город Иркутск |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А69-3151/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей Клепиковой М.А., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационные услуги - 2" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 18 октября 2022 года по делу N А69-3151/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационные услуги - 2" (ОГРН 1121719001612, ИНН 1701051196, далее - управляющая компания) о взыскании 2 427 048 рублей 90 копеек задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период январь - июнь 2019 года, 275 125 рублей 27 копеек пени, 103 рублей судебных издержек.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Служба по тарифам по Республике Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 02 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2020 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2021 года названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
При новом рассмотрении общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования, просило взыскать с компании 2 348 025 рублей 29 копеек задолженности за период январь - июнь 2019 года, 1 093 390 рублей 46 копеек неустойки за период с 12.02.2019 по 08.10.2022 с последующим начислением на сумму задолженности исходя из 1/130 ключевой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, за каждый день просрочки исполнения обязательств начиная с 09.10.2022 по день фактического погашения долга, 103 рубля судебных издержек.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 18 октября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по существу судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием их выводов фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам.
По мнению заявителя, расчет задолженности не подтвержден материалами дела; судами не исследован вопрос, связанный с наличием условий для применения учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Истец отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 27.02.2023).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
В судебном заседании 13.03.2023 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 20.03.2023, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет". После перерыва рассмотрение кассационной жалобы продолжено в прежнем составе судей, в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предметом спора является требование регионального оператора о взыскании задолженности за оказанные услуги по вывозу ТКО за период январь - июнь 2019 года с управляющей компании, заключившей в интересах собственников жилых помещений многоквартирных домов договор на вывоз ТКО.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на применение к спорным правоотношениям положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При новом рассмотрении дела суды исходили из того, что примененный истцом расчет размера платы за оказанные услуги по вывозу ТКО соответствует согласованным условиям заключенного между управляющей компанией и региональным оператором договора от 18.03.2019 N 62 в редакции дополнительного соглашения от 18.03.2019 N 1.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы и собственники ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора, который может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункты 1, 4, 5).
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточнены в Правилах N 354.
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае ведения раздельного накопления сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Таким образом, при отсутствии организованного раздельного накопления ТКО на территории субъекта Российской Федерации в силу пункта 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную собственникам помещений в многоквартирных домов, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) и приложением N 2 к Правилам исходя норматива накопления ТКО.
При наличии раздельного накопления ТКО размер платы осуществляется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) указанного приложения N 2.
Поскольку собственниками ТКО в спорных правоотношениях являются собственники помещений МКД, а управляющая компания в данном случае при заключении договора действует в их интересах (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации), условия договора должны соответствовать требованиям Правил N 354 либо условиям, которые определены общим собранием собственников помещений.
Учитывая приведенное правовое регулирование, при рассмотрении настоящего спора в предмет судебного исследования входят вопросы, связанные с наличием у истца права на применение произвольной формулы определения размера платы за оказанные услуги на согласованных управляющей компанией с региональным оператором условиях учета объема ТКО исходя из количества контейнеров и их объема и без учета требований пункта 148(30) Правил N 354.
Данные обстоятельства при новом рассмотрении не были включены в предмет судебного исследования при принятии обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение и постановление не отвечают требованиям стаей 168, 170, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в ином составе суда.
При новом рассмотрении спора суду первой инстанции следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, исходя из предмета и оснований заявленных требований, дать оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, оценить представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, после чего принять законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и распределить расходы по государственной пошлине, в том числе за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 18 октября 2022 года по делу N А69-3151/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае ведения раздельного накопления сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Таким образом, при отсутствии организованного раздельного накопления ТКО на территории субъекта Российской Федерации в силу пункта 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную собственникам помещений в многоквартирных домов, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) и приложением N 2 к Правилам исходя норматива накопления ТКО.
...
Поскольку собственниками ТКО в спорных правоотношениях являются собственники помещений МКД, а управляющая компания в данном случае при заключении договора действует в их интересах (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации), условия договора должны соответствовать требованиям Правил N 354 либо условиям, которые определены общим собранием собственников помещений.
Учитывая приведенное правовое регулирование, при рассмотрении настоящего спора в предмет судебного исследования входят вопросы, связанные с наличием у истца права на применение произвольной формулы определения размера платы за оказанные услуги на согласованных управляющей компанией с региональным оператором условиях учета объема ТКО исходя из количества контейнеров и их объема и без учета требований пункта 148(30) Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 марта 2023 г. N Ф02-77/23 по делу N А69-3151/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-77/2023
15.12.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7052/2022
22.11.2022 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-3151/19
18.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-3151/19
20.04.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1076/2021
14.12.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6154/20
02.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-3151/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-3151/19