город Иркутск |
|
24 марта 2021 г. |
N А78-10489/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) Ланцова Андрея Александровича (доверенность от 25.02.2021), Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю Ланцова Андрея Александровича (доверенность от 10.06.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 сентября 2020 года по делу N А78-10489/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1078080002978, ИНН 8001014850, далее - Фонд) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН 1037700029620, ИНН 7706074737, далее - Министерство) и Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536006073, ИНН 7536093338, далее - Управление) о взыскании 325 439 рублей 64 копеек ущерба, 395 270 рублей 77 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих его самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жамсоев Булат Баторович, публичное акционерное общество "Сбербанк России", акционерное общество "Почта России", государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 сентября 2020 года производство по делу в части взыскания процентов прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 322 589 рублей 38 копеек ущерба. В остальной части иска и в удовлетворении иска за счет Управления отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2020 года судебное решение отменено. Производство по делу в части взыскания процентов прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Иск о взыскании убытков удовлетворен в полном объеме за счет Министерства. В удовлетворении иска за счет Управления отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверит законность принятых судебных актов (в части требования о взыскании убытков) в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права (статей 413, 1069, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мнению подателя кассационной жалобы обязательство подлежит прекращению в связи с совпадением должника и кредитора в одном лице (причинителя вреда и получателя компенсации за этот вред), поскольку принятые меры социальной поддержки в отношении Жамсоева Б.Б. являются расходными обязательствами Российской Федерации, а взыскание с Российской Федерации за счет ее казны денежных средств в доход бюджета Российской Федерации невозможно; противоправность действий ответчиков не доказана (отсутствует отдельный судебный акт); истец не представил доказательства принятия всех зависящих от него мер для предотвращения (уменьшения) убытков.
В судебном заседании представитель Фонда и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю отклонил доводы кассационной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве от 12.02.2021.
Ответчики и иные третьи лица о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Поскольку решение суда первой инстанции отменено (изменено), предметом проверки в суде кассационной инстанции является постановление апелляционного суда от 02.12.2020.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 07.02.2005 Жамсоев Б.Б. обратился в Фонд с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран боевых действий". С заявлением было представлено удостоверение серии РМ N 446115, выданное Управлением о праве на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Закона о ветеранах.
По предоставленным документам решением Фонда Жамсоеву Б.Б. с 01.01.2005 назначена ежемесячная денежная выплата, которая выплачивалась ему до 31.01.2019.
15.01.2019 в адрес Фонда поступило письмо Управления от 25.12.2018 N 4/4820 о том, что удостоверение ветерана боевых действий на имя Жамсоева Б.Б. признано неправомерно выданным, оснований для выплаты денежных средств указанному лицу не имеется. Размер излишне выплаченных денежных средств за период с 01.01.2005 по 31.01.2019 составил 325 439 рублей 64 копейки.
Ссылаясь на причинение убытков вследствие противоправных действий Управления по выдаче указанного удостоверения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из установленного факта осведомленности Фонда с 15.01.2019 об отсутствии оснований для начисления и выплаты ежемесячной денежной выплаты, наличия у него возможности направить в банк заявку на возврат денежных средств, перечисленных платежным поручением от 16.01.2019, пришел к выводу об отказе во взыскании 2 850 рублей 26 копеек ущерба (за январь 2019 года).
Апелляционный суд признал требования истца о взыскании ущерба обоснованными и иск удовлетворил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятого судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, подлежит возмещению.
В силу положений статьи 16, подпункта 4 пункта 1, пункта 6 статьи 23.1 Закона о ветеранах ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, имеют право на ежемесячную денежную выплату, которая устанавливается и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий предоставляются ветеранам на основании соответствующего удостоверения (постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий").
Оформление и выдача таких удостоверений, совершение действий по реализации требований закона о недопустимости необоснованной выдачи данных свидетельств производится Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами (пункт 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.05.2004 N 282, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699).
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае, если представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к правильному выводу о доказанности условий для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков, поскольку в результате неправомерных действий сотрудников Управления по выдаче Жамсоеву Б.Б. удостоверения ветерана боевых действий Фонду причинены убытки в размере выплаченных ежемесячных денежных выплат в сумме 325 439 рублей 64 копеек за период с 01.01.2005 по 31.01.2019, что подтверждается имеющимся протоколом от 28.01.2019 N 245 о выявлении излишних выплат.
Незаконность выдачи гражданину Жамсоеву Б.Б. удостоверения ветерана боевых действий установлена Прокуратурой Забайкальского края и Управлением. По предъявлении выданного удостоверения Фонд в силу указаний Закона произвел выплаты денежных средств указанному гражданину, соответствующее удостоверение которого признано впоследствии недействительным и выданным без оснований, предусмотренных пунктом 3 вышеназванной Инструкции.
Таким образом, имеется прямая связь между незаконными действиями Управления и выплатами Фондом денежных средств гражданину Жамсоеву Б.Б, в связи с чем апелляционный суд правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования в указанном размере в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Взыскание убытков за январь 2019 года соответствует подпункту 2 пункта 17 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н.
Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
Материалы дела исследованы судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Довод заявителя кассационной жалобы относительно невозможности удовлетворения иска подлежит отклонению, поскольку согласно положениям статей 6, 10, 31, 146, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается самостоятельность бюджетов государственных внебюджетных фондов; они утверждаются ежегодно федеральным законом отдельно от бюджета публичного образования; при этом для бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрены самостоятельные источники формирования его доходной части, виды расходов и расходных обязательств, которые могут быть исполнены за счет бюджета фонда и не подлежат покрытию за счет доходов иных бюджетов. Расходование средств бюджета на цели, не соответствующие их целевому назначению, применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора образует убыток.
Кроме того, по смыслу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на пенсионном фонде (территориальных управлениях) лежит обязанность по возмещению в бюджет бюджетных средств, израсходованных нецелевым образом. Неисполнение данной обязанности образует нарушение бюджетного законодательства и может повлечь ответственность пенсионного органа.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что источником расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на осуществление мер социальной поддержки ветеранам боевых действий являются средства федерального бюджета, не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации. Бюджетные средства, возвращенные в бюджет вследствие их незаконной выплаты, подлежат восстановлению в расходной части бюджета в соответствии с бюджетной классификацией, имевшейся при их расходовании, могут быть использованы только в соответствии с целями их предоставления и образуют финансовый ресурс для осуществления соответствующих публичных обязательств пенсионного органа (выплат ветеранам боевых действий) в текущем финансовом периоде.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2016 N 305-ЭС15-18795 вынесено по иным фактическим обстоятельствам и не подлежит применению к рассматриваемому спору.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие судебного акта, признавшего незаконность действий Управления, как на основание для отказа в удовлетворении требований о возмещении вреда, несостоятельна, поскольку действующее законодательство не связывает возможность рассмотрения требования о возмещении вреда, причиненного государственным органом (должностным лицом), с обязательным предварительным оспариванием в отдельном процессе их действий.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2020 года по делу N А78-10489/2019 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы относительно невозможности удовлетворения иска подлежит отклонению, поскольку согласно положениям статей 6, 10, 31, 146, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается самостоятельность бюджетов государственных внебюджетных фондов; они утверждаются ежегодно федеральным законом отдельно от бюджета публичного образования; при этом для бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрены самостоятельные источники формирования его доходной части, виды расходов и расходных обязательств, которые могут быть исполнены за счет бюджета фонда и не подлежат покрытию за счет доходов иных бюджетов. Расходование средств бюджета на цели, не соответствующие их целевому назначению, применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора образует убыток.
Кроме того, по смыслу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на пенсионном фонде (территориальных управлениях) лежит обязанность по возмещению в бюджет бюджетных средств, израсходованных нецелевым образом. Неисполнение данной обязанности образует нарушение бюджетного законодательства и может повлечь ответственность пенсионного органа.
...
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2016 N 305-ЭС15-18795 вынесено по иным фактическим обстоятельствам и не подлежит применению к рассматриваемому спору."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 марта 2021 г. N Ф02-872/21 по делу N А78-10489/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5342/20
24.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-872/2021
02.12.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5342/20
15.09.2020 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10489/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10489/19