город Иркутск |
|
17 марта 2021 г. |
Дело N А58-12183/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) и Арбитражного суда Республики Суха (Якутия), представителей администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) - Башарина Г.К. (доверенность от 15.03.2021, диплом о высшем юридическом образовании), Андреевского С.И. (доверенность от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании), а также Министерства финансов Республики Саха (Якутия) - Бястиновой В.А. (доверенность от 20.11.2020, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2020 года по делу N А58-12183/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - министерство финансов) о взыскании 988 781 рубля.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не указали мотивы, по которым отвергли доводы администрации, приводившиеся в обоснование иска.
Администрация указывает, что судами нарушены положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не принят во внимание результат рассмотрения дела N А58-4688/2018 (решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года), в котором оспаривалась законность привлечения администрации к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Суды пришли к необоснованному выводу об отсутствии в настоящем споре преюдициального значения указанного решения.
Министерство финансов в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с ее доводами, просило оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Представители администрации и министерства финансов в заседании суда округа поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва не нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, в 2018 году министерством финансов проведена выездная проверка соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета муниципальным образованием "Мирнинский район" бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования заказанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы.
По результатам проверки составлен акт от 20.04.2018 из которого следует, что в 2016 году субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 988 781 рублей неправомерно направлена на проведение молодежных мероприятий, материальную и техническую поддержку деятельности военно-патриотических клубов, а не в виде субсидии на реализацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.
07.06.2018 министерством финансов издан приказ N 01-04/0849 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)", в соответствии с которым к администрации применена бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания суммы 5 830 454 рублей 18 копеек, в состав которой входила сумма 3 136 995 рублей (988 781 рублей + 2 148 214 рублей).
Справкой Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) от 11.06.2018 подтверждается списание со счета администрации денежных средств в сумме 3 136 995 рублей на счет доходов бюджета.
Полагая, что основания для применения бюджетной меры принуждения отсутствовали и ссылаясь на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года по делу N А58-4688/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, администрация обращалась в министерство финансов с письмами о возврате взысканных в бесспорном порядке бюджетных средств в сумме 988 781 рубля.
Министерство финансов отказало в возврате бюджетных средств со ссылкой на отсутствие правовых оснований.
Администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 988 781 рубля.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о том, что у министерства финансов не имеется правовых оснований для возвращения спорной суммы, поскольку материалами дела подтверждается нецелевое использование средств предоставленной субсидии, а решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года по делу N А58-4688/2018 в данном случае не имеет преюдициального значения.
Проверив правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 N 2511 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014-2019 годы", в том числе подпрограмма "Патриотическое воспитание молодежи", целями которой являются гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); задачами являются - развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи; поддержка мероприятий по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России; государственная поддержка общественных объединений патриотической направленности и допризывная подготовка молодежи.
В соответствии с Приложением N 7 к приведенному выше указу в систему программных мероприятий входит, в том числе, проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (пункт 2.2.3).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55 утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), который устанавливает цель, условия, критерии отбора по предоставлению и расходованию субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (далее - Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Расходование средств осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление Субсидии (пункт 4.2).
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (пункт 4.6 Порядка предоставления субсидий).
Между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и администрацией заключено соглашение от 06.05.2016 N 20 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2016 году бюджету муниципального образования "Мирнинский район" субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 837 496 рублей.
Дополнительным соглашением от 19.05.2016 N 20 предусмотрен объем субсидии - 988 781 рубля.
Как верно установлено судами и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, средства субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 988 781 рублей, были направлены на проведение молодежных мероприятий, материальную и техническую поддержку деятельности военно-патриотических клубов, а не в виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии.
В связи с изложенным, является правильным вывод судов о том, что средства субсидии использованы не по целевому назначению (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в рассматриваемом случае законно применена мера бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету муниципального образования "Мирнинский район" в сумме 988 781 рубля (пункты 2, 5, 6 статьи 306.2, пункт 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При таких условиях судов суды обоснованно исходили из того, что истцу не причинено убытков в результате применения мер бюджетного принуждения, которые могут быть компенсированы путем удовлетворения заявленного иска применительно к положениям статей 15, 16, 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае отсутствует такой обязательный элемент юридического состава, как противоправность применения мер бюджетного принуждения.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суды при рассмотрении настоящего дела правильно указали, что сам по себе факт принятия решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года по делу N А58-4688/2018 о признании незаконным постановления министерства финансов от 24.05.2018 N 1/15.14-2018/187 о назначении администрации административного наказания по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеет преюдициального значения в настоящем деле.
Указанный судебный акт принят в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части, сторонами не обжаловался и не содержит каких либо выводов относительно использования средств спорной субсидии по целевому назначению либо по иным обстоятельствам, входящим в предмет доказывания по настоящему делу о взыскании убытков, причиненных мерой бюджетного принуждения.
Доводам, приводившимся истцом в обоснование заявленных требований по настоящему делу, в решении и постановлении дана надлежащая правовая оценка.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2020 года по делу N А58-12183/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно установлено судами и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, средства субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 988 781 рублей, были направлены на проведение молодежных мероприятий, материальную и техническую поддержку деятельности военно-патриотических клубов, а не в виде субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи по результатам проведенного конкурса на предоставление субсидии.
В связи с изложенным, является правильным вывод судов о том, что средства субсидии использованы не по целевому назначению (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в рассматриваемом случае законно применена мера бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местному бюджету муниципального образования "Мирнинский район" в сумме 988 781 рубля (пункты 2, 5, 6 статьи 306.2, пункт 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При таких условиях судов суды обоснованно исходили из того, что истцу не причинено убытков в результате применения мер бюджетного принуждения, которые могут быть компенсированы путем удовлетворения заявленного иска применительно к положениям статей 15, 16, 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае отсутствует такой обязательный элемент юридического состава, как противоправность применения мер бюджетного принуждения.
...
Суды при рассмотрении настоящего дела правильно указали, что сам по себе факт принятия решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2018 года по делу N А58-4688/2018 о признании незаконным постановления министерства финансов от 24.05.2018 N 1/15.14-2018/187 о назначении администрации административного наказания по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеет преюдициального значения в настоящем деле."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2021 г. N Ф02-732/21 по делу N А58-12183/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-732/2021
10.12.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-187/20
04.06.2020 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-12183/19
05.02.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-187/20