город Иркутск |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А10-3726/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Борхоновой Л.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Саенко С.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - Мироновой О.Б. (доверенность от 19.10.2020, диплом, паспорт); муниципального учреждения "Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации г. Улан-Удэ" - Донаканян И.Г. (доверенность N 2461 от 01.09.2020, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 года по делу N А10-3726/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (ОГРН 1200300002320, ИНН 0326575420, далее - ООО "Альянс") и индивидуальный предприниматель Тухаренов Сергей Александрович (ОГРНИП 304032318100141, ИНН 032500191902) обратились в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России, Управление) о признании незаконным решения от 06.08.2020, вынесенного по результатам рассмотрения жалоб N 003/01/18.1-656/2020 и N 003/01/18.1-660/2020, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Южный" (далее - ООО "Южный", общество), некоммерческое партнерство "Транспортная компания "Дархан-авто", муниципальное учреждение "Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации г. Улан-Удэ" (далее - Комитет по транспорту, Комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2021 года, заявленные требования удовлетворены, решение антимонопольного органа от 06.08.2020 признано недействительным, на Управление возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Южный" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить по мотивам неправильного применения судами норм материального права и принять новое решение.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что общество просило Комитет лишь посчитать баллы в сторону уменьшения, а не изменить свою заявку; уменьшение суммы баллов не свидетельствует о предоставлении обществу преимущества в открытом конкурсе; суд апелляционной инстанции вышел за пределы своих полномочий тем, что установил наличие в заявке ООО "Южный" признаков нарушения антимонопольного законодательства, определил итоги повторного рассмотрения жалоб ООО "Альянс" и предпринимателя Тухаренова С.А.; апелляционным судом не учтено, что с 04.09.2024 общество имело возможность поставить на маршрут спорные 4 автобуса.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Предприниматель Тухаренов С.А., Управление, ООО "Южный" и некоммерческое партнерство "Транспортная компания "Дархан-авто" явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представители ООО "Альянс" и Комитета по транспорту против заявленных доводов кассационной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.04.2020 Комитетом опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по городскому маршруту N 97, 97 "Квартал" г. Улан-Удэ.
Согласно протоколу рассмотрения заявок N 02 от 17.06.2020 конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе всех претендентов (ООО "Альянс", предприниматель Тухаренов С.А., ООО "Южный", некоммерческое партнерство "Транспортная компания "Дархан-авто").
Решением конкурсной комиссии от 24.07.2020 во исполнение предписания Бурятского УФАС России N 003/01/18.1-555/2020 от 17.07.2020 протокол N 02 от 17.06.2020 отменен, заседание по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе назначено на 28.07.2020.
Также в действиях ООО "Южный" при участии в указанном конкурсе антимонопольный орган выявил признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдал обществу предупреждение N 24 от 23.07.2020, указав на необходимость прекращения действий, выразившихся в предоставлении в заявке на участие в открытом конкурсе четырех транспортных средств, принадлежащих ООО "Гусиноозерский маршрут" на праве собственности, которые приобретены на предоставленную из бюджета муниципального образования "Город Гусиноозерск" субсидию, путем исключения из конкурсной заявки указанных 4 транспортных средств.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 02 от 28.07.2020 к участию в конкурсе допущены ООО "Альянс", предприниматель Тухаренов С.А. и ООО "Южный". При этом ООО "Южный" обратилось к организатору торгов с просьбой при оценке его заявки не учитывать четыре спорных транспортных средства.
О возможности такой оценки заявки ООО "Южный" было разъяснено антимонопольным органом организатору торгов ответом от 28.07.2020 на запрос Комитета.
Протоколом конкурсной комиссии N 03 от 28.07.2020 победителем конкурса признано ООО "Южный".
Полагая, что действия организатора конкурса, выразившиеся в допуске претендента ООО "Южный" к участию в конкурсе, совершены в нарушение положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, ООО "Альянс" и предприниматель Тухаренов С.А. обратились в антимонопольный орган с жалобами на действия Комитета.
Решением Бурятского УФАС России от 06.08.2020 жалобы заявителей признаны необоснованными.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ООО "Альянс" и предприниматель Тухаренов С.А. оспорили его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителей. При этом суды исходили из того, что антимонопольным органом при рассмотрении жалоб заявителей были нарушены положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в связи с неполным исследованием обстоятельств дела, ненадлежащей их оценки.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Судами установлено, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в направленной на открытый конкурс заявке ООО "Южный" указало, в том числе четыре транспортных средства, принадлежащих ООО "Гусиноозерский маршрут" на праве собственности, которые приобретены на предоставленную из бюджета муниципального образования "Город Гусиноозерск" субсидию и используются на муниципальных регулярных перевозках в границах городского поселения "Город Гусиноозерск".
Бурятским УФАС России в рассматриваемых действиях общества были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, в связи с чем было выдано предупреждение N 24 от 23.07.2020.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется, в том числе по критерию влияющих на качество перевозок характеристик транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (пункт 3 части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 4.3.2 Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Улан-Удэ по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации г. Улан-Удэ от 06.02.2019 N 22 (далее - Порядок N 22), для участия в открытом конкурсе претенденты представляют в составе заявки перечень транспортных средств, заявляемых к осуществлению пассажирских перевозок.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 Порядка N 22 для определения победителя открытого конкурса конкурсной комиссией проводится рассмотрение документов, представленных участниками открытого конкурса в составе заявки. Конкурсная комиссия проводит оценку и сопоставление представленных заявок на участие в открытом конкурсе по каждому критерию по балльной системе согласно шкале для оценки критериев, установленных нормативным правовым актом администрации г. Улан-Удэ.
Пунктом 4.5 Порядка N 22 установлено, что претенденты вправе отозвать или изменить заявку путем письменного уведомления комиссии до окончания срока подачи заявок.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что при повторном проведении конкурса конкурсной комиссией была допущена заявка ООО "Южный", которая впоследствии оценивалась без учета указанных в ней 4 спорных транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия по созданию участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Обращаясь в антимонопольный орган с жалобами на действия организатора торгов, ООО "Альянс" и предприниматель Тухаренов С.А. ссылались на предоставление конкурсной комиссией обществу преимущественных условий, выраженных в возможности изменения заявки после окончания срока подачи заявок.
При рассмотрении жалоб по существу антимонопольный орган признал их необоснованными на основании выводов о том, что в заявке ООО "Южный" не содержалось недостоверных сведений, конкурсная комиссия действовала согласно законодательству, признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции Управлением не установлены.
Как верно было установлено судом первой инстанции, антимонопольным органом при рассмотрении жалоб не была дана оценка действий организатора торгов на предмет нарушения запрета в предоставлении преимущественных условий участия в конкурсе кому-либо из участников. Суд верно отметил, что само по себе указание на отсутствие признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, без оценки конкретных действий организатора торгов, не может свидетельствовать о соблюдении прав заявителей на надлежащее рассмотрение их жалоб с вынесением обоснованного решения.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая вопрос о нарушении прав заявителей по делу, также обоснованно указал, что антимонопольным органом дана ненадлежащая оценка обстоятельствам дела, так как при наличии в заявке общества признаков недобросовестной конкуренции и истечении возможных для отзыва или изменения заявки сроков, допуск ООО "Южное" к участию в конкурсе не представляется возможным; законодательством не предусмотрено право конкурсной комиссии давать оценку заявке участника конкурса лишь в той части, которая соответствует закону и не рассматривать ту часть заявки, в которой участником конкурса допущена ненадлежащая конкуренция.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о нарушении антимонопольным органом положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, недействительности оспариваемого решения антимонопольного органа.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы своих полномочий тем, что установил наличие в заявке ООО "Южный" признаков нарушения антимонопольного законодательства и тем самым определил итоги повторного рассмотрения жалоб ООО "Альянс" и предпринимателя Тухаренова С.А., суд округа отклоняет, так как признаки нарушения обществом антимонопольного законодательства были установлены Управлением, в связи с чем и было выдано предупреждение N 24 от 23.07.2020.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы представителем ООО "Южный" Дашиевым В.В. за общество уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату ООО "Южный" из федерального бюджета (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 года по делу N А10-3726/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Южный" в лице представителя Дашиева В.В. из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 21.02.2021.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно было установлено судом первой инстанции, антимонопольным органом при рассмотрении жалоб не была дана оценка действий организатора торгов на предмет нарушения запрета в предоставлении преимущественных условий участия в конкурсе кому-либо из участников. Суд верно отметил, что само по себе указание на отсутствие признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, без оценки конкретных действий организатора торгов, не может свидетельствовать о соблюдении прав заявителей на надлежащее рассмотрение их жалоб с вынесением обоснованного решения.
...
При подаче кассационной жалобы представителем ООО "Южный" Дашиевым В.В. за общество уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату ООО "Южный" из федерального бюджета (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах")."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф02-1153/21 по делу N А10-3726/2020