город Иркутск |
|
20 апреля 2021 г. |
Дело N А69-3151/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Скубаева А.И., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационные услуги - 2" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 02 октября 2020 года по делу N А69-3151/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН: 1172468025960, ИНН: 2465164277, г. Красноярск; далее - общество "СТ-ТБО") обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационные услуги - 2" (ОГРН: 1121719001612, ИНН: 1701051196, г. Кызыл - далее управляющая компания) о взыскании 2 427 048 рублей 90 копеек, задолженности за период январь - июнь 2019 года, 275 125 рублей 27 копеек пени, 103 рублей судебных издержек.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Служба по тарифам по Республике Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 02 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, исковые требования удовлетворены необоснованно, поскольку истцом неверно произведен расчет задолженности исходя из количества и объема контейнеров.
Дополнения к кассационной жалобе, поступившие в суд округа 12.04.2021, рассмотрению не подлежат, поскольку поданы за пределами срока, предусмотренного статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "СТ-ТБО" доводы кассационной жалобы отклонило (письменный отзыв от 07.04.2021).
Истец и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Исковые требования обусловлены наличием у ответчика задолженности перед истцом за оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, ответчик, действуя в интересах собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, заключил договор с региональным оператором на осуществление вывоза твердых коммунальных отходов, размещенных на контейнерных площадках.
По условиям договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.03.2019 N 62 и дополнительного соглашения от 18.03.2019 N 1 стороны предусмотрели два способа определения учета объема твердых коммунальных отходов (по нормативу, по количеству и объему контейнеров).
Суды, исходя из того, что подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), предусмотрено два альтернативных расчетных способа определения объема твердых коммунальных отходов, признали правильным расчет истца.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами N 505.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 которым предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Положения в части коммерческого учета твердых коммунальных отходов применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При этом раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. В данном случае размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к Правилам N 354.
Таким образом, вывод судов о правильности расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами сделан без исследования всех обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора по настоящему делу, а именно: не выяснен вопрос о наличии (отсутствии) нормативного правового акта Республики Тыва, определяющего порядок раздельного твердых коммунальных отходов и фактического его выполнения потребителями.
С учетом изложенного выше суд кассационной инстанции считает, что выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует включить в предмет судебного исследования вопрос, связанный с наличием условий для определения истцом количества твердых коммунальных отходов с применением расчетного метода исчисления исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления. Кроме того, суду следует разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 02 октября 2020 года по делу N А69-3151/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 года по тому же делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При этом раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. В данном случае размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к Правилам N 354."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2021 г. N Ф02-1076/21 по делу N А69-3151/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-77/2023
15.12.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7052/2022
22.11.2022 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-3151/19
18.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-3151/19
20.04.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1076/2021
14.12.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6154/20
02.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-3151/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-3151/19