г. Чита |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А78-7074/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2020 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А., судей Бушуевой Е.М., Юдин С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 мая 2020 года по делу N А78-7074/2018 по иску краевого государственного учреждения "Читинская база авиационной охраны лесов" (ОГРН 1077536003423, ИНН 7536078308) к ответчикам: 1. Забайкальскому краю в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945); 2. Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840) о взыскании с Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счёт казны солидарно 11 658 358,44 руб. задолженности за выполнение работ по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в 2016 году,
по иску краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (ОГРН 11275360060691127536006069, ИНН 7536129898) к Забайкальскому краю в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 10875360087791087536008779, ИНН 7536095945) о взыскании основного долга в сумме 5 447 284,22 руб.,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230),
при участии в судебном заседании:
от истца - Лапшакова Н.В. представитель по доверенности от 03.06.2020;
от истца - Туманов-Соколов О.В., представитель по доверенности от 05.12.2019 N 43;
от ответчика - Шагдарова Б.Б., представителя по доверенности от 12.05.2020 N 50;
от третьего лица - Лосевой М.Н., представителя по доверенности от 06.03.2018 N 30,
и установил:
краевое государственное учреждение "Читинская база авиационной охраны лесов" (долее - КГУ "Читинская авиабаза", истец-1) обратилось в арбитражный суд с иском к ответчикам: 1. Забайкальскому краю в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края; 2. Федеральному агентству лесного хозяйства о взыскании основного долга с Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края о взыскании 18 366 226,15 руб. и об обязании Федерального агентства лесного хозяйства выделить денежные средства на погашение задолженности за выполнение работ по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в 2016 году в сумме 18 366 226,15 руб.
Протокольным определением от 18.12.2018 суд принял уточнение исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании с Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счёт казны солидарно 10 562 579,04 руб. задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в 2016 году.
Определением от 21.01.2019 суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство финансов Забайкальского края (далее - Минфин ЗК, третье лицо).
Определением от 13.06.2019 года суд объединил дело N А78-7074/2018 и дело N А78-10796/2018 в одно производство для совместного рассмотрения.
По делу А78-10796/2018 предметом спора являлось требование краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (далее - КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение", истец-2) к ответчикам: 1. Забайкальскому краю в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края; 2. Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства о взыскании основного долга за выполненные работы по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в размере 13 841 275,50 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 674 809,55 руб. за период с 09.02.2018 по 09.10.2018, с 10.10.2018 по ключевой ставке Банка России на сумму долга по день фактической оплаты.
10.12.2019 представитель истца-2 представил в материалы дела уточнение требований, в которых просил суд взыскать с ответчиков 5 447 284,22 руб. основного долга с учётом соглашения о признанных сторонами обстоятельствах.
Определением суда от 10.12.2019 производство по делу в части требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 674 809,55 руб. за период с 09.02.2018 по 09.10.2018, с 10.10.2018 по ключевой ставке Банка России на сумму долга по день фактической оплаты прекращено.
Определением суда от 29.01.2020 производство по делу в части исковых требований КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства о взыскании основного долга в сумме 5 447 284,22 руб. прекращено.
В судебном заседании 03.03.2020 истец-1 уточнил требования и просил суд взыскать с Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счёт казны солидарно задолженность в размере 11 658 358,44 руб. за выполнение работ по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в 2016 году.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29.05.2020 иск КГУ "Читинская авиабаза" к Забайкальскому краю в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края удовлетворён. С Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края за счёт казны Забайкальского края в пользу КГУ "Читинская авиабаза" взыскано 11 658 358,44 руб. В иске к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства отказано.
Исковое заявление КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" удовлетворено. С Министерства природных ресурсов Забайкальского края в пользу КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" взыскано 5 447 284,22 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерства природных ресурсов Забайкальского края обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении искового требования КГУ "Читинская авиабаза" о взыскании 11 658 358,44 руб. убытков с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства в солидарном порядке. Заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Федеральное агентство лесного хозяйство в отзыве на апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Забайкальского края доводы апеллянта отклонило, решение суда считает законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: в соответствии с доведённым до КГУ "Читинская авиабаза" государственным заданием на выполнение работ по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края в 2016 году истцом были привлечены сторонние организации в рамках межрегионального маневрирования.
По состоянию на 26.01.2018 у КГУ "Читинская авиабаза" образовалась кредиторская задолженность за выполненные работы по тушению лесных пожаров в размере 18 366 226,15 руб. перед ФБУ "Авиалесоохрана" по государственным контрактам на выполнение работ по тушению лесных пожаров в авиационной зоне на территории Забайкальского края в 2016 году, которые были заключены в соответствии с пунктом 9 частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, утверждённым приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.03.2016 N 94.
Истец-1 свои обязательства по тушению лесных пожаров на территории Забайкальского края выполнил в полном объёме.
Ответчики, в свою очередь, обязательства по оплате выполненных работ до настоящего времени в полном объёме не исполнили.
В связи с отсутствием финансирования истца-1 на исполнение государственных контрактов по тушению лесных пожаров и исполнению государственного задания у него образовалась задолженность перед ФБУ "Авиалесоохрана" в следующем размере:
N гос/контр и номер дела арбитражного суда |
Основной долг |
Пени |
Госпошлина |
Итого по г/к |
N 19-2016 ч/с от 06.06.2016. Дело N 78-6903/2017 |
|
0,00 |
35 703,00 |
35 703,00 |
N 28-2016 ч/с от 06.06.2016. Дело.N А78-6942/2017 |
|
170 306,51 |
41 587,00 |
211 893,51 |
N 29-2016 ч/с от 06.06.2016. Дело N А78-6943 |
|
64 466,84 |
25 632,00 |
90 098,84 |
N 30-2016 ч/с от 06.06.2016. Дело N А78-6767/2017 |
|
90 454,77 |
34 093,00 |
124 547,77 |
N 32-2016 ч/с от 06.06.2016. Дело N А78-6768/2017 |
24 070,44 |
339 569,29 |
67 985,00 |
431 624,73 |
N 33-2016 ч/с от 06.06.2016. Дело N А78-6772/2017 |
5 661 465,26 |
160 815,79 |
45 979,00 |
5 868 260,05 |
N 34-2016 ч/с от 06.06.2016. Дел о N А78-6771/2017 |
|
34 253,78 |
20 689,00 |
54 942,78 |
N 36-2016 ч/с от 09.06.2016. Дело N А78-6770/2017 |
|
91 228,20 |
36 250,00 |
127 478,20 |
N 37-2016 ч/с от 09.06.2016. Дело N А78-6770/2017 |
|
82 073,34 |
31 831,00 |
113 904,34 |
N 39-2016 ч/с от 17.06.2016. Дело N А78-6776/2017 |
2 430 388,25 |
61 974,90 |
26 629,00 |
2 518 992,15 |
N 40-2016 ч/с от 14.06.2016. Дело N А78-6775/2017 |
1 728 143,15 |
80 358,66 |
28 925,00 |
1 837 46,81 |
N 43-2016 ч/с от 17.06.2016. Дело N А78-6769/2017 |
|
89 721,95 |
34 884,00 |
124 605,95 |
N 47-2016 ч/с от 30.06.2016. Дело N А78-6774/2017 |
|
60 864,93 |
28 724,19 |
89 589,12 |
N 49-2016 ч/с от 22.06.2016. Дело N А78/6776/2017 |
|
16 505,73 |
12 785,46 |
29 291,19 |
|
9 844 067,10 |
1 342 594,69 |
471 696,65 |
11 658 358,44 |
Указанные выше обстоятельства послужили основание для обращения истца-1 в суд с настоящим иском.
18.01.2016 Государственной лесной службой Забайкальского края (правопредшественником Министерства природных ресурсов Забайкальского края) было утверждено государственное задание на 2016 год для КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" на тушение лесных пожаров, где определён годовой объём и стоимость работ.
В связи с неоплатой долга в размере 5 447 284,22 руб. истец-2 обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: в соответствии с положениями пункта 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалованной части, то есть в части отказа истцу-1 в иске к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства.
Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" закрепил за Рослесхозом функции главного администратора дохода федерального бюджета в виде платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда.
В 2016 году Российская Федерация в лице Рослесхоза обеспечила финансирование переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе и на выполнение работ по тушению лесных пожаров, что подтверждается уведомлениями по расчётам между бюджетами по бюджетным трансфертам: от 12.01.2016 N 000001/97/2910551, от 08.02.2016 N 000011/97/2910551, от 31.08.2016 N 000068/97/2910551.
При этом бюджету Забайкальского края выделялись дополнительные средства из нераспределённого резерва в порядке, предусмотренном Правилами расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (далее - Правила N 837). Данный факт подтверждается уведомлениями по расчетам между бюджетами по бюджетным трансфертам от 10.05.2016 N 000034/97/2910551, от 18.05.2016 N 000035/97/2910551, от 14.11.2016 N 000075/97/2910551, от 08.11.2016 N 000073/97/2910551, от 08.12.2016 N 000096/97/2910551.
Согласно пункту 7.4 Правил N 837 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае недостаточности субвенций вправе не позднее 15 ноября текущего финансового года обратиться в Рослесхоз с просьбой о выделении средств нераспределённого резерва. Одновременно должны быть представлены документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств. В случае если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представил необходимые документы о выделении средств нераспределённого резерва, вопрос не рассматривается.
В силу пункта 7.3 Правил N 837 нераспределённым резервом признаётся утверждённая в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не распределённая между субъектами Российской Федерации субвенция (нераспределённый резерв). Указанные средства направляются бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением мероприятий по осуществлению переданных полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов. В приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределённого резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий.
Производить расчёт и доводить указанные субвенции в ином порядке законодательством запрещено.
В 2016 году до Забайкальского края были доведены лимиты бюджетных средств в рамках субвенций в размере 734 864 020 руб., в том числе:
- 596 109 700 руб. в соответствии с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" от 14.12.2015 N 359-ФЗ (в материалах дела имеются копии уведомлений по расчётам между бюджетами по бюджетным трансфертам от 12.01.2016 N 000001/97/2910551, от 08.02.2016 N 000011/97/2910551, от 31.08.2016 N 000068/97/2910551);
- 138 754 320 руб. в соответствии с Постановлением N 837 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2016 N 2308-р, которым внесены изменения в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2016 год (в материалах дела имеются копии уведомлений по расчётам между бюджетами по бюджетным трансфертам от 10.05.2016 N 000034/97/2910551, от 18.05.2016 N 000035/97/2910551, от 14.11.2016 N 000075/97/2910551, от 08.11.2016 N 000073/97/2910551, от 08.12.2016 N 000096/97/2910551).
Общий объём финансирования, предусмотренный на тушение лесных пожаров, составил 166 107 000 руб. В деле имеется информация о верификации данных, подтверждающих сведения о кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2016 года Забайкальского края к письму Рослесхоза от 07.05.2017 N 05-01-27/7724 "О доведении сведений", в том числе:
финансирование затрат на тушение лесных пожаров за счёт средств субвенций из федерального бюджета (в соответствии с защитой бюджетных проектировок) предусмотрено Забайкальскому краю на 2016 год в размере 27 264 100 руб.;
дополнительное финансирование, выделенное за счёт средств нераспределённого резерва, составило 84 499 400 руб.;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2016 N 2308-р на тушение лесных пожаров Забайкальскому краю выделены дополнительные средства в размере 35 755 500 руб.;
произведено перераспределение средств субвенций с иных мероприятий на покрытие затрат по тушению лесных пожаров в размере 18 588 000 руб.
При согласно письму Рослесхоза от 10.05.2018 N ИВ-05-27/7497 "О выделении дополнительного финансирования", кредиторская задолженность по тушению лесных пожаров по итогам лесопожарного сезона 2016 года, заявленная Забайкальским краем в объеме 108 215 500 руб. (из неё ГКУ "Читинская авиабаза" - 79 504 330 руб., КГСАУ "Забайкаллесхоз" - 28 711 109 руб.), по результатам проведённой во исполнение поручения в соответствии с абзацем первым пункта 4 Перечня поручений Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N АХ-П9-7784 верификации данных первичной учётной и бухгалтерской документации, представленной органом исполнительной власти Забайкальского края, подтверждена в объёме 79 892 400 руб. и полностью погашена Рослесхозом в 2017 году.
В 2017 году до Забайкальского края были доведены лимиты бюджетных средств в рамках субвенций в размере 804 756 480 руб., в том числе:
на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" от 19.12.2016 N 415-ФЗ обеспечено финансирование отдельных переданных полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочий по охране и защите лесов (включая тушение лесных пожаров), в лесном фонде Забайкальского края на 2017 год, посредством предоставления средств размере 620 574 200 руб. (копии уведомлений от 09.01.2017 N 000002\97\2910551, от 10.07.2017 N 000043\97\2910551);
в соответствии с пунктом 7.4 Правил N 837 из нераспределённого резерва средств субвенций в 2017 году Забайкальскому краю было дополнительно выделено 184 182 280 руб. (копии уведомлений от 12.05.2017 N 000024\97\2910551, от 03.07.2017 N 000037\97\2910551, от 21.08.2017 N 000053\97\2910551, от 15.12.2017 N 000079\97\2910551, от 20.12.2017 N 000087/97/2910551).
По результатам проведённой во исполнение поручения в соответствии с абзацем первым пункта 4 Перечня поручений Правительства Российской Федерации от 20.12.2016 N АХ-П9-7784 верификации данных первичной учётной и бухгалтерской документации, представленной органом исполнительной власти Забайкальского края, Рослесхозом установлены факты включения Забайкальским краем в состав кредиторской задолженности необоснованных затрат в объёме 28 323 100 руб. (Информация о верификации данных, подтверждающих сведения о кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2016 года Забайкальского края к письму Рослесхоза от 07.05.2017 N 05-01-27/7724 "О доведении сведений", письмо Рослесхоза от 10.05.2018 N ИВ-05-27/7497 "О выделении дополнительного финансирования").
Согласно заключению рабочей группы Рослесхоза по результатам проведённой верификации данных по кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2016 года, сложившейся в Забайкальском крае, отмечается, что в рассматриваемую задолженность по тушению лесных пожаров включены необоснованные затраты в сумме 631 600 руб., в связи с чем данная сумма исключена из заявленного на погашение объёма кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2016 года (затраты, не подтверждённые в установленном порядке актами о списании расходов на ГСМ, спецодежду, включённые затраты на капремонт техники и др.).
В виду отсутствия подтверждающих первичных документов по затратам на тушение лесных пожаров 2016 года, отражающих кредиторскую задолженность на сумму 27 691 500 руб. данные затраты исключены из заявленного на погашение объёма кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2016 года (отсутствуют приказы о направлении в командировку сотрудников, авансовые отчёты; договоры аренды воздушных судов, применённых при тушении лесных пожаров; договоры страхования; документы, подтверждающие нормы расхода ГСМ на работу и др.).
Результаты верификации данных первичной учётной и бухгалтерской документации, представленной органом исполнительной власти Забайкальского края, проведённой во исполнение поручения в соответствии с абзацем первым пункта 4 Перечня поручений Правительства Российской Федерации от 20.12.2016 N АХ-П9-7784, согласно которым Рослесхозом установлены факты включения Забайкальским краем в состав кредиторской задолженности необоснованных затрат в объёме 28 323 100 руб., не оспаривались Министерством природных ресурсов Забайкальского края ни в досудебном, ни в судебном порядке.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в 2016 году Российская Федерация в лице Рослесхоза в полном объёме обеспечила финансирование переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований к данному ответчику у суда не имелось.
Таким образом, в обжалованной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 мая 2020 года по делу N А78-7074/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7074/2018
Истец: ГУ Краевое "Читинская база авиационной охраны лесов"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Арбитражный суд Хабаровского края, Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, Департамент лесного хозяйства по ДФО, КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ", Министерство финансов Забайкальского края