город Иркутск |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А78-7074/2018 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Соколовой Л.М., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 мая 2020 года по делу N А78-7074/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное учреждение "Читинская база авиационной охраны лесов" (ОГРН: 1077536003423, ИНН: 7536078308, далее - КГУ "Читинская авиабаза") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Забайкальскому краю в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН: 1087536008779, ИНН: 7536095945, далее - Минприроды) и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840, далее - Агентство) о взыскании с Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счёт казны солидарно 10 562 579 рублей 04 копеек задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в 2016 году.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Забайкальского края (ОГРН: 1087536008108, ИНН: 7536095230, далее - Минфин).
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 июня 2019 года суд объединил дело N А78-7074/2018 и дело N А78-10796/2018 в одно производство для совместного рассмотрения.
По делу А78-10796/2018 предметом спора являлось требование краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (ОГРН: 1127536006069, ИНН: 7536129898, далее - КГСАУ "Забайкальское лесохозобъединение") к Забайкальскому краю в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства о взыскании основного долга за выполненные работы по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в размере 13 841 275 рублей 50 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 674 809 рублей 55 копеек за период с 09.02.2018 по 09.10.2018, с 10.10.2018 по ключевой ставке Банка России на сумму долга по день фактической оплаты.
10.12.2019 КГСАУ "Забайкальское лесохозобъединение" представило в материалы дела уточнение требований, в которых просило суд взыскать с ответчиков 5 447 284 рублей 22 копеек основного долга с учётом соглашения о признанных сторонами обстоятельствах.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 декабря 2019 года производство по делу в части требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 674 809 рублей 55 копеек за период с 09.02.2018 по 09.10.2018, с 10.10.2018 по ключевой ставке Банка России на сумму долга по день фактической оплаты прекращено.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 января 2020 года производство по делу в части исковых требований КГСАУ "Забайкальское лесохозобъединение" к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства о взыскании основного долга в сумме 5 447 284 рублей 22 копеек прекращено.
В судебном заседании 03.03.2020 КГУ "Читинская авиабаза" уточнило исковые требования и просило суд взыскать с Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счёт казны солидарно задолженность в размере 11 658 358 рублей 44 копеек за выполнение работ по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в 2016 году.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 мая 2020 года по делу, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 года, иск КГУ "Читинская авиабаза" к Забайкальскому краю в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края удовлетворён: с Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края за счёт казны Забайкальского края в пользу КГУ "Читинская авиабаза" взыскано 11 658 358 рублей 44 копеек; в иске к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства отказано. Исковое заявление КГСАУ "Забайкальское лесохозобъединение" удовлетворено: с Министерства природных ресурсов Забайкальского края в пользу КГСАУ "Забайкальское лесохозобъединение" взыскано 5 447 284 рублей 22 копейки задолженности.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 15, 123.22, 309, 310, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 53.8, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статью 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон N 415-ФЗ), статью 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункты 2, 7, 7.3, 7.4 Правил расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (далее - Правила N 837), пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (далее - Положение N 736).
Минприроды и Минфин, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить.
Минприроды не согласно с взысканием с Забайкальского края в лице Минприроды 11 658 358 рублей 44 копеек убытков и указывает на несоответствие выводов, изложенных в постановлении, обстоятельствам дела. При этом, каких выводов, не конкретизирует.
Минфин также выражает несогласие с взысканием с Забайкальского края в лице Минприроды 11 658 358 рублей 44 копеек убытков и указывает не неподведомственость спора арбитражному суду, поскольку спор возник не из гражданских отношений, а из межбюджетных финансовых отношений, которые регламентируются бюджетным законодательством, спор не носит экономического характера и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, к отношениям сторон не применимы нормы права о возмещении убытков, в связи с чем дело, по его мнению, подлежит прекращению.
КГУ "Читинская авиабаза" в отзыве на кассационные жалобы заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Иные, участвующие в деле лица, отзывы на кассационные жалобы не представили.
КГУ "Читинская авиабаза" ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзыве на них, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанцией установлено, что в соответствии с доведённым до КГУ "Читинская авиабаза" государственным заданием на выполнение работ по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в 2016 году истцом были привлечены сторонние организации рамках межрегионального маневрирования.
По состоянию на 26.01.2018 у КГУ "Читинская авиабаза" образовалас кредиторская задолженность за выполненные работы по тушению лесных пожаров размере 18 366 226,15 руб. перед ФБУ "Авиалесоохрана" по государственным контрактам на выполнение работ по тушению лесных пожаров в авиационной зоне на территории Забайкальского края в 2016 году, которые были заключены в соответствии с пунктом частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований пожарной техники и оборудования, утверждённым приказом Федерального агентств лесного хозяйства от 23.03.2016 N 94.
КГУ "Читинская авиабаза" свои обязательства по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края выполнило в полном объёме.
Ответчики, в свою очередь, обязательства по оплате выполненных работ до настоящего времени в полном объёме не исполнили.
В связи с отсутствием финансирования КГУ "Читинская авиабаза" на исполнение государственных контрактов по тушению лесных пожаров и исполнению государственного задания у него образовалась задолженность перед ФБУ "Авиалесоохрана" в размере 11 658 358 рублей 44 копеек, в соответствии с обстоятельствами, отраженными в решении Арбитражного суда Забайкальского края, вступившем в законную силу.
18.01.2016 Государственной лесной службой Забайкальского края (правопредшественником Министерства природных ресурсов Забайкальского края) было утверждено государственное задание на 2016 год для КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" на тушение лесных пожаров, где определён годовой объём и стоимость работ.
В связи с неоплатой долга в размере 5 447 284 рублей 22 копеек КГСАУ "Забайкальское лесохозобъединение" обратилось в суд с настоящим иском.
В кассационных жалобах заявителями обжалованы судебные акты только в части взыскания в пользу КГУ "Читинская авиабаза" задолженности в размере 11 658 358 рублей 44 копеек.
Удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании в пользу КГУ "Читинская авиабаза" задолженности в размере 11 658 358 рублей 44 копеек, суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив к правоотношениям сторон статьи 15. 123.22, 309, 310, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 53.8, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статью 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закон N 415-ФЗ, статью 9.2, Закон N 7-ФЗ, пункты 2, 7, 7.3, 7.4 Правил N 837, пункт 1 Положения N 736, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факты выполнения КГУ "Читинская авиабаза" своих обязательств по государственному заданию по тушению лесных пожаров, в результате чего у него образовалась задолженность перед ФБУ "Авиалесоохрана" в размере 11 658 358 рублей 44 копеек, неоплаты данной задолженности, обоснованно взыскали имеющуюся задолженность с Минприроды за счёт казны Забайкальского края, поскольку пришли к выводу о том, что задолженность перед КГУ "Читинская авиабаза" возникла в результате бездействия Минприроды ввиду неполучения своевременно дополнительных субвенций из федерального бюджета Российской Федерации на тушение лесных пожаров; в связи с чем иске к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства отказали.
Данные выводы судебных инстанций являются обоснованными в связи со следующим.
Частью 1 статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 названного Кодекса.
Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом, в силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.
26.01.2016 года Государственная лесная служба Забайкальского края (правопредшественник Министерства природных ресурсов Забайкальского края) утвердила государственное задание (в редакции от 28.12.2016) КГУ "Читинская авиабаза", где определила объемы работ по тушению лесных пожаров, размер финансирования за счет средств субсидий Забайкальского края и размер финансирования за счет средств субвенций Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.4 Правил N 837 при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.
Минприроды не представлено в материалы дела доказательств того, что оно обратилось в Федеральное агентство лесного хозяйства в установленный пунктом 7.4 Правил N 837 срок с предоставлением всех необходимых документов, подтверждающих дополнительные затраты на тушении лесных пожаров. Как было установлено судами, заявка на дополнительное финансирование (на которую ссылается Минприроды) была подана несвоевременно и в ней имелись недостатки, а именно: не подтверждены документально расходы на сумму 28323100 рублей. Рослесхозом установлены факты включения Забайкальским краем в состав кредиторской задолженности необоснованных затрат в указанном размере.
Принимая во внимание, что Минприроды не исполнены свои обязательства перед созданным им учреждением (КГУ "Читинская авиабаза") по финансированию осуществления его уставной деятельности и исполнения государственного задания по тушению лесных пожаров, в результате взыскания с КГУ "Читинская база авиационной охраны лесов" стоимости оказанных услуг по тушению пожаров в пользу ФБУ "Авиалесоохрана", судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что у КГУ "Читинская авиабаза" в результате бездействия Минприроды, в том числе посредством неполучения своевременно дополнительных субвенций из федерального бюджета Российской Федерации на тушение лесных пожаров, образовались убытки в сумме 11 658 358 рублей 44 копеек.
Несоответствия выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы Минфина о том, что спор возник из межбюджетных финансовых отношений, которые регламентируются бюджетным законодательством, спор не носит экономического характера и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, к отношениям сторон не применимы нормы права о возмещении убытков, не принимаются во внимание как необоснованные.
В данном деле взыскивается задолженность за оказанные услуги по тушению лесных пожаров, данная деятельность носит экономический характер, в связи с чем к правоотношениям сторон правомерно применены нормы права об убытках как универсальном способе защиты гражданских прав.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 мая 2020 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 мая 2020 года по делу N А78-7074/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом, в силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.
...
В соответствии с пунктом 7.4 Правил N 837 при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.
Минприроды не представлено в материалы дела доказательств того, что оно обратилось в Федеральное агентство лесного хозяйства в установленный пунктом 7.4 Правил N 837 срок с предоставлением всех необходимых документов, подтверждающих дополнительные затраты на тушении лесных пожаров. Как было установлено судами, заявка на дополнительное финансирование (на которую ссылается Минприроды) была подана несвоевременно и в ней имелись недостатки, а именно: не подтверждены документально расходы на сумму 28323100 рублей. Рослесхозом установлены факты включения Забайкальским краем в состав кредиторской задолженности необоснованных затрат в указанном размере."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2021 г. N Ф02-7030/20 по делу N А78-7074/2018