город Иркутск |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А19-5453/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области - Канышевой О.А. (доверенность от 16.11.2020, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 года по делу N А19-5453/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (далее - Уполномоченный по защите прав предпринимателей) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству экономического развития Иркутской области (далее также - Министерство экономического развития, министерство) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 24.12.2019 N 02-62-6242/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Ясенский Геннадий Григорьевич (далее - Ясенский Г.Г., предприниматель).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство экономического развития обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Как указано в кассационной жалобе, Ясенский Г.Г. не отвечал условиям, предъявляемым к получателю субсидии, поскольку согласно сведениям, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, имел задолженность по налогам, пеням штрафам. Поступление в рамках межведомственного взаимодействия недостоверных сведений о наличии задолженности не свидетельствует о неправомерном отказе министерства в доступе к участию в конкурсе.
Суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство об отложении судебного разбирательства, назначенного на 18.11.2020, чем лишил заявителя кассационной жалобы возможности участвовать в исследовании письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области от 12.11.2020 N 16-14/16840.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в отзыве поддержал принятые по делу судебные акты как законные и обоснованные, в заседании суда округа представитель указанного лица поддержал доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены судом округа по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет", однако представителей для участия в заседании не направили, в связи с чем, рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, 29.11.2019 Ясенский Г.Г. подал заявку на участие в конкурсе на предоставление субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности.
Министерством было принято решение об отказе предпринимателю в допуске к участию в конкурсе, оформленное письмом 24.12.2019 N 02-62-6242/19. Основанием отказа послужило наличие у Ясенского Г.Г. задолженности перед бюджетом по состоянию на дату подачи документов (29.11.2019) по информации, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Не согласившись с решением Министерства экономического развития, Ясенский Г.Г. 06.02.2020 обратился к Уполномоченному по защите прав предпринимателей с жалобой.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным письма от 24.12.2019 N 02-62-6242/19.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правильно исходили из следующего.
Постановлением Правительства Иркутской области от 02.10.2019 N 811-пп установлено, что в Иркутской области осуществляется государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности и утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на возобновление их деятельности (далее - Положение).
Субсидии предоставляются при соответствии предпринимателя условиям, установленным Положением, в том числе у предпринимателя должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на день представления документов, указанных в пунктах 12, 13 Положения.
Для участия в конкурсе предприниматели в срок, установленный в извещении, вправе представить в министерство лично либо через организации почтовой связи, либо через многофункциональный центр, в том числе документы, подтверждающие отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на день представления документов, в случае, если указанные документы не представлены предпринимателями по собственной инициативе, министерство запрашивает их (сведения, содержащиеся в них) в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.
В силу пункта 18 Положения основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
1) представление документов с нарушением срока, установленного в извещении;
2) несоответствие предпринимателя категории и условиям, установленным пунктами 6, 7 Положения;
3) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в подпунктах 1 - 14, 16 - 18 пункта 12 Положения;
4) недостоверность представленной предпринимателем информации.
На дату подачи заявки Ясенский Г.Г. представил справку N 2975594 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области (далее - налоговый орган) об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по состоянию на 29.11.2019.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах министерством в рамках межведомственного взаимодействия 06.12.2019 были получены сведения о наличии задолженности у предпринимателя по уплате налогов и сборов на дату подачи заявления 29.11.2019.
По запросу суда налоговый орган письмом от 12.11.2020 N 16-14/16840 представил информацию, подтверждающую отсутствие у Ясенского Г.Г. задолженности по налогам, пеням, штрафам по состоянию на 29.11.2019. В данном письме также указано, что ранее направленная министерству в рамках межведомственного взаимодействия информация о наличии задолженности направлена неправомерно, в результате технической ошибки.
Иных доказательств наличия задолженности, препятствующей возможности участия в конкурсе на получение субсидии, Министерство экономического развития не представило. При этом министерство не было лишено возможности явки в судебное заседание 18.11.2020 для участия в исследовании письма налогового органа от 12.11.2020 N 16-14/16840. Изложенный в ходатайстве министерства от 10.11.2020 об отложении рассмотрения дела факт нахождения его представителя в очередном отпуске является внутренним организационным вопросом и не свидетельствует о невозможности участия другого представителя в заседании суда первой инстанции.
Поскольку Ясенским Г.Г. для участия в конкурсе был представлен достоверный документ об отсутствии задолженности по обязательным платежам, является правильной позиция судов о том, что ошибочно предоставленная налоговым органом информация в рамках межведомственного взаимодействия не могла являться основанием для вынесения письма от 24.12.2019 N 02-62-6242/19.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 года по делу N А19-5453/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 года по делу N А19-5453/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 года по тому же делу,"
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2021 г. N Ф02-2164/21 по делу N А19-5453/2020