город Иркутск |
|
06 апреля 2021 г. |
Дело N А19-971/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" Хоботовой В.А. (доверенность от 20.02.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2020 года по делу N А19-971/2020 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" (ОГРН 1093804001609, ИНН 380801001, далее - общество, ООО "ПАП") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства социального развития, опеки о попечительства Иркутской области (далее - министерство), выраженных в письме от 05.11.2019 N 02-53-17716/19-11 об отказе в увеличении размера субсидии.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт о признании незаконными действий министерства об отказе обществу в увеличении размера субсидии, выраженные в письме от 05.11.2019 N 02-53-17716/19-11. На министерство возложено обязательство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления общества об увеличении размера субсидии за август - сентябрь 2019 года. С министерства в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального права и процессуального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как следует из кассационной жалобы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того обстоятельства, что у министерства отсутствовали основания на предоставление субсидии обществу по муниципальному тарифу в большем расчете, поскольку с учетом пунктов 1 и 2 приказа Службы по тарифам по Иркутской области от 08.10.2014 N 462-спр в 2019 финансовом году предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска для общества в текущем финансовом году в соответствии с законодательством не повышалась. Вывод апелляционного суда о том, что заявление общества фактически по существу не было рассмотрено, поскольку министерство пришло к выводу об отсутствии оснований для обращения общества с таким заявлением, является необоснованным и не соответствует фактическим обстоятельствам. При рассмотрении обращения общества об увеличении размера субсидии министерством были исследованы и учтены все существенные обстоятельств и установлено, что расчеты общества не соответствуют форме, установленной Приложением 18 к Положению; содержат ссылку на постановления администрации муниципального образования города Братска от 21.05.2018 N 663 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для ООО "БратскЭнергоСпецТранс" по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска", от 27.03.2019 N 531 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для муниципального унитарного предприятия "Центральное автотранспортное предприятие" муниципального образования города Братска". При таких обстоятельствах у министерства отсутствовали законные основания для увеличения размера субсидии.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемым судебным актом.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ПАП" является перевозчиком пассажиров в г. Братске на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Цены на маршруты общество устанавливает самостоятельно в условиях конкуренции с теми перевозчиками, которые осуществляют перевозки по регулируемым ценам.
Расходы на перевозку льготных категорий пассажиров компенсируются обществу на основании заключенного с Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения) на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области от 27.12.2018 N 05-53-1256/18-11 (в редакции дополнительного соглашения от 07.03.2019 N 05-53-315/19-11) путем предоставления субсидии.
24.10.2019 общество обратилось в министерство с заявлением об увеличении размера субсидии за август и сентябрь 2019 года с приложением расчетов суммы расходов перевозчиков, произведенных исходя из тарифа 23 рубля для маршрутов N N 1К, 4К, 8к, и тарифа 37 рублей для маршрутов N N 42, 53 К, 52 К.
Согласно заявлению, в 2019 году субсидия по всем маршрутам ООО "ПАП" выплачивалась из расчета тарифа равного 18 рублей за одну поездку, а по состоянию на 24.10.2019 аналогичный регулируемый тариф на одну поездку составил 37 рублей. Увеличение размера субсидии, по мнению общества, должно было составить в 2019 финансовом году 19 рублей за одну поездку, исходя из количества поездок 98 094 (47 212 в августе 2019 года и 50 882 в сентябре 2019 года), что в денежном выражении составило 1 863 786 рублей.
Министерство письмом от 05.11.2019 N 02-53-17716/19-11 отказало обществу в увеличении размера предоставляемой субсидии, поскольку расчет общества не соответствует форме, установленной Приложением 18 к Положению; содержат ссылку на постановления администрации муниципального образования города Братска от 21.05.2018 N 663 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для ООО "БратскЭнергоСпецТранс" по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска", от 27.03.2019 N 531 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для муниципального унитарного предприятия "Центральное автотранспортное предприятие" муниципального образования города Братска"; кроме того, предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска для общества в текущем финансовом году в соответствии с законодательством не повышались.
Считая, что действия министерства незаконны, нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку муниципальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования г. Братск для ООО "ПАП" в 2019 финансовом году в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не повышались, основания для расчета общества на представление субсидии по муниципальному тарифу в большем размере отсутствовали. Кроме того, расчеты общества на представление субсидий, представленные в министерство, не соответствуют форме, утвержденной Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к введению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования, апелляционный суд нашел выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неверном применении норм права, а также пришел к выводу о том, что заявление общества фактически по существу не было рассмотрено, поскольку министерство пришло к выводу об отсутствии оснований для обращения общества с таким заявлением.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
Согласно статье 10 Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 145-ОЗ "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области" (далее - Закон N 145-ОЗ) регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам в границах одного городского поселения Иркутской области, за исключением городского округа Иркутской области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего городского поселения Иркутской области, за исключением городского округа Иркутской области.
В соответствии со статьей 12 Закона N 145-ОЗ ведение реестра муниципальных маршрутов осуществляется установившими данные маршруты органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в соответствии с федеральным законодательством.
Механизм компенсации расходов перевозчиков установлен Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которое относится к введению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп (далее - Положение N 521-пп).
Тариф, установленный Приказом Службы по тарифам N 462-спр от 08.10.2014 в размере 18 рублей за поездку, применялся для компенсации расходов перевозчиков на перевозку льготных категорий пассажиров до момента, пока данный вопрос не был урегулирован Положением N 521-пп.
Постановлением Правительства Иркутской области от 10.07.2019 N 532-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 года N 521-пп" (вступившим в силу 21.07.2019) введен пункт 12 (8), устанавливающий порядок применения тарифа для целей расчета субсидии для перевозчиков, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам.
Тариф за одну поездку не может превышать в случае осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок: тариф, установленный органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, а в случае если муниципальным образованием Иркутской области не реализованы полномочия по установлению регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, - ранее действующий тариф, установленный службой по тарифам Иркутской области;
тариф по маршруту, имеющему аналогичную либо максимально приближенную протяженность (но не более протяженности маршрута, в отношении которого определяется расчет суммы расходов перевозчика), установленный органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, - в случае отсутствия на территории муниципального образования Иркутской области единого тарифа и (или) отсутствия установленного тарифа на соответствующий маршрут.
После передачи функций по установлению тарифов на муниципальный уровень предельные максимальные тарифы были установлены для каждого перевозчика, осуществляющего перевозки по регулируемым маршрутам, индивидуально.
По смыслу пункта 12 (8) Положения N 521-пп в отношении к обществу должен быть применен для нерегулируемого маршрута регулируемый тариф по маршруту, имеющему аналогичную либо максимально приближенную протяженность.
Вместе с тем, согласно письму Министерства от 05.11.2019 N 02-53-17716/19-11 отказ обществу в увеличении размера предоставляемой субсидии обусловлен тем, что предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска для общества в текущем финансовом году в соответствии с законодательством не повышались.
Кроме того, суд апелляционной инстанций, правильно применив указанные нормы права, установил, что заявление общества фактически по существу не было рассмотрено, поскольку министерство пришло к выводу об отсутствии оснований для обращения общества с таким заявлением, в связи с чем расчет субсидии не проверило. Вывод апелляционного суда подтверждается также доводами кассационной жалобы министерства, согласно которым "в рамках рассмотрения апелляционной жалобы общества на решение суда первой инстанции суд апелляционный инстанции принял во внимание расчеты ООО "ПАП", которые не были предметом рассмотрения министерства в 2019 году".
Доводы министерства о том, что расчеты общества не соответствуют форме, установленной Приложением 18 к Положению; содержат ссылку на постановления администрации муниципального образования города Братска от 21.05.2018 N 663 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для ООО "БратскЭнергоСпецТранс" по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска", от 27.03.2019 N 531 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для муниципального унитарного предприятия "Центральное автотранспортное предприятие" муниципального образования города Братска", были рассмотрены и правомерно отклонены апелляционным судом, как не имеющие правового значения, поскольку не соотносится с пунктом 17 (10) Положения N 521-пп, предусматривающим исчерпывающие основания для отказа в увеличении размера субсидий.
Исходя из изложенного, апелляционным судом сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемые действия министерства по отказу в увеличении субсидии не соответствуют Положению об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к введению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп, и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы апелляционного суда сделаны при правильном применении норм права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для их переоценки.
Поскольку изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к пересмотру установленных апелляционным судом фактических обстоятельств дела и исследованных им с соблюдением норм процессуального права доказательств, основания для отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции отсутствуют.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2020 года по делу N А19-971/2020 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
...
По смыслу пункта 12 (8) Положения N 521-пп в отношении к обществу должен быть применен для нерегулируемого маршрута регулируемый тариф по маршруту, имеющему аналогичную либо максимально приближенную протяженность."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2021 г. N Ф02-226/21 по делу N А19-971/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7893/2021
16.11.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3501/20
06.04.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-226/2021
13.11.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3501/20
18.06.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-971/20