город Иркутск |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А10-553/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Бурдуковской А.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Батомункуевой С.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: Федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" Мельниковой С.Н. (доверенность от 13.10.2020, диплом); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия Дондоковой И.В. (доверенность от 24.02.2021, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года по делу N А10-553/2020 Арбитражного суда Республики Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 09.01.2020 N РНП-03/1-2020Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России, Управление, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АРМ-Сервис" (ОГРН 1143850046086, ИНН 3812158438, г. Иркутск; далее - ООО "АРМ-Сервис", Общество).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности решения антимонопольного органа, ввиду того, что подрядчик добросовестно предпринимал меры для исполнения контракта; указывает, что подрядчик согласился с условиями контракта, локальным сметным расчетом, объем работ был ему известен; в ходе исполнения контракта в адрес Учреждения от подрядчика не поступали технические решения и иная документация, связанные с увеличением или уменьшением работ; условия контракта не содержат обязанность государственного заказчика представлять подрядчику техническое задание на работы, предусмотренные локальным сметным расчетом; от подрядчика не поступали жалобы о задержке рабочего персонала при проходе на режимную территорию и передвижение по ней; с подрядчиком неоднократно проводились совещания, по результатам которых устанавливался срок исполнения конкретных мероприятий; Учреждение предоставляло Обществу возможность устранить нарушения в соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); антимонопольным органом надлежащим образом не исследовано поведение подрядчика при исполнении контракта, не дана оценка его бездействию при исполнении контракта.
В отзыве на кассационную жалобу Бурятское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); ООО "АРМ-Сервис" своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия и Бурятского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.04.2019 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N 0302100005319000004 ООО "АРМ-Сервис" признано победителем электронного аукциона на проведение работ по капитальному ремонту "Главного корпуса N 1" ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия.
19.04.2019 между Учреждением (Государственный заказчик) и Обществом (Подрядчик) заключен государственный контракт N 28, в соответствии с пунктом 1.1 которого государственный заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту здания "Главного корпуса N 1", в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1) и локальным сметным расчетом (приложение N 2).
Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ в сроки и с качеством в соответствии с требованиями СНиП и условиями настоящего контракта (пункт 1.2 Государственного контракта). Цена контракта составляет 4 560 000 рублей и включает в себя расходы на работы, материалы, вывоз отходов (строительного мусора), доставку материалов, погрузо-разгрузочные работы, оборудование, страхование, уплату таможенных пошлин (при необходимости), налогов, сборов, накладных расходов и других обязательных платежей, необходимых для исполнения контракта (пункт 2.1 контракта). Начало выполнения работ - подрядчик должен приступить к выполнению работ в течение 5 дней со дня заключения контракта. Окончание выполнения работ - 05.10.2019 включительно (пункт 3.1 контракта).
Заказчиком в адрес Общества 03.06.2019, 30.07.2019, 16.09.2019, 30.09.2019, 07.10.2019, 11.10.2019, 15.10.2019 направлялись претензионные письма о нарушении условий заключенного Государственного контракта.
Работы не выполнены в установленный в Государственном контракте срок, в связи с чем Заказчиком на основании пункта 10.7 контракта 1.11.2019 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Уведомление от 11.11.2019 N 4/68/20-23518 о расторжении Государственного контракта в одностороннем порядке направлено Обществу заказным письмом с уведомлением и электронной почтой 11.11.2019, а также вручено и.о. генерального директора ООО "АРМ-Сервис" Загузину А.В. 13.11.2019 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе.
24.12.2019 решение об одностороннем отказе вступило в силу.
25.12.2019 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия обратилось в Управление с заявлением о включении ООО "АРМ-сервис" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неисполнением условий Государственного контракта.
Антимонопольный орган установил, что согласно пояснениям Общества в локальной смете заложено количество материала (трубы канализационные) меньше, чем необходимо фактически, в связи с чем ряд работ невозможно было выполнить, так как для выполнения сначала необходимо было проложить еще трубы канализационные; весь объем, предусмотренный сметой, по прокладке труб Обществом выполнен; подрядчик провел большой объем дополнительных работ; технические решения по усилению пробивки дверных проемов предоставлены заказчиком с большим опозданием; работы велись в нерасселенном здании, что привело к увеличению временных трудозатрат и в смете заказчик не учел данный факт.
Изучив представленные документы, Управление пришло к выводу об отсутствии в действиях Общества недобросовестного поведения, выраженного в умышленном неисполнении условий заключенного контракта.
Решением Бурятского УФАС России от 09.01.2020 N РНП-03/1-2020 сведения об ООО "АРМ-Сервис" решено не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое решение не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2). В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
Исходя из приведенных требований Закона о контрактной системе, а также пунктов 11, 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) должен устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств (письма, претензии, протоколы совещаний) и доводов сторон, суды установили, что ООО "АРМ-Сервис" фактически выполняло требования заключенного контракта, что свидетельствует об отсутствии у него намерения уклониться от исполнения контракта и отсутствии недобросовестного поведения.
Судом первой инстанции установлено, что локально-сметный расчет, являющийся приложением N 2 к Государственному контракту, содержит ошибки и не соответствует реальным работам, которые необходимо было выполнить. Исходя из пунктов 54, 55 раздела "Устройство канализации", пунктов 56-59 локального сметного расчета протяженность нового водопровода меньше демонтируемого, и заложен материал в недостаточном количестве. Демонтажные работы заложены как работы с трубопроводом, который проходит по стенам в открытом доступе, фактически весь трубопровод был замурован в стены, пол и перекрытия, однако в ходе проведения работ установлено, что реальный объем работ по демонтажу и монтажу трубопровода гораздо больше, чем заложено в сметном расчете.
В пунктах 8, 16, 17 раздела "Общестроительные работы" содержатся работы по обустройству трех дверных проёмов с монтажом дверных конструкций, которые необходимо выполнить в помещениях со сводчатым потолком в капитальных стенах из бутового камня толщиной до 1,5 м. При этом техническое задание предоставлено заказчиком только 07.10.2019, то есть после истечения сроков выполнения работ по Государственному контракту.
Пункты 79, 81, 105, 107, 109 разделов 4 "Система отопления" и 5 "Водоснабжение" локального сметного расчета содержат работы по прокладке трубопроводов и согласно смете дополнительные работы по прокладке данных водопроводов сквозь стены и перекрытия не предусмотрено. Фактически данные водопроводы необходимо было проложить сквозь стены и перекрытия толщиной до 1,5 м в стесненных условиях.
Согласно представленному в материалы дела акту о приемке выполненных работ формы N КС-2 от 07.11.2019 N 6, подписанному заказчиком без замечаний, заказчиком приняты дополнительные работы к общестроительным работам, по системам отопления, по водоснабжению, пожарному гидранту на общую сумму 869 836 рублей 36 копеек.
Из имеющейся в материалах дела переписки сторон, протоколов совещаний следует, что медленное выполнение работ вызвано большой потерей рабочего времени на вход, выход и перемещение по объекту, о чем неоднократно сообщалось ответственным сотрудникам, Общество просило оказать содействие по созданию нормальной рабочей среды и по сокращению времени на формальные процедуры при перемещении рабочих по объекту.
Согласно письму Общества от 30.09.2019 при выполнении работ по Государственному контракту по требованию заказчика выполнены работы, не учтенные в приложении N 2 к Государственному контракту (сметный расчет). А письмом от 15.10.2019 подрядчик сообщал заказчику, что в локальном сметном расчете отсутствует ряд работ, необходимых для выполнения основных видов работ по Государственному контракту, о чем уже сообщено в письме от 29.09.2019.
Названными обстоятельствами обусловлено невыполнение всего объема работ в установленный контрактом срок. При цене контракта 4 560 000 рублей выполнено работ на сумму 3 495 540 рублей 96 копеек.
Учитывая установленные фактические обстоятельства, суды мотивированно признали, что ООО "АРМ-Сервис" предприняты все возможные меры и совершены возможные действия, направленные на исполнение Государственного контракта, в действиях Общества отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта; выполнение работ не в полном объеме в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков ввиду отсутствия в действиях общества недобросовестности.
В этой связи суды правомерно признали доказанным антимонопольным органом законность и обоснованность его решения об отказе во включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда от 18 сентября 2020 года по делу N А10-553/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2). В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7).
...
Исходя из приведенных требований Закона о контрактной системе, а также пунктов 11, 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) должен устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2021 г. N Ф02-944/21 по делу N А10-553/2020