город Иркутск |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А33-7649/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Железняк Е.Г., Ламанского В.А.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Ступина Сергея Ивановича (доверенность от 07.12.2020, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Сетевая территориальная компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 июля 2020 года по делу N А33-7649/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сетевая территориальная компания" (ОГРН 1122468013414, ИНН 2464242162, г. Красноярск, далее - ООО "СТК", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, ИНН 2466132221, г. Красноярск, далее - ПАО "Красноярскэнергосбыт", ответчик) о взыскании задолженности за март-декабрь 2018 года в размере 7 250 307 рублей 58 копеек, пени в размере 428 973 рубля 03 копейки за период с 19.04.2018 по 15.03.2019.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "КрасноярскАвтоТрансСтрой" (ОГРН 1042400568759, ИНН 2404005784, г. Москва), общество с ограниченной ответственностью "Красконстракшн" (ОГРН 1152468049161, ИНН 2466165964, г. Красноярск), муниципальное предприятие города Красноярска "Городской Транспорт" (ОГРН 1022402301690, ИНН 2451000381, г. Красноярск), Министерство тарифной политики Красноярского края (ОГРН 1182468043383, ИНН 2465184114, г. Красноярск), публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, г. Красноярск, в настоящее время - публичное акционерное общество "Россети Сибирь", далее - ПАО "Россети Сибирь").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "СТК" в кассационной жалобе просит вынесенные по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - положений Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пунктов 43, 44, 47, 48, 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что: суды не оценили платежные поручения, по которым ответчик оплачивал истцу оказанные услуги по передаче электрической энергии по иным точкам поставки; ООО "СТК" в 2018 году являлось сетевой организацией, поскольку владело объектами электросетевого хозяйства и имело установленный индивидуальный тариф (что подтверждается материалами дела); предметом иска не является рассмотрение порядка формирования тарифов для ООО "СТК", так как расчет задолженности произведен на основании котлового тарифа.
Отзыв ответчика на кассационную жалобу судом округа не принимается, поскольку доказательств заблаговременного его направления (вручения) истцу и третьим лицам в нарушение части 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель третьего лица ПАО "Россети Сибирь" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Судебное заседание проведено в отсутствие истца, ответчика и иных третьих лиц, которые надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом (сетевая организация) и ответчиком (гарантирующий поставщик) 29.12.2012 заключен договор N 016/3-220 оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, согласно пункту 2.1 которого сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, а гарантирующий поставщик оплатить их (приложение N 9). Согласно пунктам 2.2, 2.3 договора ответчик обязуется обеспечить поставку электрической энергии в объемах, компенсирующих потери в электрических сетях сетевой организации, а истец обязуется оплатить объём полученной электрической энергии. Истец принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в пределах объема максимальной мощности, которая указана в приложении N 11 к договору. Ответчик обязуется своевременно производить оплату услуг истца по передаче электрической энергии по единому (котловому) тарифу на услуги по передаче электрической энергии, установленному Региональной энергетической комиссией Красноярского края (с 03.07.2018 Министерство тарифной политики Красноярского края), в соответствии с условиями договора (пункт 3.2.6 договора).
Истец на основании договора N 41 безвозмездной передачи оборудования от 10.07.2017 и договора аренды оборудования N А-42 от 22.12.2017 получил в пользование электросетевое оборудование, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, д. 80 "д" и д. 82. Указанная точка поставки (гипермаркет) в договор между сторонами в спорный период не включена.
Как указано в исковом заявлении, во исполнение условий договора от 29.12.2012 N 016/3-220 истец в период с марта по декабрь 2018 года в отношении спорной точки поставки оказал для ПАО "Красноярскэнергосбыт" услуги по передаче электрической энергии в объеме 2807,31 МВт/ч на общую сумму 7 250 307 рублей 58 копеек.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате стоимости услуг по передаче электроэнергии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении иска, исходили из того, что ООО "СТК" в период с марта по декабрь 2018 года в отношении спорной точки поставки не обладало статусом сетевой организации, следовательно, не вправе требовать с ответчика стоимость услуг по передаче электрической энергии по котловому тарифу.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному ценовому регулированию.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются решениями регулирующих органов в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (статья 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861)).
Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение плановых величин, характеризующих валовую выручку, необходимую для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема оказываемых услуг. При определении выручки в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии. Плановый объем оказываемых услуг предопределен потребностями потребителей, присоединенных к электросетям сетевой организации (пункт 42 Правил N 861, пункт 63 Основ ценообразования N 1178).
Иными словами, расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, имеющих экономическое обоснование величин (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
Утвержденное тарифное решение по существу представляет собой сбалансированный план экономической деятельности электросетевого комплекса региона на период регулирования. Таким образом, правомерность требований сетевых организаций по оплате услуг может быть установлена при сопоставлении их фактической деятельности с теми запланированными действиями, которые были признаны экономически обоснованными при утверждении тарифного решения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2016 N 307-ЭС16-3993).
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату (пункт 6 Правил N 861).
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая вышеизложенное, обоснованно включили в предмет исследования по данном делу вопросы, касающиеся определения регулирующим органом необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций и тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2018 год, в том числе, вопрос о том, учитывались ли расходы ООО "СТК" при определении общекотловой необходимой валовой выручки (далее - НВВ).
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе, договор N 016/3-220 оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии от 29.12.2012; договор N 41 безвозмездной передачи оборудования от 10.07.2017; договор аренды оборудования N А-42 от 22.12.2017; платежные поручения; отзыв, представленный Министерством тарифной политики Красноярского края) суды установили, что ООО "СТК" применительно к спорным объектам не являлось сетевой организацией, псокольку при установлении единого (котлового) тарифа на 2018 год плановые объемы переданной электроэнергии и НВВ ООО "СТК" не учитывались; конечные потребители, непосредственно присоединенные к объектам ООО "СТК", в силу пункта 6 Правил N 861 являлись потребителями, опосредованно присоединенными к объектам вышестоящей территориальной сетевой организации, в связи с чем, выручка по котловым тарифам по этим точкам на 2018 год подлежит учету к получению в адрес ПАО "Россети Сибирь" как вышестоящей территориальной сетевой организации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Доводы истца отклоняются, поскольку при установлении единых (котловых) тарифов в спорный период в необходимой валовой выручке истца не учитывалось оказание услуг по спорным точкам поставки, у ответчика не возникло обязанности по оплате данных услуг за счет средств, полученных в спорном периоде от потребителей. В противном случае перераспределение котловой выручки должно производиться не в соответствии с тарифным решением.
Толкование заявителем жалобы содержания приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 07.30.2018 N 21-п и протокола заседания правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 07.03.2028 N 10 правомерно не принято судами как несоответствующее содержанию указанных документов и пояснениям регулирующего органа.
Довод ООО "СТК" о том, что ответчик оплачивал ему оказанные услуги по передаче электрической энергии по иным точкам поставки, правового значения для рассмотрения настоящего иска не имеет.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца по существу спора и направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 июля 2020 года по делу N А33-7649/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе, договор N 016/3-220 оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии от 29.12.2012; договор N 41 безвозмездной передачи оборудования от 10.07.2017; договор аренды оборудования N А-42 от 22.12.2017; платежные поручения; отзыв, представленный Министерством тарифной политики Красноярского края) суды установили, что ООО "СТК" применительно к спорным объектам не являлось сетевой организацией, псокольку при установлении единого (котлового) тарифа на 2018 год плановые объемы переданной электроэнергии и НВВ ООО "СТК" не учитывались; конечные потребители, непосредственно присоединенные к объектам ООО "СТК", в силу пункта 6 Правил N 861 являлись потребителями, опосредованно присоединенными к объектам вышестоящей территориальной сетевой организации, в связи с чем, выручка по котловым тарифам по этим точкам на 2018 год подлежит учету к получению в адрес ПАО "Россети Сибирь" как вышестоящей территориальной сетевой организации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 февраля 2021 г. N Ф02-7312/20 по делу N А33-7649/2019