город Иркутск |
|
23 апреля 2021 г. |
Дело N А19-30808/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования - Ткачевой Т.Б. (доверенность N 01/116 от 15.01.2021, диплом, паспорт); общества с ограниченной ответственностью "Компания Энергосервис" - Белоусовой Е.В. (доверенность от 20.06.2019, удостоверение адвоката); прокуратуры города Усолье-Сибирское - Шленской Г.А. (служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования и общества с ограниченной ответственностью "Компания Энергосервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2020 года по делу N А19-30808/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района Усольского районного муниципального образования (далее - администрация) и общество с ограниченной ответственностью "Компания Энергосервис" (ОГРН 1163850079623, ИНН 3811436890, далее - ООО "Компания Энергосервис", общество) обратились в Арбитражный суд Иркутской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление) о признании незаконным вынесенного по делу N 1-16-130/38-18 решения N 038/1029/19 от 07.10.2019.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2020 года дела по заявлениям администрации и общества объедены в одно производство, делу присвоен номер А19-30808/2019.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация сельского поселения Новожилкинского муниципального образования. Дело рассмотрено с участием прокуратура города Усолье-Сибирское.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация и общество обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационных жалобах заявители указывают на отсутствие в их действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства; доказательств достижения и реализации устного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению потенциальных участников аукциона, антимонопольным органом представлено не было; между администрацией и обществом отсутствовала какая-либо договоренность; требования Технического задания не ограничивают иных хозяйствующих субъектов в участии на аукционе; антимонопольным органом не проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке, нарушены сроки рассмотрения поступивших от прокуратуры материалов и антимонопольного дела.
В отзыве на кассационные жалобы прокуратура города Усолье-Сибирское выражает несогласие с доводами заявителей, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Другими лицами отзывы на кассационные жалобы не представлены.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Управление и администрация сельского поселения Новожилкинского муниципального образования явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие.
В судебном заседании представители администрации и ООО "Компания Энергосервис" доводы кассационных жалоб поддержали, просили обжалуемые судебные акты отменить, а представитель прокуратуры против заявленных доводов кассационных жалоб возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступили материалы из прокуратуры города Усолье-Сибирское, указывающие на наличие в действиях администрации района и ООО "Компания Энергосервис" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом Иркутского УФАС России N 387/18 от 12.11.2018 в отношении указанных лиц возбуждено дело по признакам нарушения положений пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.
В соответствии с планом приватизации муниципального имущества муниципального района Усольского районного муниципального образования на 2016 год, утвержденного решением Думы муниципального района Усольского районного муниципального образования N 178 от 16.02.2016, на основании размещенного 20.12.2016 на сайтах администрации и torgi.gov.ru извещения N 201216/11083274/02, администрацией проведены торги в форме аукциона, предметом которых являлось здание административное, нежилое, шлакоблочное, общей площадью 525,98 м2, кадастровый номер 38:16:000069:912, расположенное по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Новожилкино, ул. 1-я Совхозная, 1. Начальная цена продажи имущества 1 519 000 рублей.
Для участия в вышеуказанных торгах поступило две заявки - гражданина Вагина И.А. и ООО "Компания Энергосервис". Оба участника допущены к участию в открытом по составу участников и форме подачи предложений о цене имущества аукционе (протокол N 1 от 25.01.2017).
ООО "Компания Энергосервис" предложила цену в размере 1 594 950 рублей. Гражданин Вагин И.А. предложений по цене не направил.
По результатам проведенного аукциона между администрацией района и ООО "Компания Энергосервсис" заключен договор купли-продажи муниципального имущества N 45 от 06.02.2017.
Администрацией 18.09.2017 в план закупок и план-график размещения заказов 2017 года N 2017013430005400030002 на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд включена закупка на приобретение 10 квартир в собственность Усольского районного муниципального образования на сумму 15 116 840 рублей. На официальном интернет-сайте zakupki.gov.ru администрацией 29.09.2017 размещено извещение N 0134300054017000110 о проведении электронного аукциона на покупку 10 квартир в собственность муниципального района Усольского районного муниципального образования.
Раздел III документации об электронном аукционе содержит проект контракта.
В соответствии с пунктами 6, 9 приложения N 2 к проекту контракта (далее - Техническое задание) установлены виды поставляемого товара и требования к нему: отдельные благоустроенные квартиры, которые должны находиться в пределах села Новожилкино, расположены в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию не ранее 01.01.2017 (первичное жилье, не эксплуатируемое ранее), общая площадь однокомнатных квартир (6 штук) - не менее 32 м2 и не более 44,5 м2 каждая, двухкомнатных квартир (4 штуки) - не менее 46 м2 и не более 69 м2 каждая, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Пунктом 7 Технического задания установлены условия поставки товара: квартиры должны находиться в собственности поставщика на момент заключения контракта. Квартиры должны быть свободными для использования и проживания, находиться в технически исправном состоянии. Пунктом 8 технического задания установлены общие требования к товару: квартиры, а также общее имущество в многоквартирном доме, должны быть благоустроенными, соответствовать требованиям к жилому помещению, указанным в постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и отвечать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности СанПин 2.1.2.2645-10, СНиП 31-01-2003.
На участие в данном аукционе подана единственная заявка субъекта малого предпринимательства - ООО "Компания Энергосервис", с которым впоследствии администрацией заключен контракт N 79 от 20.11.2017 на покупку 10 квартир в собственность муниципального района Усольского районного муниципального образования. Цена контракта составляет 15 116 840 рублей. Все 10 квартир находятся в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Новожилкино, ул. 1-я Совхозная, 1, то есть в доме, который был ранее куплен ООО "Компания Энергосервис" как нежилое административное здание на аукционе по продаже муниципального имущества 06.02.2017 (договор купли-продажи N 45).
В письменных пояснениях о выборе местонахождения объекта закупки (условие технического задания о том, что квартиры должны быть расположены в селе Новожилкино, Усольского района, Иркутской области) администрация указала, что строительство иных объектов другими хозяйствующими субъектами на территории Новожилкинского и Большееланского муниципальных образований Усольского района не велось. Границы территории Большееланского муниципального образования администрацией района не рассматривались. В связи с чем, для покупки 10 квартир выбрано именно село Новожилкинское, где и располагался подходящий многоквартирный дом.
Согласно представленным в антимонопольный орган письменным пояснениям общества, ООО "Компания Энергосервис" произвело в установленном порядке работы в соответствии с проектом ООО "Иркутское общество проектировщиков" "Реконструкция здания, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Новожилкино, ул. 1-я Совхозная, дом N 1" N 41-05/5 от 2015 года.
Антимонопольным органом установлено, что указанный проект был изготовлен ООО "Иркутское общество проектировщиков" в 2015 году по заказу администрации на основании муниципального контракта N 41 от 19.05.2015 "на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию здания, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Новожилкино, ул. Совхозная, д. 1, и получения положительных заключений ГАУИО "Ирэкспертиза" и государственной экологической экспертизы", который заключен в рамках проведения администрацией электронного аукциона (извещение N 0134300054015000049). В техническом задании к контракту N 41 от 19.05.2015 содержится наименование проектируемого объекта: двухэтажный десятиквартирный дом.
Согласно пояснениям администрации, данный проект передан ООО "Компания Энергосервис" в порядке социально-экономического сотрудничества, безвозмездно, на основании соглашения N 23-17 от 15.06.2017 в связи с тем, что указанная проектная документация изготовлена в отношении конкретного объекта, выбывшего в порядке приватизации из муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 3.10 данного соглашения ООО "Компания Энергосервис" обязуется принять на себя обязательство по реконструкции нежилого административного здания, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Новожилкино, ул. 1-я Совхозная, 1, в многоквартирный жилой дом с использованием проекта реконструкции здания, с последующим возвратом.
Также антимонопольным органом установлено, что 09.08.2017 ООО "Компания Энергосервис" обратилось в администрацию Новожилкинского муниципального образования с заявлением о переводе нежилого помещения общей площадью 525,98 м2 по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Новожилкино, ул. 1-я Совхозная, дом N 1, в жилое. Постановлением от 22.08.2017 N 65 администрации сельского поселения Новожилкинского муниципального образования "О переводе нежилого помещения в жилое помещение" нежилое здание, расположенное по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Новожилкино, ул. 1-я Совхозная, дом N 1, было переведено в жилое. На основании данного постановления выдано Уведомление о переводе нежилого помещения в жилое помещение от 23.08.2017, и оно явилось основанием проведения переустройства и перепланировки с учётом Проекта реконструкции.
После перевода спорного здания в жилое и завершения реконструкции нежилого здания с учетом указанного Проекта, администрацией сельского поселения Новожилкинского муниципального образования обществу выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 13.11.2017 N RU38521304-01/2017.
Из указанного антимонопольным орган сделан вывод о том, что на момент подведения итогов 24.10.2017 и рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0134300054017000110 у ООО "Компания Энергосервис" отсутствовал документ подтверждающий ввод в эксплуатацию вышеуказанного многоквартирного дома.
Учитывая последовательность описанных действий, антимонопольный орган посчитал, что они свидетельствуют об осуществлении покупки квартир в рамках процедуры Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) формально, так как фактически под характеристики, которые были указаны в Техническом задании документации об электронном аукционе подходил единственный дом, который находился в селе Новожилкино и принадлежал ООО "Компания Энергосервис", иных зданий с такими характеристиками на территории села Новожилкино не имелось.
Установив вышеуказанные обстоятельства, антимонопольный орган пришел к выводу, что совокупность указанных выше действий администрации и ООО "Компания Энергосервис" свидетельствуют о достижении и реализации соглашения в целях покупки 10 квартир в собственность муниципального района, привели или могли привести к ограничению потенциальных участников аукциона по извещению N 0134300054017000110, являются нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
По итогам рассмотрения дела Иркутским УФАС России вынесено решение N 038/1029/19 от 07.10.2019, которым администрация района и ООО "Компания Энергосервис" признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, администрация и общество обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
На основании пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016).
Принимая во внимание указанное и учитывая правовой смысл и содержание определенных статьей 4 Закона о защите конкуренции понятий соглашения, конкуренции, признаков ограничения конкуренции, суды двух инстанций по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон пришли к обоснованному и мотивированному выводу о доказанности антимонопольным органом совершение администрацией и обществом действий выразившихся в достижении и реализации антиконкурентного соглашения в целях покупки 10 квартир в собственность муниципального района, имеющего своей целью ограничение конкуренции, либо которое могло привести к ограничению конкуренции, ограничению доступа на товарный рынок.
Судами учтена совокупность последовательных действий и взаимоотношений администрации и ООО "Компания Энергосервис", направленных сторонами исключительно на создание условий для общества с целью приобретения у него жилых помещений. Апелляционным судом обоснованно отмечено, что администрация при реализации обществу указанного нежилого здания понимало и осознавало, что оно будет реконструировано, в результате чего будут образованы 10 жилых помещений с известными параметрами по разработанному администрацией проекту реконструкции, которые были указаны в аукционной документации на приобретение жилых помещений; организация аукциона фактически была направлена на приобретение жилых помещений исключительно у общества в указанном реконструированном здании с параметрами в полной мере соответствующими проектной документации реконструкции нежилого здания; в результате указанных действий иные участники были ограничены к доступу на указанный товарный рынок.
Суды обоснованно признали, что представленная антимонопольным органом в материалы дела совокупность доказательств подтверждает заинтересованность каждого из указанных лиц в наступившем результате их действий.
Реализация участниками антиконкурентного соглашения привела или могла привести к ограничению доступа на товарный рынок.
Запрет, установленный пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, является безусловным, который не требует доказывания фактических или возможных негативных последствий для конкуренции в связи с его нарушением.
С учетом изложенного является правильным вывод судов о надлежащей квалификации антимонопольным органом вышеназванных действий администрации и общества по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Судами установлено, что при рассмотрении дела антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке с учетом временного интервала с 10.11.2016 по 12.11.2018, определенных продуктовых и географических границ, и составлен аналитический отчет (обзор) в соответствии с установленными требованиями и в необходимом объеме для принятия решения, а также составлено заключение по делу.
Суды пришли к обоснованным выводам о том, что антимонопольным органом факт антиконкурентного соглашения между администрацией и обществом, реализация которого привела или могла привести к ограничению доступа на товарный рынок, установлен на основании исследования в совокупности установленных Управлением и полученных от прокуратуры города Усолье-Сибирское сведений и информации, что не противоречит закону. Процедура возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проверена судами, установлено отсутствие нарушений, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения.
Судами правомерно отмечено, что нарушение установленного частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции срока рассмотрения антимонопольным органом дела не может являться безусловным основанием для признания решения антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства незаконным.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности вынесенного антимонопольным органом решения.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в жалобах, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2020 года по делу N А19-30808/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Запрет, установленный пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, является безусловным, который не требует доказывания фактических или возможных негативных последствий для конкуренции в связи с его нарушением.
С учетом изложенного является правильным вывод судов о надлежащей квалификации антимонопольным органом вышеназванных действий администрации и общества по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Судами установлено, что при рассмотрении дела антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке с учетом временного интервала с 10.11.2016 по 12.11.2018, определенных продуктовых и географических границ, и составлен аналитический отчет (обзор) в соответствии с установленными требованиями и в необходимом объеме для принятия решения, а также составлено заключение по делу.
...
Судами правомерно отмечено, что нарушение установленного частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции срока рассмотрения антимонопольным органом дела не может являться безусловным основанием для признания решения антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства незаконным."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2021 г. N Ф02-1205/21 по делу N А19-30808/2019