020 по делу N А19-18135/2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 решение суда первой инстанции от 17.02.2020 по делу N А19-18135/2019 оставлено без изменения - апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.01.2021 решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.02.2020 решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.02.2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по делу N А19-18135/2019 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2021 года по делу N А19-18135/2019 исковые требования удовлетворены.
Министерство обороны обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает несостоятельным вывод суда о недоказанности ответчиками процедуры уведомления администрации о рассмотрении межведомственной комиссией вопроса об установлении запретной зоны военного объекта, с учетом попавшего в такие границы, территории земель находящихся в собственности Администрации.
Также не состоятелен вывод о соблюдения межведомственной комиссией процедуры согласования границ запретной зоны в части включения в границы такой зоны земельных участков, находящихся в собственности Администрации.
Апеллянт полагает, что ответчик в лице Минобороны России не уполномочен давать оценку межведомственной комиссии на предмет соблюдения либо не соблюдения Положения N 405, поскольку Минобороны России реализует решение, которая межведомственной комиссией уже принято в отношении того или иного военного объекта в част установления зоны с особыми условиями использования таких земель.
Заинтересованное лицо вправе ставить вопрос об изменении зоны с особыми условиями использования территорий, а не ее существовании, и принятие по существу решение об изменении зоны является исключительной компетенцией уполномоченного органа, а не суда.
Вместе с тем, такого обращения от Администрации, во взаимосвязи приведенных норм закона, в уполномоченный орган не поступало, отказа в реализации такого права не имелось, в этой связи, оснований для удовлетворения искового заявления не имелось.
Администрация в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.12.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Администрация ГП Белореченского МО, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Шелеховское лесничество Минобороны России явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя Министерства обороны, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 22.03.2013 N 192 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области" из федеральной собственности в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области переданы объекты недвижимого имущества военного городка N 1, в том числе: земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:38 в границах военного городка N 1.
Согласно отзыву ФГБУ "ФКП Росреестра", сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 38:16:000040:38 внесены в ЕГРН 16.02.2004 на основании Инвентаризационной описи сведений о ранее учтенных земельных участках 38:16:000040, утвержденной руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району в соответствии с Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра", Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках N ГЗК-1Т.Р-11-02-01, утвержденными Росземкадастром 10.04.2001, письмом Роснедвижимости от 08.04.2005 NВК/0242 "Об изменении Указаний территориальным органам Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Роснедвижимостью 08.04.2005.
Категория земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:38 изменена 11.04.2018 с "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на "земли населенных пунктов", в связи внесением в ЕГРН сведений о границах населенного пункта р.п. Белореченский Усольского района, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что право собственности Белореченского муниципального образования в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:38 площадью 8477313 кв.м зарегистрировано на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22.03.2013 N 192 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области" 16.08.2013 за номером государственной регистрации 38-38-12/025/2013-840 (Свидетельство о государственной регистрации права от 17.02.2016, выписка из ЕГРН).
Земельный участок с кадастровым номером 38:166000040:1750 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:38, поставлен на государственный кадастровый учет 18.02.2015 на основании заявления от 10.02.2015, межевого плана о 18.02.2015.
Сведения о праве собственности Белореченского муниципального образования в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:1750 площадью 310 699 кв.м внесены в ЕГРН 17.02.2016 за номером государственной регистрации 38-38/012-38/012/015/2016-553/1 (Свидетельство о государственной регистрации права от 17.02.2016, кадастровая выписка о земельном участке от 24.05.2018).
Категория земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:1750 изменена с "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на "земли населенных пунктов" 11.04.2018, в связи внесением в ЕГРН сведений о границах населенного пункта р.п. Белореченский Усольского района, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
На основании заявления от 17.05.2018, доверенности от 06.02.2018, решения Думы городского поселения Белореченского муниципального образования "О внесении изменений в Решение Думы городского поселения Белореченского муниципального образования от 19.01.2011 N 268 об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения Белореченского муниципального образования"", Справки Администрации городского поселения Белореченского муниципального образования от 04.05.2018 N 1023, фрагмента карты на земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:1750, 24.05.2018 изменен вид разрешенного использования с "для спецобъекта" на "объекты индивидуального жилищного строительства".
В ходе подготовки документации для передачи земельных участков для льготной категории граждан на основании Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 146-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" Администрацией выявлены обстоятельства, препятствующие проведению регистрации прав в отношении земельных участков с кадастровым номером 38:16:000040:1750 и с кадастровым номером 38:16:000040:38, поскольку в ЕГРН внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования территорий: "запретная зона военного объекта", установленная на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных зон и иных зон с особым условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, и органов выполняющих задачи в области обороны страны".
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от 02.07.2019 N КУВД-001/2019-7414992 в отношении земельного участка, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 38:16:000040:1750 и предоставленного многодетной семье в порядке, установленном законом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области указало на наличие обременения в виде ограничения прав на данный земельный участок.
Истец полагает незаконным, нарушающим права и интересы Белореченского муниципального образования установление границы запретной зоны военного объекта с наложением на границы земель, собственником которых является муниципальное образование, поскольку Администрация ГП Белореченского МО не принимала участие в работе межведомственной комиссии при рассмотрении вопроса об установлении границ запретной зоны; согласование границ запретной зоны с администрацией не проведено, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При первоначальном рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, руководствовались положениями статей 56, 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 4, 5, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 21 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, разъяснениями, изложенными в пунктах 52 и 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и исходили из наложения на земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:166000040:1750 запретной зоны военного объекта обременением этих участков и наличия оснований для признания данного обременения отсутствующим.
Отменяя указанные судебные акты, суд кассационной инстанции указал следующее.
В рамках данного дела ответчики не имеют каких-либо субъективных гражданских прав или притязаний в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:16:000040:1750. Причиной возникновения настоящего спора является установление границ запретной зоны военного объекта - Шелеховского лесничества (зоны с особыми условиями использования территорий) с включением в ее состав этих земельных участков. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии между сторонами спора о праве в отношении объектов недвижимости.
Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в публичных интересах и их установление влечет возникновение ограничения использования земельных участков. Однако такие ограничения не являются обременением прав на недвижимое имущество в понимании Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о государственной регистрации недвижимости) и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22.
При этом сведения об обременениях объектов недвижимости и об ограничениях прав (например, о наложенном аресте) в силу части 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации недвижимости подлежат внесению в реестр прав на недвижимость, тогда как сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (в том числе о границах этих зон) вносятся в реестр границ (часть 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В данном случае с учетом установленного законом порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости принятое судом первой инстанции решение о признании отсутствующим обременения в виде наложения запретной зоны военного объекта - Шелеховского лесничества Министерства обороны Российской Федерации на принадлежащие истцу земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:16:000040:1750 будет являться неисполнимым (о чем указывало в отзыве привлеченное в качестве третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"), поскольку исполнение такого судебного акта предполагает внесение сведений в реестр прав на недвижимость, в то время как сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (к которым относятся запретные зоны военных объектов) вносятся в реестр границ.
В этой связи, удовлетворив требования администрации в том виде, в котором они были ею сформулированы изначально, суды по сути признали отсутствующими (недействующими) предусмотренные законом ограничения использования земельных участков, при том, что сведения о границах соответствующей запретной зоны не были изменены и указанные выше земельные участки продолжили находиться в этой зоне.
В рассматриваемом случае с учетом материально-правового интереса, преследуемого истцом при обращении в суд, для защиты прав Белореченского муниципального образования надлежит внести изменения в сведения о границе запретной зоны военного объекта с целью исключения из нее названных выше земельных участков. При этом для разрешения соответствующего вопроса суду следует исследовать приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 N 1188дсп, установивший эту зону, и приложение к нему, предусмотревшее границы данной зоны. Между тем в материалах дела указанный приказ и сведения о конкретных границах запретной зоны военного объекта отсутствуют.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции предписано учесть изложенную в постановлении суда округа правовую позицию, предложить заявителю уточнить свои требования с учетом материально-правовой цели обращения в суд, исследовать и оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего разрешить имеющийся спор.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при повторном рассмотрении дела судом первой инстанции в полной мере учтены обязательные указания суда кассационной инстанции.
Учитывая, что спорные земельные участки переданы из земель обороны федеральной собственности в собственность муниципального образования, категория земельных участков изменена на "земли населенных пунктов", установлен вид разрешенного использования "объекты индивидуального жилищного строительства", тогда как наличие сведений о запретной зоне военного объекта в отношении указанных земельных участков препятствует Администрации, а в настоящее время и иным лицам с законным интересам, которым такие земельные участки предоставлены в целях индивидуального жилищного строительства, реализовать правомочия собственников в соответствии с целевым назначением, судом правомерно признан надлежащим избранный истцом способ защиты нарушенного права путем предъявления гражданско-правового иска.
В связи с чем настоящий спор квалифицирован как вещный спор об изменении (установлении) границ запретной зоны военного объекта.
Согласно пункту 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерноопасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 93 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405) утверждено положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "запретная зона" - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с указанным Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; к военным объектам относятся существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона. Следовательно, к военным объектам относятся, в том числе земельные участки, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.
В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
На основании пункта 5.1 статьи 87 ЗК РФ (действовавшего в спорный период) обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
В силу пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 решение о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.
В состав межведомственной комиссии входят должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства.
Согласно пункту 17 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 межведомственная комиссия в целях реализации своих функций:
а) запрашивает в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций информацию по вопросам, отнесенным к компетенции межведомственной комиссии;
б) заслушивает представителей федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции межведомственной комиссии;
в) разрешает разногласия между федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) по вопросам, связанным с установлением и изменением границ, а также с упразднением и определением параметров запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, на основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
По пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Пунктами 10 - 14 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 установлены ограничения использования земельных участков в границах запретной зоны военного объекта, к каковым в том числе относится запрет на проведение строительных, хозяйственных и иных работ, запрет строительства объектов капитального строительства производственного и социально-бытового назначения, необходимость согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, проживания и нахождения физических лиц в границах запретной зоны.
В силу положений статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1). В силу пункта 2 статьи 56 ЗК РФ к ограничениям прав на землю относятся, в том числе ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 3). Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (пункт 6).
В силу пункта 10 статьи 105 ЗК РФ к видам зон с особыми условиями использования территорий относится зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан, 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства, 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия, 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
При этом в целях, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 ЗК РФ).
В пункте 3 статьи 104 ЗК РФ указано, что земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в публичных интересах, их установление влечет возникновение ограничений использования земельных участков для собственников и иных законных землепользователей.
В соответствии с Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135), закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны, с целью их постоянного использования для обеспечения нужд обороны. Закрепленные за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны леса исключаются из состава лесного фонда.
Как следует из материалов дела, решение о необходимости установления запретной зоны на территории Белореченского муниципального образования принято межведомственной комиссией на заседании от 08.10.2015, организованной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 03.07.2015 N 396 "О межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", а также N 397 "Об утверждении состава межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны". К протоколу заседания межведомственной комиссии приложены графические данные границ запретных зон Шелеховского лесничества МИНОБОРОНЫ РОССИИ.
Издан приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 N 1188дсп "Об установлении запретной зоны военного объекта - Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации".
Предписано организовать проведение землеустроительных работ в отношении объектов по подготовке землеустроительной документации.
Данный акт издан в целях реализации предписаний, содержащихся в пунктах 2 - 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2014 N 405, в порядке, установленном пунктом 21 Положения, носит распорядительный характер.
То обстоятельство, что указанный приказ как ненормативный правовой акт отдельно обжалован в судебном порядке не был, не имеет для настоящего спора правового значения в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 06.12.2017 N 37-П, определениях от 27 октября 2015 года N 2473-О, от 20 апреля 2017 года N 724-О, а также постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, поскольку указанное обстоятельство не является препятствием для осуществления, закрепленного в статье 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту в силу того, что оно может быть реализовано в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 16 Положения к решению межведомственной комиссии должно быть приложено описание местоположения границ установленных зон (сведения о границах запретной зоны объекта, содержащие графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат) на картографических материалах.
На основании утвержденной в результате работы межведомственной комиссии карты (плана) объекта землеустройства (запретной зоны) от 17.12.2015 сведения о запретной зоне внесены в ГКН 15.02.2016 с присвоением данному объекту регистрационного номера 38.00.2.9.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ ответчиками в материалы настоящего дела описание местоположения границ установленной запретной зоны на картографических материалах не представлено, предложения суда по предоставлению данных доказательств не исполнены.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Из пояснений ответчиков следует, что "запретные зоны военного объекта" на территории Шелеховского лесничества МИНОБОРОНЫ РОССИИ установлены на основании материалов лесоустройства, утвержденных в 2003 году, приняты во внимание правоустанавливающие документы об отводе лесных площадей, в том числе распоряжение Совета Министров СССР от 26.12.1947 N 19218 -рс с учетом фактического расположения в границах лесничества МИНОБОРОНЫ РОССИИ действующих военных объектов.
С целью установления геодезических параметров границ спорной запретной зоны в системе МСК-38 судом истребована у территориального органа Росреестра землеустроительная документации (документы-основания), предоставленной для внесения в ГКН сведений о координатах границ запретной зоны военного объекта - Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации N 1188дсп от 08.12.2015 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 38:16:000040:1750, 38:16:000040:38,
в материалы дела данным органом представлена выписка о спорной зоне с реестровым номером 38:00-6.180, содержащая сведения о координатах границ данной зоны (л.д. 44-138 том 7).
В силу установленной презумпции законности действий органов публичной власти, суд при рассмотрении настоящего дела полагает, что данная выписка отражает результат законных действий межведомственного взаимодействия (Министерства обороны Российской Федерации и территориального органа Росреестра) и, следовательно, соответствует описанию местоположения границ установленной запретной зоны на карте (плане) объекта землеустройства (запретной зоны) от 17.12.2015.
Пунктом 5.3 статьи 87 ЗК РФ установлено, что правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах зоны, установлен постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2016 N 662 "Об уведомлении правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны".
Как следует из материалов дела в результате установления границ запретной зоны военного объекта земельные участки с кадастровым номером 38:16:000040:38 и с кадастровым номером 38:16:000040:1750, входящие в состав Белореченского муниципального образования Усольского района Иркутской области, право собственности в отношении которых зарегистрировано в 2013 году за Белореченским муниципальным образованием на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22.03.2013 N 192 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области", включены в границы спорной зоны с реестровым номером 38:00-6.180.
В силу правил абзаца 12 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Как установлено судом, военный объект (войсковая часть), располагавшийся на территории Усольского муниципального образования прекратила деятельность юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ; из пояснений представителя ФГКУ "УЛХИП" МИНОБОРОНЫ РОССИИ следует, что в границах спорных земельных участков военные объекты в настоящее время отсутствуют.
Как следует из материалов дела, судом неоднократно предлагалось ответчикам представить в материалы дела доказательства наличия военного объекта, предопределяющего необходимость установления спорной запретной зоны. Соответствующие доказательства в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлены.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Включение земельных участков, входящих в состав земель Белореченского муниципального образования в границы запретной зоны военного объекта нарушает права данного муниципального образования в лице АДМИНИСТРАЦИИ ГП БЕЛОРЕЧЕНСКОГО МО, поскольку устанавливает ограничения в реализации правомочий собственника.
Как установлено судом и следует из материалов настоящего дела, доказательств соблюдения процедуры уведомления истца о рассмотрении межведомственной комиссией вопроса об установлении запретной зоны на территории Белореченского муниципального образования в части включения в границы такой зоны земельных участков с кадастровым номером 38:16:000040:38 и с кадастровым номером 38:16:000040:1750, материалы дела также не содержат.
Данные обстоятельства свидетельствуют и о нарушении предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 процедуры установления запретной зоны военного объекта в части включения в границы запретной зоны земельных участков, находящихся на праве собственности у Белореченского муниципального образования.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ ответчиками в материалы дела не представлено доказательств соблюдения межведомственной комиссии процедуры согласования границ запретной зоны в части включения в границы запретной зоны земельных участков Белореченского муниципального образования с органами местного самоуправления, в рассматриваемом случае с АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГП БЕЛОРЕЧЕНСКОГО МО, установленной пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, как не представлено и доказательств проведения землеустроительных работ при формировании границ запретной зоны военного объекта. Границы и площадь земельного участка, отнесенного к запретной зоне военного объекта, определены на основании распоряжения Совета Министров СССР от 26.12.1947 N 19218-рс и материалов лесоустройства, утвержденных в 2003, без учета приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22.03.2013 N 192 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Белореченского муниципального образования Иркутской области" и изменений состава земель на дату принятия решения об установлении запретной зоны.
Во исполнение указаний и с учетом правовой квалификации спорных правоотношений сторон в рамках настоящего иска, приведенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.01.2021, с целью определения границ и площади наложения зоны с особыми условиями использования (запретной зоны военного объекта) с реестровым номером 38:00-6.180 на ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:1750 и 38:16:000040:38, по ходатайству истца по делу назначена судебная землеустроительная (геодезическая) экспертиза, проведение которой поручено экспертам АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "БАЙКАЛЬСКИИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ, ПРАВА И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА" Голубевой Ольге Константиновне и Потапову Александру Сергеевичу (определение Арбитражного суда Иркутской области от 14.09.2021).
На разрешение экспертов поставлен следующий вопрос:
- Определить площадь и каталог координат в системе МСК-38 наложения зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером 38:00-6.180 на ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:1750 и 38:16:000040:38?
В материалы дела представлено заключение экспертов; согласно выводам экспертов в ходе проведения экспертного исследования определены площадь и каталог координат в системе МСК-38 наложения зоны особыми условиями использования территории с реестровым номером 38:00-6.180 на ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами 38:16:000040:1750 и 38:16:000040:38. Земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:1750 полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером 38:00-6.180, площадь - 77396 кв.м; земельный участок с кадастровым номером 38:16:000040:38 частично расположен в зоне особыми условиями использования территория с реестровым номером 38:00-6.180, площадь - 8270495 кв.м.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленное в материалы дела заключение экспертов, суд первой инстанции правомерно признал данное заключение относимым, допустимым и достаточным доказательством (статьи 67, 68 АПК РФ), подлежащим оценке в целях установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему спору; экспертное заключение ответчиками не оспорено в установленном законом порядке, возражений по выводам экспертов не заявлено.
На основании определенных экспертами координат границ наложения зоны с особыми условиями использования территория с реестровым номером 38:00-6.180 на земельные участки, истцом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнены исковые требования.
Согласно пункту 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.01.2021 ограничения прав на землю в виде установления зон с особыми условиями использования территории не являются обременением прав на недвижимое имущество в понимании Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о государственной регистрации недвижимости) и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22.
Исходя из положений пункта 7 части 4 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также -реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
При этом сведения об обременениях объектов недвижимости и об ограничениях прав (например, о наложенном аресте) в силу части 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации недвижимости подлежат внесению в реестр прав на недвижимость, тогда как сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (в том числе о границах этих зон) вносятся в реестр границ (часть 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Так, согласно части 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости в реестр границ вносятся следующие сведения: описание местоположения границ таких зон и территорий (пункт 2); наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий (пункт 3); реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4); содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий) (пункт 6).
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 7 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с частью 3 статьи 3 названного Закона о государственной регистрации и пунктом 1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" кадастровая палата наделена полномочиями по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон.
Поскольку в Едином государственном реестре недвижимости в отношении ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами 38:16:000040:38 и 38:16:000040:1750 имеются записи о государственной регистрации зоны с особыми условиями использования территории (запретной зоны военного объекта (обременение) - Шелеховского лесничества в границах Белореченского муниципального образования Усольского района Иркутской области), при этом реестр границ является составной частью Единого государственного реестра недвижимости, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца об изменении границ зоны с особыми условиями использования территории путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о зоне с реестровым номером 38:00-6.180 в границах приведенных координат.
Вопрос о распределении судебных расходов, связанных с оплатой услуг эксперта, оказанных в рамках проведения судебной землеустроительной экспертизы, судом разрешен с учетом требований статьи 101, 106, 109, 110 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2021 года по делу N А19-18135/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18135/2019
Истец: Администрация городского поселения Белореченского муниципального образования
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Шелеховское лесничество Минобороны России-филиал ФГКУ УХиП Минобороны России
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2221/2022
07.02.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1868/20
18.11.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18135/19
25.01.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5107/20
08.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1868/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18135/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-18135/19