город Иркутск |
|
08 апреля 2021 г. |
Дело N А78-8759/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Амурской области, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Даровских О.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Никулиной О.А.,
с участием судьи Четвертого арбитражного апелляционного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Доржиева Э.П., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Новиковой Л.В.,
при участи в судебном заседании путем использования систем видеоконферен-связи в помещении Арбитражного суда Амурской области представителя общества с ограниченной ответственностью "Сибирско-Кантонская инжиниринговая компания" Помигаловой М.В. (доверенность от 01.10.2020, диплом, паспорт);
в помещении Четвертого арбитражного апелляционного суда представителя Читинской таможни Прохоровой Н.А. (доверенность N 01-21/00124 от 11.01.2021, диплом, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирско-Кантонская инжиниринговая компания" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 ноября 2020 года по делу N А78-8759/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирско-Кантонская инжиниринговая компания" (ОГРН 1152468038030, ИНН 2461029164, далее - общество, ООО "Сибирско-Кантонская инжиниринговая компания") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Читинской таможне (далее - таможня) о признании незаконными решений N N 24 - 35 от 07.07.2020 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении автосамосвалов в количестве 36 штук; об обязании Читинской таможни возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 14 109 000 рублей; о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 36 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 05 октября 2020 года в отдельное производство выделено требование общества к Читинской таможне о признании незаконным решения N 25 от 07.07.2020 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении автосамосвалов, задекларированных по декларации на товары N 10612060/270517/0005752, с присвоением делу номера А78-8759/2020.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить заявленные обществом требования.
В обоснование кассационной жалобы общество ссылается на то, что характеристика грузоподъемности транспортного средства не влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по утилизации данного транспортного средства; у общества есть право на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора; таможенный орган должен был проверить правильность исчисления суммы утилизационного сбора и достоверность представленных обществом документов и сведений; на момент ввоза и таможенного декларирования товара стороны руководствовались разъяснениями Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, данными в письме N 20-82В от 27.03.2014; судами не дана правовая оценка моменту, когда именно лицо узнало или должно было узнать о факте излишней уплаты сбора; срок исковой давности следует считать с момента вынесения Верховным Судом Российской Федерации определения от 26 декабря 2017 года по делу N 305-КГ17-12383.
В отзыве на кассационную жалобу Читинская таможня выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представитель Читинской таможни, ссылаясь на правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций, просил обжалуемые судебные акты оставить в силе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Сибирско-Кантонская инжиниринговая компания" по декларации на товары (далее - ДТ) N 10612060/270517/0005752 осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации четырех грузовых автомобилей (самосвалов).
По товарам, заявленным в ДТ N 10612060/270517/0005752, обществом в адрес таможенного органа был представлен расчет подлежащего уплате утилизационного сбора в отношении ввозимых транспортных средств от 26.05.2017, согласно которому размер утилизационного сбора составляет 718 500 рублей за одно транспортное средство; общая сумма уплаты утилизационного сбора составила 2 874 000 рублей.
Оплата утилизационного сбора по товарам, заявленным в указанной ДТ, осуществлена в полном объеме, согласно представленному расчету суммы утилизационного сбора и копиям платежных документов об уплате утилизационного сбора (платежные поручения N 252 от 04.05.2017 и N 305 от 25.05.2017, таможенные приходные ордера NN ТС-0098833, ТС-0098841, ТС-0098842, ТС-098843).
В адрес Читинской таможни 30.06.2020 от общества поступило заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении грузовых автомобилей (самосвалов) ввозимых по ДТ N 10612060/270517/0005752. К заявлению обществом представлен скорректированный расчет суммы утилизационного сбора без учета грузоподъемности, в связи с чем размер утилизационного сбора за одно ввозимое транспортное средство должен составлять 364 500 рублей. Также таможенному органу были представлены ДТ N 10612060/270517/0005752, платежные поручения N 252 от 04.05.2017 и N 305 от 25.05.2017 и вышеуказанные таможенные приходные ордера. Излишне уплаченный утилизационный сбор, по мнению общества, составил 354 000 рублей за каждое транспортное средство, что в сумме 1 416 000 рублей.
Решением N 25 от 07.07.2020 Читинская таможня отказала в возврате утилизационного сбора вследствие отсутствия доказательств его излишней уплаты.
Не согласившись с решением таможенного органа, ООО "Сибирско-Кантонская инжиниринговая компания" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обществом пропущен срок на обращение в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
На основании положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1291 от 26.12.2013 (далее - Правила N 1291), по результатам оценки и исследования представленных доказательств, суды первой и апелляционной инстанций мотивированно признали правильность скорректированного обществом в заявлении от 30.06.2020 расчета утилизационного сбора без учета грузоподъемности транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, неправомерность выводов таможенного органа в части отсутствия со стороны общества излишней уплаты утилизационного сбора, наличие у общества права на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора.
Указанные обстоятельства заявителем кассационной жалобы не оспариваются, правильность выводов судов подтверждается соответствующими нормами права.
Довод таможенного органа о необходимости расчета утилизационного сбора с учетом грузоподъемности транспортного средства судом округа не принимается, являлся предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получил надлежащую правовую оценку. Судами было верно указано, что юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, что грузоподъемность в свою очередь, в отличие от массы, не является физической характеристикой. Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика.
Между тем судами обоснованно отмечено следующее.
Правилами N 1291 устанавливается порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Законом N 89-ФЗ требуется уплата утилизационного сбора, в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним (пункт 25).
Согласно пункту 27 Правил N 1291 заявление, указанное в пункте 25 настоящих Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:
а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;
б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;
в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 25 настоящих Правил, подается уполномоченным представителем плательщика.
В связи с тем, что ООО "Сибирско-Кантонская инжиниринговая компания" уплатило утилизационный сбор платежными поручения N 252 от 04.05.2017 и N 305 от 25.05.2017, заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора могло быть подано в таможенный орган не позднее 27.05.2020.
Между тем заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора было подано обществом в таможенный орган 30.06.2020, то есть с пропуском указанного выше срока.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, применяя положения пунктов 24, 25, 27 Правил N 1291, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о пропуске обществом срока на обращение в уполномоченный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и отсутствии в связи с этим совокупности условий, предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого решения таможни об отказе в возврате утилизационного сбора незаконным.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о пропуске трехгодичного срока для возврата излишне уплаченного утилизационного сбора, суды правомерно указали на наличие оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что общество узнало о применении при расчете утилизационного сбора массы транспортного средства без учета грузоподъемности только с момента вынесения Верховным Судом Российской Федерации определения от 26 декабря 2017 года по делу N 305-КГ17-12383 и то, что при уплате утилизационного сбора оно руководствовалось разъяснениями Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, данные в письме N 20-82В от 27.03.2014, судом округа не принимаются, так как правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, указанная в определении, а также разъяснения Министерства, не изменяют установленного Правилами N 1291 и Законом N 89-ФЗ правового регулирования порядка исчисления, уплаты и возврата излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 ноября 2020 года по делу N А78-8759/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 24 Правил N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним (пункт 25).
Согласно пункту 27 Правил N 1291 заявление, указанное в пункте 25 настоящих Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:"
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф02-1008/21 по делу N А78-8759/2020