город Иркутск |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А58-6383/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Гуляевой А.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Акимова А.Ю.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) Ивановой О.Л. (доверенность от 23.06.2020, диплом), Самойловой И.Ю. (доверенность от 07.05.2021),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя общества с ограниченной ответственностью "Нерюнгри-Металлик" Бурмистрова А.В. (доверенность от 22.11.2018, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 года по делу N А58-6383/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нерюнгри-Металлик" (ОГРН 1021401004877, ИНН 1434024359, г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия); далее - ООО "Нерюнгри-Металлик", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания от 12.06.2020 N 3069к Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), Управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт о признании пункта 2 предписания Управления недействительным. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 (далее - СП 3.1.3597-20), Временных правил работы вахтовым методом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 N 601 (далее - Временные правила N 601), Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 N 3 (далее - СП 3.4.2318-08), Методических рекомендаций МУ 3.1.3260-15 "Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 24.03.2015, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционным судом не учтено, что в соответствии с Временными правилами N 601 работодатели осуществляют меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции и реализуют противоэпидемические требования, в том числе при организации проезда работников к месту выполнения работ и обратно; Управлением были установлены границы очага - вся территория вахтового поселка ООО "Нерюнгри-Металлик", в пределах которой возможно распространение возбудителя болезни; все выявленные больные являются источником инфекции и подлежат изоляции, все прочие проживающие в вахтовом поселке, являются "восприимчивым организмом" и подлежат медицинскому наблюдению в течение 14 дней в обсерваторе или в общежитии; при выезде с вахты остается высоким риск распространения инфекции за пределами поселка в другие районы страны с работниками, имевшими контакты с заболевшими, следовательно, такая мера, как организация лабораторного тестирования работников, выезжающих из вахтового поселка, является обоснованным и своевременным решением, основанным на нормах санитарного законодательства; предписание (пункт 2) было выдано в целях санитарной охраны территории Российской Федерации от распространения COVID-19.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Нерюнгри-Металлик" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) и ООО "Нерюнгри-Металлик" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании информации ООО "Нерюнгри-Металлик" о выявлении 7 лабораторно подтвержденных случаях коронавирусной инфекции среди работников Общества в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции среди вахтовых рабочих и населения Республики Саха (Якутия) Управлением выдано предписание об устранении нарушений от 02.06.2020 N 2500к.
В дополнение к этому предписанию в связи с продолжением производственной деятельности, предусматривающей плановый выезд и заезд вахтовых рабочих в другие регионы Российской Федерации и из них, Обществу выдано предписание от 12.06.2020 N 3069к о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, пунктом 2 которого предписано обеспечить выезд с вахты клинически здоровых лиц по итогам непрерывного медицинского наблюдения в течение 14 дней, не имевших в этот период контактов с больными новой коронавирусной инфекцией и лицами с ОРВИ, с отрицательными результатами лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию. Срок исполнения: постоянно, до стабилизации эпидемиологической обстановки.
ООО "Нерюнгри-Металлик" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемый пункт 2 предписания от 12.06.2020 не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу о несоответствии предписания в оспариваемой части требованиям действующего законодательства, отсутствии в предписании конкретных указаний, четкой формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, отсутствии правового обоснования возложения на общество указанной обязанности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (статья 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона N 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
СП 3.1.3597-20, которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, предусмотрено, что эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает в себя: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях (пункт 4.2).
Временные правила N 601, устанавливают особенности порядка применения вахтового метода работы в условиях реализации мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции и распространяются на организации, применяющие вахтовый метод работы.
Временными правилами N 601 предусмотрено, что работодатели осуществляют меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции и реализуют противоэпидемические требования на производственных объектах и в местах междусменного отдыха, а также при организации смены работников, проезда к месту выполнения работ и обратно, в местах сбора на вахту (пункт 2). В случае если в период реализации мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции допуск на вахту вновь поступающих (сменных) работников обеспечивается после прохождения ими необходимой временной изоляции (обсервации) на срок 14 дней, указанный срок включается во время нахождения работников в пути с оплатой за каждый день не ниже дневной тарифной ставки, части оклада (должностного оклада) за день работы (дневной ставки) (пункт 6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ, СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 02.04.2020 N 6 (далее - Постановление N 6) введены ограничительные мероприятия по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в вахтовые поселки.
Пунктом 1.1 данного Постановления установлено руководителям предприятий, использующих сезонную рабочую силу вахтовым методом, максимально приостановить завоз новой рабочей силы из других регионов страны, продлить трудовые договора с ранее прибывшими рабочими.
При завозе новых сезонных рабочих на территорию Республики Саха (Якутия), в том числе на места дислокации (промышленные участки), осуществлять их размещение в отдельной зоне в специально выделенных для этого жилых модулях (помещениях) на срок 14 дней со дня прибытия на вахту (пункт 1.3).
Организовать ответственными должностными лицами ежедневное наблюдение за новоприбывшими с измерением температуры утром и вечером, осмотром, опросом, с отметкой о состоянии здоровья в специальном журнале (пункт 1.8).
Организовать на производственных участках в местах дислокации рабочих изоляторы для временного размещения инфекционных больных, в том числе с признаками ОРВИ и подозрением на новую коронавирусную инфекцию, до определения дальнейшей тактики ведения в отношении больного медицинскими работниками (пункт 1.9). После изоляции больного определить круг лиц, общавшихся с ним, провести их изоляцию с проведением дезинфекционных мероприятий (пункт 1.11).
Рекомендации по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, раздел 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Методические рекомендации. МР 3.1/2.2.0176/1-20 (далее - МР 3.1/2.2.0176/1-20), регламентируют, что работники перед отправкой на вахту должны пройти осмотр врача по месту пребывания (пункт 1.1). За двое суток до отправки на вахту проводится лабораторное обследование рабочих на COVID-19. При подозрении на COVID-19 (наличие положительного результата) в отношении работника и его контактных лиц организуется комплекс соответствующих противоэпидемических мероприятий с запретом выезда (пункт 1.5). При отсутствии признаков заболевания и наличии отрицательных результатов исследований биоматериала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) сотрудники направляются к месту осуществления производственной деятельности и допускаются к работе (пункт 1.6). Отправка рабочих с вахты осуществляется только после пройденного медицинского осмотра с измерением температуры тела (пункт 3.13).
Исходя из анализа приведенных санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к организации работы в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, в том числе вахтовым методом, суд апелляционной инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что требование о медицинском наблюдении в течение 14 дней с лабораторным обследованием на COVID-19 установлено в отношении вновь прибывающих (сменных) на вахту работников в специально приспособленных помещениях, предназначенных для наблюдения за здоровьем работников (гостиницы, пансионаты, санатории, дома и базы отдыха - места (учреждения) временного пребывания, которые функционируют по типу обсерваторов, а также лиц, в том числе работников, контактировавших с больными COVID-19.
Нормами Федерального закона N 52-ФЗ, приведенными Санитарными правилами и рекомендациями Роспотребнадзора, или какими-либо иными нормативными правовыми актами в области санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе теми, на которые ссылается Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в кассационной жалобе, не установлена обязанность проведения таких санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, указанных в оспариваемом пункте 2 предписания от 12.06.2020, как обеспечение выезда с вахты клинически здоровых лиц по итогам непрерывного медицинского наблюдения в течение 14 дней, не имевших в этот период контактов с больными новой коронавирусной инфекцией и лицами с ОРВИ, с отрицательными результатами лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию.
Пункт 2 предписания Управления от 12.06.2020 N 3069к не содержит указания на нормы права, в соответствии с которыми на Общество возложена обязанность проведения указанных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции мотивированно признал пункт 2 предписания Управления от 12.06.2020 N 3069к не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим законные права заявителя.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 года по делу N А58-6383/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из анализа приведенных санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к организации работы в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, в том числе вахтовым методом, суд апелляционной инстанции пришел к мотивированному выводу о том, что требование о медицинском наблюдении в течение 14 дней с лабораторным обследованием на COVID-19 установлено в отношении вновь прибывающих (сменных) на вахту работников в специально приспособленных помещениях, предназначенных для наблюдения за здоровьем работников (гостиницы, пансионаты, санатории, дома и базы отдыха - места (учреждения) временного пребывания, которые функционируют по типу обсерваторов, а также лиц, в том числе работников, контактировавших с больными COVID-19.
Нормами Федерального закона N 52-ФЗ, приведенными Санитарными правилами и рекомендациями Роспотребнадзора, или какими-либо иными нормативными правовыми актами в области санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе теми, на которые ссылается Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в кассационной жалобе, не установлена обязанность проведения таких санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, указанных в оспариваемом пункте 2 предписания от 12.06.2020, как обеспечение выезда с вахты клинически здоровых лиц по итогам непрерывного медицинского наблюдения в течение 14 дней, не имевших в этот период контактов с больными новой коронавирусной инфекцией и лицами с ОРВИ, с отрицательными результатами лабораторных исследований на новую коронавирусную инфекцию."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2021 г. N Ф02-1822/21 по делу N А58-6383/2020
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1130/2022
19.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6695/20
14.05.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1822/2021
20.01.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6695/20
06.11.2020 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6383/20