город Иркутск |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А74-6796/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасии на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 августа 2020 года по делу N А74-6796/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - министерство строительства, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее - казначейство, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 15.05.2019 N 80-11-77/18-16-24.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - администрация района), администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - администрация поссовета), Министерство финансов Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, министерство строительства обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Министерство полагает, что предписание выставлено необоснованно, поскольку спорный отчет о достижении показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2019 сформирован на основании отчета, предоставленного, в частности, администрацией района, которая и допустила внесение в него недостоверных данных. Оснований для внесения изменений в отчет у министерства строительства не имеется.
Министерство финансов Республики Хакасия в отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы министерства строительства, просило принятые по делу судебные акты отменить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судом округа заседания по рассмотрению кассационной жалобы извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения в суде первой инстанции, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направили, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.04.2018 между министерством строительства и администрацией района (муниципалитет) заключено соглашение N 95630000-1-2018-004 о предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Усть-Абаканский район на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания (далее - соглашение от 12.04.2018).
Соответствующие средства республиканскому бюджету представлены из федерального бюджета в результате реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Из пункта 1.2 указанного соглашения следует, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2017 N 514 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Формирование комфортной городской среды и благоустройство территорий муниципальных образований Республики Хакасия (2018-2022 годы)" (далее - региональная программа).
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения от 12.04.2018 общий размер субсидии, предоставляемой из республиканского бюджета бюджету муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия, составляет в 2018 году не более 6 685 797 рублей 6 копеек, исходя из уровня софинансирования 97,1%.
В силу пункта 3.2 соглашения от 12.04.2018 условием предоставления муниципалитету субсидии является исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 5.6 Правил предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания, утвержденных Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2017 N 514.
В соответствии с указанным соглашением министерство строительства обязано осуществлять контроль за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии (пункт 4.1.2); проверять документы, подтверждающие произведенные расходы бюджета муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия, на возмещение которых предоставляется субсидия (пункт 4.1.3); оценивать результативность осуществления мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 соглашения, на основании данных отчетности, предоставленной муниципалитетом (пункт 4.1.4).
В соглашении от 12.04.2018 администрация района приняла на себя обязательства обеспечить достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к настоящему соглашению (пункт 4.3.3); предоставить в министерство строительства отчеты о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению N 4 к настоящему соглашению, не позднее 20 января, следующего за годом, в котором была получена субсидия (пункт 4.3.5); обеспечить реализацию муниципальной программы формирования комфортной городской среды на 2018-2022 годы (пункт 4.3.8.1).
Пунктом 6.1.2 соглашения от 12.04.2018 предусмотрено, что министерство строительства осуществляет до 20 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, контроль путем оценки отчетов муниципалитета об исполнении условий предоставления субсидии, предоставленных до 20 января года, следующего за годом предоставления субсидии, и выборочный контроль достоверности указанных отчетов. В случае выявления Минстроем Хакасии в результате проведения проверок в соответствии с пунктом 6.1.2 соглашения предоставления муниципалитетом недостоверных отчетов субсидия подлежит возврату в доход республиканского бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством (пункт 6.1.3 соглашения).
В приложении N 1 к соглашению от 12.04.2018 сторонами определен Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. В данном перечне отражено мероприятие "Поддержка муниципальных программ формирования комфортной среды проживания (Усть-Абаканский поссовет Усть-Абаканского района)" с объемом финансового обеспечения - 6 885 797 рублей 6 копеек (в том числе средства республиканского бюджета в 2018 году - 6 685 797 рублей 6 копеек).
Приложение N 2 к соглашению от 12.04.2018 содержит перечень показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с достижением значения 100 процентов такого показателя в 2018 году, а именно: доля реализованных проектов благоустройства дворовых территорий (полностью освещенных, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.), малыми архитектурными формами) в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий; доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства общественных территорий; доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в соответствующих мероприятиях, в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий.
Субсидия из республиканского бюджета бюджету муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия предоставлена в полном объеме.
Постановлением администрации Усть-Абаканского поссовета от 30.10.2017 N 254-п утверждена муниципальная программа "Формирование комфортной городской среды муниципального образования Усть-Абаканский поссовет на 2018-2022 годы" (далее - муниципальная программа) с адресным перечнем подлежащих благоустройству в 2018 году дворовых и общественных территорий (1 общественная территория и 24 дворовых территории).
Финансирование мероприятий муниципальной программы за счет средств субсидии республиканского бюджета осуществлено на основании соглашения от 04.05.2018 между администрациями района и поссовета.
18.01.2019 администрацией района в министерство строительства представлен отчет о достижении значений показателей результативности осуществления мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. В отчете указано, что по состоянию на 01.01.2019 все показатели результативности выполнены на 100%. На основании указанного отчета министерство строительства также представило на федеральный уровень отчет о полном достижении результатов показателей результативности.
Однако согласно осуществленным сотрудниками казначейства осмотрам и замерам выполненных работ по благоустройству дворовых территорий по муниципальным контрактам администрацией поссовета приняты, подписаны и предъявлены к оплате за счет средств субсидии документы по формам КС-2 и КС-3, в которых отражены не соответствующие действительности данные о фактическом выполнении работ на всех территориях в полном объеме. Так, из 24 дворовых территорий работы выполнены в полном объеме по 13 дворовым территориям. По 11 дворовым территориям работы по установке малых архитектурных форм не выполнены.
Результаты выездной проверки контролирующего органа отражены в акте от 15.04.2019, на основании которого министерству строительства направлено предписание от 15.05.2019 N 80-11-77/18-16-24 о необходимости устранить нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе внести изменения в недостоверный отчет о достижении показателей результативности по состоянию на 01.01.2019, отправленный в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 16.01.2019 и представить уточненный отчет о достижении показателей результативности.
Министерство строительства обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Суды согласились с законностью рассматриваемого предписания.
Суд округа полагает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене на основании следующего.
Судами правильно применены положения статей 130, 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 9, подпункта "з" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, пункты 6, 7, 18, 19, 24 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 и с учетом условий региональной программы и соглашения от 12.04.2018 сделали обоснованный вывод, что министерство строительства обязано осуществлять контроль за фактическим достижением показателей результативности использования субсидии, а не только принимать отчеты получателя субсидии.
Установив недостоверность первичных документов об объемах проведенных работ по благоустройству дворовых территорий по муниципальным контрактам (заключенным в целях реализации соответствующих программ на формирование комфортной городской среды), суды пришли к правильному выводу о недостоверности оформленных на их основании отчетов по состоянию на 01.01.2019, как полученных министерством от администрации района, так и переданных министерством финансов на федеральный уровень.
Суды правильно исходили из того, что возложение региональной программой ответственности органов местного самоуправления за достоверность представляемых отчетов о расходах местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, не освобождает министерство строительства от обязанности по осуществлению контроля за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления и расходования субсидий, а также не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности обеспечивать поступление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации достоверной информации (отчетов) о достигнутых значениях показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
При этом фактическое выполнение в 2019 году работ по благоустройству территорий, запланированных на 2018 год, не свидетельствует об отсутствии у министерства строительства обязанности представить отчет, содержащий достоверные сведения о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2019.
Выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Положения главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств судами не нарушены. При рассмотрении дела не допущено нарушений норма материального или процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, в том числе указанных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, а несогласие заявителя жалобы с выводами судов и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Таким образом, является обоснованным вывод судов о законности оспариваемого предписания.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 августа 2020 года по делу N А74-6796/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующие средства республиканскому бюджету представлены из федерального бюджета в результате реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
...
Судами правильно применены положения статей 130, 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 9, подпункта "з" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, пункты 6, 7, 18, 19, 24 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 и с учетом условий региональной программы и соглашения от 12.04.2018 сделали обоснованный вывод, что министерство строительства обязано осуществлять контроль за фактическим достижением показателей результативности использования субсидии, а не только принимать отчеты получателя субсидии."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2021 г. N Ф02-288/21 по делу N А74-6796/2019