г. Красноярск |
|
30 октября 2020 г. |
Дело N А74-6796/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" октября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия): Чехошвили А.И., представителя по доверенности от 14.01.2020,
от ответчика (Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия): Смондыревой Н.А., представителя по доверенности от 15.10.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 17 августа 2020 года по делу N А74-6796/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901098931, ОГРН 1111901000903, далее - заявитель, министерство строительства), обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН 1901020149, ОГРН 1021900538076, далее - ответчик, казначейство, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 15.05.2019 N 80-11-77/18-16-24
Определениями к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия, администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Министерство финансов Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 августа 2020 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, министерство строительства обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе, заявитель приводит доводы о том, что в пункте 1 предписания не указаны части статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые нарушены министерством строительства; условия соглашения о предоставлении субсидий не нарушены, поскольку отчеты представлены своевременно; отчеты направлены в Минстрой РФ на основании данных, представленных муниципалитетом; министерство в данном случае осуществляет лишь выборочный контроль достоверности представленных отчетов; ответственность за достоверность представленных сведений должен нести муниципалитет.
Министерство финансов Республики Хакасия в отзыв на апелляционную жалобу, сослалось на ее доводы, просило решение отменить.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В судебном заседании представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явились, своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа УФК по Республике Хакасия от 13.03.2019 N 117 (т.1 л.д.76-78) казначейством в отношении министерства строительства проведена плановая выездная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ
формирования современной городской среды за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
В ходе проверки контрольным органом установлено, что в нарушение статей 130, 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта "з" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, пункта 4.3.5 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды от 08.02.2018 N 069-08-2018-059 Минстрой Хакасии представил в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации недостоверный отчёт о показателях результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2019.
Результаты выездной проверки отражены в акте от 15.04.2019 (т. 1 л.д. 81-143).
На основании акта выездной проверки руководителем УФК по Республике Хакасия в адрес министерства строительства направлены: предписание от 15.05.2019 N 80-11-77/18-16-24, которым на Минстрой Хакасии возложена обязанность в срок не позднее 30 дней с даты получения предписания устранить нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения - внести изменения в недостоверный отчёт о достижении показателей результативности по состоянию на 01.01.2019, отправленный в Минстрой России 16.01.2019, и представить уточнённый отчёт о достижении показателей результативности в Минстрой России (т. 1 л.д. 9-10); представление от 15.05.2019 N 80-11-77/18-16-23, которым на министерство строительства возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений (т. 1 л.д. 11-14). Данные документы получены министерством строительства 17.05.2019.
Не согласившись с выводами УФК по Республике Хакасия, министерство строительства обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции верно установил, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Из материалов дела следует, что министерству строительства вменено нарушение, выразившееся в представлении недостоверного отчёта о показателях результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2019 (статьи 130, 132 БК РФ, подпункта "з" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999) (далее - Правила N999), пункта 19 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (приложение N15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N1710), пункта 4.3.5 Соглашения от 08.02.2018 N069-08-2018-059 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды)).
Согласно пункту 1 статьи 130 БК РФ (в редакции, действующей в спорный период) межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 132 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объёме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (пункт 3 названной статьи).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 999 предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в системе "Электронный бюджет". Согласно подпункту "з" пункта 10 Правил N 999 соглашение, заключаемое в соответствии с утверждёнными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать сроки и порядок представления в системе "Электронный бюджет" отчётности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - государственная программа).
Пунктами 6, 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (Приложение N 15 к государственной программе) (далее - Правила N 1710) установлено, что предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, заключаемого на очередной финансовый год и плановый период. В силу подпункта "а" пункта 7 Правил N 1710 соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета должно содержать обязательство субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за реализацией органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населённые пункты с численностью населения свыше 1000 человек, муниципальных программ, утверждённых в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 11 настоящих Правил.
Пунктом 18 Правил N 1710 (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что оценка эффективности использования субсидии из федерального бюджета осуществляется путём сравнения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета и значений таких показателей, фактически достигнутых по итогам планового года, по следующим показателям результативности использования субсидии: доля реализованных проектов благоустройства дворовых территорий (полностью освещённых, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.), малыми архитектурными формами) в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий; доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства общественных территорий; доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в соответствующих мероприятиях, в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий.
В силу пункта 19 Правил N 1710 (в редакции, действовавшей в спорный период) уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, отчёты об исполнении условий предоставления субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 1710 контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации целей, порядка и условий предоставления субсидий из федерального бюджета осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В случае выявления в результате проведения проверок в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил фактов представления субъектом Российской Федерации недостоверных отчётов субсидия из федерального бюджета подлежит возврату в федеральный бюджет уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в полном объёме независимо от степени достижения показателей результативности её использования (пункт 25 Правил N 1710).
Из материалов дела следует, что 08.02.2018 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) и Правительством Республики Хакасия (Субъект) заключено соглашение N 069-08-2018-059 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Соглашение от 08.02.2018).
Соглашение заключено в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами N 999, Правилами N 1710. В пункте 1.2 Соглашения от 08.02.2018 закреплено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утверждённым постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2017 N514 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Формирование комфортной городской среды и благоустройство территорий муниципальных образований Республики Хакасия (2018-2022 годы)". Согласно разделу II Соглашения от 08.02.2018 общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия, составляет в 2018 году не более 109 702 000 рублей, исходя из уровня софинансирования 91%.
Разделом IV Соглашения от 08.02.2018 установлены условия взаимодействия сторон. В силу пункта 4.1.3 Соглашения от 08.02.2018 на Минстрой России возложена обязанность по осуществлению оценки результативности мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с учётом обязательств по достижению значений показателей результативности, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, на основании данных отчётности, предоставленной Субъектом. В Соглашении от 08.02.2018 Субъект принял на себя обязательства: обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью (пункт 4.3.3); обеспечивать предоставление в Минстрой России, в том числе, отчётов о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению N 4 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 января, следующего за годом, в котором была получена субсидия (пункт 4.3.5). Согласно пункту 4.3.9 Соглашения от 08.02.2018 Субъект обязуется выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий и настоящим Соглашением, в том числе осуществлять контроль за реализацией органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населённые пункты с численностью населения свыше 1000 человек, муниципальных программ, утверждённых в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 11 Правил предоставления субсидии (пункт 4.3.9.4).
В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения от 08.02.2018 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6.1.1 Соглашения от 08.02.2018 уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и предоставлению отчётности, является Минстрой Хакасии. Согласно пункту 6.1.3 Соглашения от 08.02.2018 в случае выявления в результате проведения Минстроем России проверок в соответствии с пунктом 24 Правил N 1710 фактов предоставления субъектом Российской Федерации недостоверных отчётов субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в полном объёме независимо от степени достижения показателей результативности её использования.
Изменение Соглашения осуществляется по инициативе сторон в случаях, предусмотренных Правилами N 999, Правилами N 1710, и оформляется в виде дополнительного соглашения (пункт 7.3 Соглашения). В силу пункта 7.4 Соглашения от 08.02.2018 внесение в него изменений, предусматривающих ухудшение установленных значений показателей результативности, а также продление сроков реализации предусмотренных настоящим Соглашением мероприятий, не допускается в течение всего срока действия настоящего Соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.
Из материалов дела не следует, что изменения в Соглашение от 08.02.2018 вносились, дополнительные соглашения к названному Соглашению сторонами также не подписывались. При этом из материалов дела усматривается, что субсидия в сумме, указанной в Соглашении, предоставлена из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия в полном объёме.
В приложении N 1 к Соглашению сторонами определён Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. В данном перечне отражено мероприятие "Поддержка государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" с объёмом финансирования за счёт средств субсидии в 2018 году 109 702 000 рублей, в 2019 году - 109 259 000 рублей, в 2020 году - 109 259 000 рублей. Приложение N 2 к Соглашению содержит перечень показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с достижением значения 100 процентов такого показателя в 2018 году, а именно: доля реализованных проектов благоустройства дворовых территорий (полностью освещённых, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.), малыми архитектурными формами) в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий; доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства общественных территорий; доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в соответствующих мероприятиях, в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий. Приложением N 4 к Соглашению сторонами определена форма отчёта о достижении значений показателей результативности.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2017 N 514 утверждена государственная программа Республики Хакасия "Формирование комфортной городской среды и благоустройство территории муниципальных образований Республики Хакасия (2018 - 2022 годы)" (далее - Региональная программа). Разделом 5 Региональной программы (Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания) (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания на 2018 - 2022 годы предоставляются на основании соглашения между органом местного самоуправления и Минстроем Хакасии (пункт 5.5.5); орган местного самоуправления представляет отчёт о расходах местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, по форме и в сроки, устанавливаемые Министерством. Ответственность за достоверность представляемых сведений возлагается на органы местного самоуправления (пункт 5.5.8). Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления и расходования субсидий осуществляется Министерством (пункт 5.5.11).
12.04.2018 между Минстроем Хакасии и Администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия (муниципалитет) заключено соглашение N 95630000-1-2018-004 о предоставлении в 2018 году субсидии из республиканского бюджета бюджету муниципального образования Усть-Абаканский район на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания.
Согласно пункту 1.2 Соглашения от 12.04.2018 предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утверждённым постановлением администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия от 30.10.2017 N254-п "Об утверждении муниципальной программы "Формирование комфортной среды муниципального образования Усть-Абаканский поссовет на 2018-2022 годы".
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения от 12.04.2018 общий размер субсидии, предоставляемой из республиканского бюджета бюджету муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия, составляет в 2018 году не более 6 685 797 рублей 6 копеек, исходя из уровня софинансирования 97,1%.
В силу пункта 3.2 Соглашения от 12.04.2018 условием предоставления муниципалитету субсидии является исполнение обязательств, предусмотренных пунктом 5.6 Правил предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания, утверждённых Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2017 N 514.
Обязанности Минстроя Хакасии, предусмотренные разделом IV Соглашения от 12.04.2018, включают: осуществление контроля за соблюдением Муниципалитетом условий предоставления субсидии (пункт 4.1.2); проверку документов, подтверждающих произведённые расходы бюджета муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия, на возмещение которых предоставляется субсидия (пункт 4.1.3); оценку результативности осуществления мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с учётом обязательств по достижению значений показателей результативности, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения, на основании данных отчётности, предоставленной муниципалитетом (пункт 4.1.4).
В Соглашении от 12.04.2018 Муниципалитет принял на себя обязательства, в том числе: обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью (пункт 4.3.3); обеспечивать предоставление в Минстрой Хакасии отчётов о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению N 4 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 января, следующего за годом, в котором была получена субсидия (пункт 4.3.5); обеспечить реализацию муниципальной программы формирования комфортной городской среды на 2018-2022 годы (пункт 4.3.8.1).
Пунктом 6.1.2 Соглашения от 12.04.2018 предусмотрено, что Минстрой Хакасии осуществляет до 20 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, контроль путём оценки отчётов Муниципалитета об исполнении условий предоставления субсидии, предоставленных до 20 января года, следующего за годом предоставления субсидии, и выборочный контроль достоверности указанных отчётов. В случае выявления Минстроем Хакасии в результате проведения проверок в соответствии с пунктом 6.1.2 Соглашения от 12.04.2018 фактов предоставления Муниципалитетом недостоверных отчётов субсидия подлежит возврату в доход республиканского бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством (пункт 6.1.3 Соглашения).
В приложении N 1 к Соглашению от 12.04.2018 сторонами определён Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. В данном перечне отражено мероприятие "Поддержка муниципальных программ формирования комфортной среды проживания (Усть-Абаканский поссовет Усть-Абаканского района)" с объёмом финансового обеспечения - 6 885 797 рублей 06 копеек, в том числе с объёмом финансирования за счёт средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в 2018 году - 6 685 797 рублей 06 копеек.
Приложение N 2 к Соглашению от 12.04.2018 (т. 1 л.д. 46-47) содержит перечень показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с достижением значения 100 процентов такого показателя в 2018 году, а именно: доля реализованных проектов благоустройства дворовых территорий (полностью освещённых, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.), малыми архитектурными формами) в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий; доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства общественных территорий; доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в соответствующих мероприятиях, в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий.
Приложением N 4 к Соглашению от 12.04.2018 сторонами определена форма отчёта о достижении значений показателей результативности.
Судом первой инстанции установлено, что субсидия в сумме 6 685 797 рублей 06 копеек предоставлена из республиканского бюджета бюджету муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия в полном объёме.
Постановлением администрации Усть-Абаканского поссовета от 30.10.2017 N 254-п утверждена муниципальная программа "Формирование комфортной городской среды муниципального образования Усть-Абаканский поссовет на 2018-2022 годы" (далее - Муниципальная программа) с адресным перечнем подлежащих благоустройству в 2018 году дворовых и общественных территорий. В разделе 5 Муниципальной программы в редакции постановления администрации Усть-Абаканского поссовета от 13.08.2018 N 95/1-п в 2018 году благоустройству подлежали 1 общественная территория и 24 дворовых территорий.
В адресном перечне дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2018 году, указаны 27 адресов. Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что указанные в адресном перечне адреса Добровольского д. 17, д. 19, д. 21, д. 23 фактически представляют собой одну дворовую территорию; общее количество дворовых территорий, подлежащих благоустройству - 24.
Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования Усть- Абаканский поссовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия на 2018 год в рамках
муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды муниципального образования Усть-Абаканский поссовет на 2018-2022 годы" предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 200 000 рублей (решение Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 22.12.2017 N 76).
04.05.2018 между Администрацией Усть-Абаканского района Республики Хакасия и муниципальным образованием Усть-Абаканский поссовет заключено соглашение N 8 о предоставлении в 2018 году полученной субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Усть-Абаканский поссовет на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания. Факт перечисления субсидии бюджету муниципального образования Усть-Абаканский подтверждается материалами дела. В материалах дела имеются заявки Администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия на оплату работ по благоустройству дворовых территорий от 26.12.2018.
18.01.2019 администрацией Усть-Абаканского района в Минстрой Хакасии представлен отчёт о достижении значений показателей результативности осуществления мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. В отчёте отражено, что по состоянию на 01.01.2019 все показатели результативности выполнены на
100%. Минстрой Хакасии 16.01.2019 представил в электронном виде в Минстрой России отчёт о достижении значений показателей по состоянию на 01.01.2019, согласно которому
достигнут 100-процентный результат по каждому показателю результативности.
В ходе проведённой в отношении Минстроя Хакасии плановой выездной проверки казначейство пришло к выводу о том, что представленный в Минстрой России отчёт является недостоверным. Казначейством установлено, что работы по благоустройству дворовых территорий, выполнение которых отражено в актах о приёмке выполненных работ (форма КС-2) и справках о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), приложенных Администрацией Усть-Абаканского поссовета к заявке на финансирование, фактически не были выполнены подрядчиком.
20.08.2018 между администрацией Усть-Абаканского поссовета (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Прогресс строй" (подрядчиком) заключён муниципальный контракт N 0180300009518000015 по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в р.п. Усть-Абакан, по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в р.п. Усть-Абакан, а заказчик - принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта и техническим заданием; цена контракта составляет 2 058 477 рублей 91 копейка; адресный список объектов включает 12 дворовых территорий (пункты 1.1, 1.3, 3.1, 19 контракта).
Согласно акту о приёмке выполненных работ, справке о стоимости выполненных работ и затрат от 19.09.2018 N 1 подрядчиком выполнены работы на сумму 2 058 477 рублей 91 копейка.
18.02.2019 должностными лицами УФК по Республике Хакасия в ходе проведённой в отношении администрации Усть-Абаканского поссовета плановой проверки в присутствии специалиста по вопросам ЖКХ Администрации Усть-Абаканского поссовета (действующего на основании доверенности от 18.02.2019) и представителя ООО "Прогресс строй" выполнены осмотр дворовых территорий и замеры в целях установления соответствия фактически выполненных работ сведениям, отражённым в документах о приёмке выполненных работ по муниципальному контракту от 20.08.2018 N 0180300009518000015. По результатам проведённых осмотра и замеров не установлено расхождений между фактически выполненными работами и работами, отражёнными в актах о приёмке выполненных работ (акт от 20.02.2019 осмотра и замеров выполненных работ по благоустройству дворовых территорий по муниципальному контракту от 20.08.2018 N 0180300009518000015, заключённому с ООО "Прогресс строй").
20.09.2018 между администрацией Усть-Абаканского поссовета (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "СК Изумрудный город" (подрядчиком) заключён муниципальный контракт N 0180300009518000039 (в редакции дополнительного
соглашения от 20.10.2018), по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства
выполнить работы по благоустройству общественной территории по адресу: р.п. Усть- Абакан ул. Гидролизная, д. 9 (устройство покрытия из тротуарной плитки, устройство металлических пешеходных ограждений, установка малых архитектурных форм), а заказчик - принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта и техническим заданием; цена контракта составляет 625 575 рублей (пункты 1.1, 3.1, приложение N 1).
Согласно акту о приёмке выполненных работ, справке о стоимости выполненных работ и затрат от 19.10.2018 N 1 подрядчиком выполнены работы на сумму 625 575 рублей.
20.09.2018 в ходе проведённой в отношении администрации Усть-Абаканского поссовета плановой проверки должностными лицами УФК по Республике Хакасия в присутствии специалиста по вопросам ЖКХ Администрации Усть-Абаканского поссовета
(действующего на основании доверенности от 18.02.2019) и представителя ООО "СК Изумрудный город" выполнены осмотр общественной территории и замеры в целях установления соответствия фактически выполненных работ сведениям, отражённым в документах о приёмке выполненных работ по муниципальному контракту от 20.09.2018 N 0180300009518000039. По результатам проведённых осмотра и замеров выявлены расхождения в объёме выполненных работ по устройству тротуарной плитки (по акту -331,5 кв.м., по факту - 193,91 кв.м.); иных расхождений не установлено (акт от 21.02.2019
осмотра и замеров выполненных работ по благоустройству общественной территории по муниципальному контракту от 20.09.2018 N 0180300009518000039, заключённому с ООО "СК Изумрудный город").
25.09.2018 между администрацией Усть-Абаканского поссовета (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "АгроСтройСервис" заключён муниципальный контракт N 0180300009518000021 по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в р.п. Усть-Абакан, по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в р.п. Усть-Абакан, а заказчик - принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта и техническим заданием; цена контракта составляет 4 177 009 рублей 86 копеек; адресный список объектов включает 12 дворовых территорий (пункты 1.1, 1.3, 3.1, 19 контракта).
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 07.12.2018 N 1, актам о приёмке выполненных работ от 07.12.2018 N 1-12, подрядчиком выполнены работы на сумму 4 177 009 рублей 86 копеек.
07.12.2018 между Администрацией Усть-Абаканского поссовета (поклажедателем) и ООО "АгроСтройСервис" (ответственным хранителем) заключён договор ответственного хранения N 1, по условиям которого ответственный хранитель на безвозмездной основе принимает на хранение, обязуется обеспечить сохранность имущества, указанного в приложении N 1 к договору (малые архитектурные формы: качеля-балансир - 6 шт., спортивный комплекс - 2 шт., скамья - 6 шт., качеля - 9 шт., песочница - 6 шт., игровой комплекс - 6 шт., спортивный комплекс* - 7 шт., игровой комплекс* - 1 шт., игровой комплекс** - 1 шт., детский домик - 1 шт., качеля - 1 шт., урна - 9 шт.), возвратить его в надлежащем состоянии и нести ответственность за его утрату, недостачу или повреждение до исполнения своих обязательств в соответствии с муниципальным контрактом от 25.09.2018 N 0180300009518000021.
ООО "АгроСтройСервис" сообщало заказчику (Администрации Усть-Абаканского поссовета), что в связи с невозможностью выполнения определённых видов работ, предусмотренных контрактом от 25.09.2018 N 0180300009518000021, их выполнение гарантируется при наступлении благоприятных условий в срок до 10.04.2019, что подтверждается гарантийным письмом.
19.02.2019 в ходе проведённой в отношении Администрации Усть-Абаканского поссовета плановой проверки должностными лицами УФК по Республике Хакасия в присутствии специалиста по вопросам ЖКХ Администрации Усть-Абаканского поссовета (действующего на основании доверенности от 18.02.2019) и представителя ООО "АгроСтройСервис" проведён осмотр малых архитектурных форм, находящихся на ответственном хранении у ООО "АгроСтройСервис" по договору от 07.12.2018 N 1, по результатам которого составлен акт осмотра материальных ценностей от 19.02.2019. Актом и приложенными к нему фотоснимками подтверждён факт хранения у подрядчика следующих объектов: качеля-балансир - 7 шт., спортивный комплекс - 5 шт., скамья - 6 шт., качеля - 8 шт., игровой комплекс - 6 шт., урна - 8 шт., песочница - 7 шт., домик - 1 шт.
Должностными лицами УФК по Республике Хакасия в присутствии специалиста по вопросам ЖКХ Администрации Усть-Абаканского поссовета и представителя ООО "АгроСтройСервис" проведены осмотр и замеры выполненных работ по благоустройству дворовых территорий по муниципальному контракту от 25.09.2018 N 0180300009518000021. По результатам проведённых осмотра и замеров установлено, что полностью благоустроена только 1 из 12 дворовых территорий, благоустройство которых предусмотрено контрактом N 0180300009518000021 от 25.09.2018 (ул. Добровольского, д. 17, 19, 21, 23). По 11 дворовым территориям предусмотренные муниципальным контрактом работы не выполнены (акт осмотра и замера выполненных работ по благоустройству дворовых территорий по муниципальному контракту от 25.09.2018 N 0180300009518000021 от 19.02.2019 с приложением фотоснимков).
Таким образом, Администрацией Усть-Абаканского поссовета приняты, подписаны и предъявлены к оплате за счёт средств субсидии документы по форме N КС-2, N КС-3, в которых отражены не соответствующие действительности данные о выполнении работ, которые фактически не выполнялись.
В акте выездной проверки от 15.04.2019 казначейством отражено, что из 24 дворовых территорий работы выполнены в полном объёме по 13 дворовым территориям. По 11 дворовым территориям работы по установке малых архитектурных форм не выполнены.
При таких обстоятельствах, заявителем допущены нарушения, выразившиеся в предоставлении недостоверной отчетности по графе 7 строки 1 Отчёта о достижении значений показателей результативности на 01.01.2019 по показателю "доля реализованных проектов благоустройства дворовых территорий (полностью освещённых, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.), малыми архитектурными формами) в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий".
В акте выездной проверки казначейством обоснованно сделан вывод о том, что Администрации Усть-Абаканского района в отчёте следовало исключить 11 дворовых территорий из общего количества благоустроенных территорий при расчёте показателя результативности "доля реализованных проектов благоустройства дворовых территорий (полностью освещённых, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.), малыми архитектурными формами) в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий"; указанный показатель согласно выводам казначейства фактически составлял 54,2%, то есть показатель результативности не был достигнут. Учитывая общее количество благоустроенных дворовых территорий по 13 муниципальным образованиям (отражено в количестве 104), Министерством в отчёте о достижении показателей результативности на 01.01.2019, направленном в Минстрой России, названный выше показатель следовало указать в размере 89,4% (104 - 11 =93 : 104 = 89,4%).
Представленный Минстроем Хакасии в Минстрой России отчёт о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2019, согласно которому, достигнут 100-процентный результат по каждому показателю результативности, является недостоверным.
На основании изложенного, Министерство не выполнило возложенную на него пунктами 4.3.5, 6.1.1 Соглашения от 08.02.2018, пунктом 19 Правил N 1710 обязанность по предоставлению в Минстрой России отчёта, содержащего сведения о достижении значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции о том, что министерству строительства правомерно выдано предписание о предоставлении в Минстрой России отчётности, содержащей достоверные сведения о фактическом достижении значений показателей результативности по показателю - "доля реализованных проектов благоустройства дворовых территорий (полностью освещённых, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.), малыми архитектурными формами) в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий".
Возражая против законности решения суда первой инстанции, заявитель указывает на то, что в пункте 1 предписания не указаны части статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые нарушены министерством строительства.
Вместе с тем, данный довод не нашел своего подтверждения в материалах дела. Формулировки оспариваемого предписания доступны для понимания конкретных действий, которые следует совершить министерству строительства в целях устранения нарушений законодательства, срок исполнения предписания является разумным, а само предписание исполнимым.
Вопреки позиции министерства строительства, предусмотренная пунктом 5.5.8 Региональной программы ответственность органов местного самоуправления за достоверность представляемых отчётов о расходах местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, не освобождает министерство строительства от установленной пунктом 5.5.11 Региональной программы, пунктом 4.3.9.4 Соглашения от 08.02.2018, пунктом 4.1.2 Соглашения от 12.04.2018 обязанности по осуществлению контроля за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления и расходования субсидий, а также не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности обеспечивать поступление в Минстрой России достоверной информации о достигнутых значениях показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. При этом фактическое выполнение в 2019 году работ по благоустройству территорий, запланированных на 2018 год, не влияет на наличии у заявителя обязанности представить в Минстрой России отчёт, содержащий достоверные сведения о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2019.
В связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
При указанных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суд первой инстанции о том, что оспариваемое предписание казначейства является законным и обоснованным.
На основании изложенного, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При подаче апелляционной жалобы Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 августа 2020 года по делу N А74-6796/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-6796/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, Третий арбитражный апелляционный суд
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района РХ, Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ